27 - Сражение аль-Хандак

Editor


27 - Сражение аль-Хандак

 

Сражение аль-Хандак была последним нападением курайшитов на Медину. Для защиты города от врага, вокруг Медины были вырыты рвы и из-за этого война получила название аль-Хандак (на арабском языке слово аль-Хандак означает ров, траншея, окоп). В результате участия большого числа различных групп в этой войне, второе название было "Ахзаб" (группа, община). Союзниками курайшитов явились племена Гатафан, Фазара, Сулайм, Кинана, Сакиф, выселенные из Медины Бани Надир и оставшиеся в то время в Медине Бани Курайза. Война с точки зрения  политической и стратегической тактики отличалась от других войн. Она явилась защитной войной не только против одного врага, но и против всех общин противников того времени на всем Аравийском полуострове. Также эта война важна тем, что враги мусульман, евреи, поняли что в одиночку им не одолеть мусульман и заключили союз с курайшитами и другими арабскими племенами.
 
Аристократы Бани Надира, Хуай б. Ахтаб и Саллам б. Абу-ль-Хукайк, посетив Мекку встретились с лидерами курайшитов и подстрекали их против мусульман. Мекканцы с помощью союзных племен собрали многочисленное войско. Пророк узнав об этом, обсудил положение с сахабами и следуя предложению Салмана аль-Фариси решил вырыть окопы на северной стороне города, которая оставалась незащищенной от возможного нападения кавалерии врага. При самоотверженном труде мусульман и непосредственно самого Пророка, в течении нескольких недель были закончены работы по рытью окопов. По определению Мухаммада Хамидуллаха, длина окопов достигала 5.5 км, ширина 9 метров и глубина 4.5 метра.
 
Когда было закончено рытье окопов, вражеская армия из 10.000 (или 12.000) человек под командованием Абу Суфъяна б. Харба достигла границ города и обосновалась на северной стороне Медины, на месте Ухудской войны. Знамя лицимеров было у руках Османа б. Талхи из Бани Абдуддара. Число воинов исламской армии достигло 3000, знаменосцем мухаджиров был Зайд б. Хариса, а ансара Са'д б. Убада. Принимая во внимание превосходство численности вражеского войска, Пророк не посчитал правильным сражение на открытом поле. Пророк велел разместить женищин и детей в крепостях и укреплениях. Устроил свой лагерь у горы Саль, чтоб гора служила прикрытием с тыла, а передний край ограждался рвом. В слабо защищенных местах рва и на проходах выставили дозорных. Стратегия Пророка относительно курайшитов заключалась в демонстрации сил мусульман, из-за торгового пути понять необходимость в мусульманах, признать веру Ислама и наличие нового строения в Медине.
 
Курайшиты подойды к окраине Медины растерялись увидев невиданное доселе в Аравии систему защиты, ров. Во время осады противники обстреливали друг друга стрелами и закидывали камнями. Исламская армия воевала на двух фронтах, с одной стороны старалась предотвратить проникновение врага в город, с другой стороны - обезвредить противника на протяжении всей длины траншеи. Мушрики (многобожники) чередоваясь между собой атаковали позиции мусульман. Отрядами мушриков командовали такие известные воины как - Абу Суфъян, Хубайра б. Абу Вахб, Икрима б. Абу Джахл, брат Омара б. Хаттаба Дирар б. Хаттаб, Халид б. Валид и Амр б. Ас. Однажду шатер Пророка подвергся сильному обстрелу стрел мушриков, но сахабы успешно отбили эту атаку.
 
Между тем несколько кавалеристов курайшитов через узкое место прохода во рву перешли на сторону правоверных. Среди них находился известный среди арабов своей храбростью Амр б. Абдувад. Амр б. Абдувад для поединка потребовал одного воина из мусульман. Вызов принял молодой Али. Посланник Аллаха вручил Али свою саблю и намотал на его голову свою чалму. Не приняв всерьез Али, Амр б. Абдувад был сражен несколькими взамахами сабли Али. Вместе с ним погиб и Навфал б. Абдаллах, остальные были вынуждены отступить назад.
 
Несмотря на то, что за время двадцатидневной осады произошли небольшие стычки союзные войска противника не добились желаемого результата. Так как мушрики расчитывали на кратковременную войну, запасы продовольствия для воинов и для животных очень быстро закончились. Между тем мусульмане перехватили караван из двадцати верблюдов с провизией, который отправили мушрикам евреи Хайбера. К тому же, из-за наступления холодов мекканцы стали испытывать сильные трудности и им послали провизию на двадцати верблюдах, которые перехватили мусульмане. Последней каплей для паники мушриков послужило разрушение шатров во время сильной бури. Как раз был конец месяца шавваль, приближалось начало месяцев харам и скоро должен был начатся сезон хаджа. Абу Суфъян поняв, что при этих условиях он не получит никакого результата, и чтоб возвратиться в Мекку был вынужден снять осаду Медины (зу-ль-ка'да 5 года/апрель 627 года). 
 
В войне аль-Хандак, которая явилась поворотным пунктом в истории Ислама, погибло шесть мусульман и восемь человек из армии врага. Мусульмане испытали большие трудности во время этой войны, увидев многочисленное войско врага впали в смятение. Никогда не упускавший время намаза Пророк, во время осады ,один день был вынужден обеденный, послеобеденный, вечерний и намаз после захода солнца совершить все вместе ночью. Это показывает в каком тяжелом положении находились Пророк Аллаха и сахабы. Сура Ахзаб, по имени которой названа данная война, говоря об испуге правоверных, которому подверглись мусульмане увидев армию врага подчеркивает, что это событие явилось экзаменом веры и что, Аллах поддерживал мусульман невидимыми войсками (аль Ахзаб, 33/9-12, 25).
 
С войной аль-Хандак пришел конец последним попыткам мушриков убрать Пророка и мусульман. В поражении врага и их союзников - арабких племен - большую роль играли политика, дипломатия и разведывательные работы Пророка относительно разрыва отношений между евреями и племенами арабов. Одна из тактик Пророка во время войны была связана с Нуайм б. Мас'удом. Вождь племени Бани Ашджа' Нуайм б. Мас'уд недавно до этого принял Ислам, но об этом никто не знал. По желанию Пророка, Нуайм по отдельности навести Бани Курайзу и курайшитов и подстрекал их против друг друга. Таким образом, разлад в лагере противника, послужил  причиной для того, чтоб евреи Бани Курайзы остались вне дел.
 
После этой войны Пророк детально рассмотрел стратегию войны. Пророк понял, что перейти в наступление раньше противника является очень важной стратегией. В этом отношении был организован поход на Бани Курайза.
لَقَدْ مَنَّ اللّٰهُ عَلَى الْمُؤْمِن۪ينَ اِذْ بَعَثَ ف۪يهِمْ رَسُولًا مِنْ اَنْفُسِهِمْ يَتْلُوا عَلَيْهِمْ اٰيَاتِه۪ وَيُزَكّ۪يهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَۚ وَاِنْ كَانُوا مِنْ قَبْلُ لَف۪ي ضَلَالٍ مُب۪ينٍ ﴿164)
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его айаты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении.
(Али Имран, 3/164)