Презентация “Сиры”

Editor


Презентация “Сиры”

Айдар Хайрутдинов
специально для Posledniyprorok.info

 

ImageВ мире науки существуют фундаментальные научные труды, которым присуща выдающуаяся научная ценность и которые увековечивают создавших их ученых, золотом вписывая их имена в скрижали истории науки. Автору настоящей статьи посчастливилось присутствовать при рождении одного из таких трудов.

19 ноября Российском Исламском университете (г.Казань) состоялась презентация трехтомной хрестоматии "Сира (жизнеописание Пророка Мухаммада)". Работа написана профессором Тауфиком К. Ибрагимом, доктором философских наук, ведущим научным сотрудником Института философии Россойской Академии Наук (г. Москва) в соавторстве с Н.В. Ефремовой.

На презентации выступили представитель ДУМ РТ первый заместитель муфтия В. Якупов, старший научный сотрудник Института истории им.Ш.Марджани АНТ Л. Алмазова и другие официальные лица, которые высоко оценили представленный выдающийся труд, назвав его научным подвигом.

ImageЗатем слово было предоставлено самому доктору Ибрагиму. Ученый признался в том, что его особенно радует тот факт, что его научный труд впервые увидел свет  именно в Казани, в которой жили и творили выдающиеся мусульманские богословы-муджаддиды, идейное наследие которых способно, как считает ученый, стать путеводным маяком для мусульман всего мира.

Автор сообщил, что сокращенный вариант хрестоматии, специально подготовленный для использования в образовательном процессе средних медресе, был издан заранее. Презентуемая версия является неким "средним" вариантом, а полная версия труда готовится к изданию в московском издательстве "Ладомир".

Перейдя к описанию хрестоматии, представленной вниманию мусульманского общественности города Казани, автор сообщил, что работа над ней продолжалась в течение пятнадцати лет, рассказал о трудностях, связанных с методологией исследования, поделился особенностями работы, которые делают ее уникальной и невероятно ценной как с точки зрения традиционной мусульманской науки хадисоведения, так и с точки зрения научного исламоведения.

Хрестоматия состоит из двух разделов, первый из которых (том 1) повествует о жизни Пророка до воздвижения его Пророком (ок.570- ок. 610 гг.), и о его проповеднической деятельности в родном городе Мекке, во втором томе, состоящем из двух книг, освещается мединский период служения (622-632 гг.)

В основу работы был положен известный во всем исламском мире труд Ибн Хишама, посвященный жизни и деятельности Пророка Мухаммада. Воспроизводя предания от Ибн Исхака и Ибн Хишама, составители позволяли себе лишь те видоизменения, которые допускаются при "адаптации" перевода - опущение цепочки передатчиков, филологических и нарративных отступлений историографа, лаконичную передачу арабских имен и т.п. Повествование Ибн Хишама было расширено за счет привлечения абсолютно всех хадисов имеющих отношение к событиям жизни Пророка.

В качестве источников были также использованы все существующие сборники хадисов, признанные каноническими. Помимо этого были привлечены и другие классические мусульманские источники - собрания хадисов, комментарии к Корану и каноническим сводам, труды биографов Пророка, сочинения по всеобщей истории и т.п. Авторы проделали колоссальную работу с огромным массивом мусульманской научно-богословской литературы так, что вне их внимания не осталось ни одно сообщение о том или ином факте из биографии Пророка Мухаммада. При описании жизни Посланника Аллаха согласно "Сире" каждое предание, приводимое в хрестоматии, сопоставляется с версиями Шести Канонических Сводов, а также отражаются встречающиеся в них прочие сведения касательно данного сюжета. Таким образом, если после приведенного сообщения читатель, обратившись к источникам, увидит, к примеру, ссылки на свод  Бухари и Муслима, то это будет означать, что данное предание сообщается только этими двумя мухаддисами и не встречается у других исследователей сунны. При введении преданий был также использован строгий хронологический принцип, согласно которому, если в качестве источника того или иного рассказа или сообщения приводится, к примеру Ибн Касир, то это будет означать, что данный сюжет отсутствует в трудах его предшественников.

В хрестоматии учтен и тот факт, что жизнеописание Пророка Мухаммада имеет для мусульман не только историческое, но и нормативное, культово-правовое значение. В этом свете, при повествовании о том или ином событии составители хрестоматии касались его интерпретаций различными мазхабами фикха. Таковы прежде всего четыре суннитских мазхаба, а также шиитский (джафаритский) мазхаб. Главы и параграфы хрестоматии обычно открываются авторскими вступлениями. Приводимые далее повествования Сиры и других источников предваряются вступительными выражениями "Согласно преданию...", "Как повествуют..." и т.п.

Издание осуществлено в рамках Федеральной программы по развитию ислама и исламской культуры. Авторская работа выаполена при содействии ISAR, Waqf for Research on Islamic History, Art and Culture (Istanbul), а также Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования (Москва).

Остается только поблагодарить авторов за выдающийся труд и пожелать им дальнейших успехов на ниве служения Исламу и науке.


لَقَدْ مَنَّ اللّٰهُ عَلَى الْمُؤْمِن۪ينَ اِذْ بَعَثَ ف۪يهِمْ رَسُولًا مِنْ اَنْفُسِهِمْ يَتْلُوا عَلَيْهِمْ اٰيَاتِه۪ وَيُزَكّ۪يهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَۚ وَاِنْ كَانُوا مِنْ قَبْلُ لَف۪ي ضَلَالٍ مُب۪ينٍ ﴿164)
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его айаты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении.
(Али Имран, 3/164)