40 - Последние дни Пророка Мухаммада

Editor


40 - Последние дни Пророка Мухаммада

После возвращения с Прощального хаджа в Медину у Посланника Аллаха ослабло здоровье. В эти дни, когда он неважно себя чувствовал, Пророк Мухаммад посетил могилы шахидов Ухуда и совершил заупокойный намаз (джаназа намаз). Также, в одну из ночей, Пророк пошел на Джанут аль-Баки, там молил Аллаха о милости для обитателей кладбища и только после этого вернулся домой. В те же дни, представитель племени мазхидж Асвад аль-Анси из Йемена стал утверджать о своем пророчестве. Заручившись поддержкой около шестисот сумари Асвад пошел прямиком на Сану, убил Шера, который не признал его и являлся сыном первого наместника Базана. Не довольствуясь убийством Шера Асад насильно взял себе в жены супругу покойного, Азад. Вслед за учиненными злодействами Асад стал полным властелином местности. Пророк Мухаммад послал письма наместникам и знатным людям близлежащих к данной местности областей, с требованием убрать этого самозванца. В конце конце Асвад с помощью Азад был убит (8 раби' аль-авваль 11/3 июня 632 года).

С другой стороны, представитель Бани Ханифа, которое послало в Медину делегацию, Мусайлимат аль-Каззаб, во время возвращения в Эмаме тоже стал утверждать о своем пророчестве. Пророк вновь послав послание пригласил его в ряды ислама. В ответном письме Мусайлима предложил Пророку Мухаммаду партнерство и настойчиво подчеркивал, что половина вселенной принадлежит курайшитам, а другая половина ему. Пророк написал ему, что вся вселенная, полностью, со всем живым и неживым принадлежит только и только Всевышнему Аллаху, и только Аллах может решить кого из своих рабов определить своим наместником в этом мире. Мусайлима был убит во время халифства досточтимого Абу Бакра.

На 11-ом году хиджры, в конце месяца сафар (май 632 года) Пророк Мухаммад решил отправить в Византийские земли, где произошло сражение при Муте, войско под командованием Усама бин Зейда. Готовившая к походу армия устроила ставку за пределами Медины в Джуруфе. В это время стало известно об усилении недомогания Пророка и Усама решил на некоторое время отложить выход войск.

Пророк Мухаммад страдал от головной боли, время от времени усиливавшейся, и высокой температуры. В эти дни, он с помощью близких приходил в аль-Масджид аль-Набави и там совершал намаз. Однажды взойдя на минбар и сказал: "Aллах поставил своего раба перед выбором мирской жизни или встречи с Ним. Раб божий предпочел встречу с Ним". Досточтимый Абу Бакр сразу понял, что данный раб божий это сам Пророк Ислама и начал проливать неутешные слезы, приговаривая при этом "О Посланник Аллаха, пусть наши отцы и матери будут жертвой тебе!". Пророк Мухаммад стал утешать его и сказал, что он доволен им. Вслед за этим, напомнив о совместных добрых делах и взаимопощи ансара и мухаджиров посоветовал им и впредь держаться вместе. Затем, сказал, что если он кому-то что-нибудь должен, то пусть они непременно придут и заберут свой долг. Пророк Мухаммад предупредил последователей непременно соблюдать права друг друга, вовремя отдавать долги и ни в коем случае не превращать его могилу в место поклонения.

Привлекает внимание совет Пророка Мухаммада дочери Фатиме и тете Сафийе: "Совершайте благие дела, заслуживающие милость Аллаха. В противном случае, при допросе Аллаха в отношении дозволенного и запрещенного (харам и халаль) даже я не буду в силах помочь вам".

Одно из последних пожеланий Пророка к мусульманам, это - хорошо относиться к людям, находящимся у них в подчинении и не забывать, что в День Суда они ответят за свои поступки перед Аллахом. Также, он предупредил о необходимости добропорядочного отношения к иностранным послам и вручения им подарков.

Последние дни Пророк Мухаммад провел возле досточтимой Аишы и за три до смерти, когда он совсем обессилел, приказал совершать намазы под руководством досточтимого Абу Бакра. Однажды, когда он почувствовал себя лучше, с помощью досточтимого Али и Фазыл б. Аббаса пошел в мечеть. Увидев Пророка Мухаммада досточтимой Абу Бакр, который совершал намаз с народом, сразу решил прервать и предоставить михраб Пророку. Посланник Аллаха указал чтоб не прерывали намаз и сам занял место рядом с досточтимом Абу Бакром. В день смерти, после намаза аль-фаджр (утреннего) досточтимой Абу Бакр навестил Пророка Мухаммада, но увидев что Пророку немного полегчало он, попросив разрешения удалиться, пошел домой. К большому сожалению, положение Пророка неожиданно ухудшилось. По словам досточтимой Аишы Пророк Ислама перед тем как навсегда перейти в мир иной тихим голосом произнес: "Ла иллахе иллал аллах, как тяжело расставание с душой!". Вслед за этими словами, на ее руках, словами "Маа'р рефики'л а'ла (самому могущественному покровителю" предстал пред Всевышним (13 раби' аль-авваль 11/8 июня 632 года, понедельник).

Кончина Пророка Ислама глубоко потрясла всех мусульман и даже такие из асхаба, как досточтимый Омар, который чувствовал радость мунафиков, в недоумении произносили, что Пророк не умер, он жив. Услышав о смерти Пророка, досточтимый Абу Бaкр прибежал к покойному и проподняв покрывало с лица Пророка Мухаммада, поцеловал его, сказав при этом: "О Посланник Аллаха, пусть мои отец и мать падут жертвой тебе! Ты был прекрасен при жизни, также прекрасен и при смерти!" После этого, досточтимый Абу Бакр пошел в мечеть и сказал: "О люди! Если есть поклоняющиеся Мухаммаду, пусть он знает что Мухаммад умер. А кто поклоняется Аллаху, пусть он знает, что Аллах бессмертен!" (Ибн Хишам, , II, 655-656). Вслед за этим, досточтимый Абу Бакр прочитал следующий айат: "И Mухаммад - не больше, чем посланник. Ему предшествовали многие другие, и если он умрет или погублен будет, ужель вы обратитесь вспять? Отступники ни в чем не повредят Аллаху, но благодарным же сполна воздаст Аллах" (Али Имран, 3/144). Омовение тела Пророка на следущий день, при помощи сыновей дяди Пророка Аббаса, Фазла, Кусема и Усама б. Зейда, совершил досточтимый Али. Затем они оставили тело в той же комнате, где он и умер. Заупокойный намаз не был совершен сообща, только сначала мужчины, затем женщины и последними дети в виде групп, способных поместься в помещение с телом Пророка, вошли в комнату и некоторое время остались наедине с телом усопшего. Тело, по словам досточтимого Абу Бакра, который основывался на хадис Пророка, предали земле, вырыв могилу на том же месте, где он и умер. Досточтимый Али, Фазл, Кусам и Усама опустили тело Пророка Мухаммада в могилу.

Прожив скромную жизнь и потратив все достигнутые материальные блага на пути Аллаха, Посланник Всевышнего оставил после себя незначительное наследство. Как и было сказано им самим: "Мы, пророки не оставляем наследства. Оставленное нами любое наследство - это милостыня (садака)" (Ибн Са'д, 2, стр. 314; Бухари, Хумус, 1). После смерти имущество Пророка Мухаммада состояло из белого мула, оружия и небольшого количества земель. Пророк Ислама наказал часть дохода с земель тратить на семью, а остальную часть перечислять в государственную казну. Незадолго до смерти у Пророка было 7 дирхамов, с которыми, по его словам ему будет неудобно пред взором Аллаха и поэтому решил, что будет намного лучше раздать эти деньги нуждающимся. Вместе с этим, известно, что кольчуга Пророка Мухаммада находилась тогда в качестве залога у одного еврея.

Духовное наследство Пророка Мухаммада является самым большим и бесценным и для уммы, и для всего человечества. Он, как подчернул и в Прощальной хутбе, оставил самое дорогое для нас, это - Священный Коран и Сунну. Религия Ислам, обосновываясь на этих двух источниках, на протяжении веков достигла самых дальних уголков земли и заняло достойное место в истории человечества.

لَقَدْ مَنَّ اللّٰهُ عَلَى الْمُؤْمِن۪ينَ اِذْ بَعَثَ ف۪يهِمْ رَسُولًا مِنْ اَنْفُسِهِمْ يَتْلُوا عَلَيْهِمْ اٰيَاتِه۪ وَيُزَكّ۪يهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَۚ وَاِنْ كَانُوا مِنْ قَبْلُ لَف۪ي ضَلَالٍ مُب۪ينٍ ﴿164)
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его айаты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении.
(Али Имран, 3/164)