Понятия, cвязанные c пророчеством.
Тема веры в пророков является основой, занимающей важное место в изучении Ислама и других небесных религий прошлого. Для того чтобы понять относящиеся к данному вопросу сведения, необходимо иметь представление о всевозможных понятиях, которые относятся к пророчеству. Первыми среди них являются такие понятия, как пророчество (нубувва), откровение (вахй), пророк (наби) и посланник (расул).
Пророчество.
Арабское слово "нубувва" означает "сообщать о чем-то неизвестном". Слово "нубувва", перешедшее в нашу религиозную культуру как "пророчество", терминологически имеет следующее значение: наделение творцом мироздания Аллахом какого-либо избранного человека полномочиями посланца, для того чтобы предоставить людям знания по мирским и религиозным вопросам и сообщить им о Его повелениях.
Прежде всего, Всевышний Аллах посредством откровения-вахйа дает человеку, на которого им возложена пророческая миссия, знания буквально о всех интересующих людей вопросах: о Своем существовании, качествах и атрибутах, о сотворении вселенной, являющейся приютом для всех одушевленных и неодушевленных созданий, о ее развитии, о цели ее создания, о ее функционировании и конце, о жизни после смерти, о месте человека среди остальных творений, о его важности и обязанностях, о способах накопления знаний, об основных правилах и нормах, которые необходимо соблюдать и исполнять для того, чтобы жизнь индивида и общества в этом мире была счастливой, а затем приказывает довести все это до других людей. Таким образом, в феномене пророчества, выражающего отношения и связь между Аллахом и Его творениями, вахй (откровение божье) предстает перед нами как основной элемент. А коль так, то "что такое вахй?"
Вахй.
а) определение вахйа:
Согласно словарю, "вахй" означает "говорить и извещать скрытно" или же "слово, сказанное скрытно". Однако как термин оно означает "сокровенное открытие Всевышним Аллахом пророкам (непосредственно или через ангела), знаний, облеченных в форму слова или смысла, и относящихся к самым разнообразным темам". Пророк, получающий вахй, без тени сомнения знает, что эти знания, постигаемые им помимо его воли и в необыкновенной форме, приходят к нему непосредственно от Аллаха. Пророк осознает, что получает вахй от Аллаха благодаря своему жизненному опыту, поскольку во время нисхождения вахйа пророк претерпевает физиологические и психологические перемены. Например, известно, что Пророк Мухаммад в момент получения вахйа покрывался потом даже в холодное время, сообщается, что под воздействием вахйа верблюд, на котором он ехал верхом, ложился наземь, и что иногда, находящиеся рядом с ним люди, слышали звуки, напоминающие гудение пчел (Бухари, "Баду-л-вахй", 1, "Фадаил-ал-Кор`ан", 2; Муснад, I, 34, II, 176). В свою очередь, люди, находящиеся рядом с пророком, осознают, что поступающая к нему информация является вахйем, благодаря чудесам, которые он демонстрирует. Вахй, представляющее собой основу пророчества, в Коране использовалось в значении нисхождения божественного Писания и вдохновения к некоторым людям, не являвшимся пророками, таким, как матери пророка Мусы и пророка Исы, к ангелам, огню, медоносной пчеле, земле и небу. Кроме того, чувства и мысли, внушаемые людям дьяволом, в Коране иногда выражаются словом "откровение". Однако эти случаи представляют собой применение слова "откровение" лишь в словарном значении и не имеют ничего общего с вахйем, приходящим к пророкам.
б) виды вахйа:
Вахй, приходящее к пророку от Аллаха, происходит в различных формах:
Вещий сон: в первоначальный период вахй происходит в виде точного воплощения в жизнь снов, виденных пророком. Известно, что в начале пророчества Пророка Ислама все виденные им сны, подобно утреннему свету, воплощались в реальность. Подобные откровения получали и другие пророки.
Посредничество ангела: вахй происходит также в виде явления пророкам ангела Джабраила, на которого возложена задача передачи вахйа пророкам. При этом он предстает перед ними либо в своем истинном облике, либо принимает облик человека или же остается невидимым. К Пророку Мухаммаду вахйи поступали всеми тремя способами.
Непосредственный вахй: Всевышний Аллах может внушать пророку желаемые Им аспекты откровения напрямую, без посредников, либо же создавая соответствующее знание или информацию в его сердце. Такого рода откровение получили: на горе Тур досточтимый пророк Муса, упоминаемый как "Келиму Аллах" ("Слово Аллаха"), и Пророк Мухаммад во время своего вознесения ми'радж. В Коране есть сообщения обо всех из перечисленных выше трех видов вахйа.
в) вероятность вахий с позиции разума:
Как подсказывает разум, вахй, по сути своей являющееся тончайшим духовным переживанием, возможно. Привлекая внимание к существованию наряду с видимыми созданиями, созданий невидимых, Священный Коран указывает на возможность вахйа, желая объяснить следующий аспект: О, люди, знайте, что вы, будучи лишь людьми, не созданы в такой форме, которая позволяла бы вам видеть все создания, какие только существуют. Не думайте, что существует только видимое вами. Пророки созданы более совершенными, чем вы, потому они способны видеть создания, которые невидимы для вас, и могут устанавливать с ними связь. Это не есть нечто невозможное. Подобно тому, как данное утверждение Корана, подтверждается существованием живых существ, наделенных самыми разными способностями, оно подкрепляется также и выводами, к которым приходит в своем развитии наука, открывающая существование невидимых для взора существ.
Пророк и Посланник.
Словарное значение слова "пророк" (наби) "тот, кто сообщает", или же "человек, получивший сообщение". Слово "посланник" (расул) означает "посол, несущий сообщение". В нашей культуре утвердилось слово персидского происхождения "пейгамбар" (пророк, посланец), совмещающее в себе оба упомянутых значения. Как религиозное понятие, оно означает "человека, избранного из людей Аллахом, для сообщения Его повелений посредством Писания, внушаемого ему через вахй". Согласно сведениям, содержащимся в Священном Коране, Аллах избирает из людей пророков и посланников и дает Писания не только посланникам, но и пророкам; о пророках Мусе, Харуне и Исмаиле говорится как о посланниках-пророках (аль-Хадид, 57/25-26, аль-Анкабут, 29/27, ас-Саффат, 37/114-117). Вместе с этим, в Коране встречаются сообщения, которые различают между собой понятия "посланник" и "пророк". Различия между посланником и пророком проявляется тогда, когда говорится о том, что дьявол пытается добавить что-нибудь от себя во время чтения пророками получаемых ими откровений. Данный намек, сообщающий о существовании различия между пророком и посланником, принят мусульманскими учеными и согласно их определению за посланником закрепилось значение "пророка, который послан с новым законом", а за пророком - "пророка, который утверждает закон, принесенный предыдущим пророком". Кроме этого, "посланник" означает также ангела или ангелов, которые осуществляют функции посредничества между Аллахом и Его созданиями. К тому же, ангелы, забирающие души людей называются "посланниками" (русуль), или когда об ангелах говорится как о "крылатых посланниках", также применяется слово "русуль", и, наконец, Джабраил также называется посланником (аль-Араф, 7/37, аль-Фатыр, 35/1, аль-Хака, 69/40).{mospagebreak title=Вера в феномен пророчества.}
Вера в феномен пророчества.
Несмотря на то, что человек, сотворенный для осуществления наместничества Аллаха на земле, единственный из всех зримых творений наделен способностью к обретению знания посредством рационального мышления и возможностью по своему решению совершать хорошие или дурные поступки, то есть, вопреки тому, что он обладает свободой волеизъявления, все же, благодаря божественной милости и мудрости он не оставлен один на один со своим разумом и волей, но вспомоществлен таким явлением, как пророчество, которое, помогая ему решать возникающие проблемы, указует для него верный путь, по которому ему следует двигаться. Явление пророчества формируется из пророков, избранных из людей Аллахом, который относится к своим созданиям с бесконечной добротой и милосердием, и из внушенного им откровения. Пророки, которые посылались до эпохи, в которой жил последний от начала творения Пророк Мухаммад, приходили через определенные интервалы, а иногда и друг за другом. Они показывали правильный путь, гарантирующий благополучие в мирской и последующей жизни, а также исполняли роль учителей в том, что касается вопросов мирской жизни и духовности. Пророки, сообщавшие радостную весть о рае для тех, кто веровал в Аллаха и повиновался Его повелениям, и предостерегавшие адом тех, кто отрицал Аллаха и чье поведение шло вразрез с Его приказаниями, а также обучавшие людей тому, чего они не знали, своими сообщениями, которые они получали из метафизической вселенной, представляли собой неопровержимый довод, предъявленный Аллахом людям.
Религия Ислама после веры в Аллаха обязывает верить во всех без исключения пророков и принесенные ими Писания. Не имеет значения, названы они пророками, или посланниками, верить следует во всех. В добавление к этому, следует, верить в частности в то, что люди, чьи имена упоминаются в Коране, были пророками и, в общем, верить в то, что к каждому народу посылались пророки, хоть их имена и не сообщаются. Ибо, подобно тому, как в Священном Коране имеются очевидные приказания, как "веруйте в пророков", в нем сообщается также о том, что люди, отрицающие пророков и внушенные им откровения, пребывают в глубочайшем заблуждении, и что они еще в этом мире будут ввергнуты в унижение и позор, а в последующей жизни будут низвергнуты в ад (аль-Бакара, 2/21, 151, 213; Ал-и Имран, 3/164, ан-Ниса, 4/165; аль-Анам, 6/48; Таха, 20/123).
Мусульманские ученые единодушны во мнении, согласно которому люди, не верующие в пророков, чьи имена названы в Коране, а также в феномен пророчества, являются неверными - кафирами. По данному вопросу среди ученых нет никаких разногласий.{mospagebreak title=Вера в Пророков.}
Вера в Пророков. {mosimage}
Вера в пророков является одним из фундаментальных начал, подтвержденных Священным Кораном (аль-Бакара, 2/285; Ал-и Имран, 3/179; ан-Ниса, 4/136, 150, 152), сунной (Бухари, "Иман", 37; Муснад, IV, 114) и консенсусом мусульманских ученых (иджма). Для претворения в жизнь данной основы, занимающей свое место в списке главных догматов веры, необходимо непоколебимо верить в то, что первый пророк Адам и последний Пророк Мухаммад, равно как и все пророки, которые приходили между ними, посылались к людям Аллахом, возлагавшим на них задачу сообщения людям божьих повелений. Вера в пророков утверждается и укрепляется одновременно с принятием и усвоением такого представления. В основе любой веры присутствует такая сторона, как детали и нюансы. Существует она и касательно веры в пророков. Чтобы избежать ошибок и искажений в вере в пророков, необходимо наличие более подробных сведений, не входящих в обобщенный символ веры. Эти сведения могут исследоваться в таких аспектах, как численность пророков, их имена и характерные особенности.
Численность пророков.
В Священном Коране не дается каких-либо сведений о количестве пророков, посланных к людям. В нем сообщается лишь о том, что к каждому народу и во все земли посылались пророки, которые радовали вестью о рае тех, кто, веруя в Аллаха, повиновался божественным заповедям, и предостерегали адом тех, кто отрицал Аллаха и погружался в неповиновение. Имена части из них упоминаются, а также рассказывается об их борьбе с соплеменниками, но об остальных не говорится ничего.
Несмотря на то, что в некоторых преданиях, восходящих к Последнему Пророку, сообщается о послании 124000 пророков, 315 из которых были посланниками (Муснад, V, 266), все же, это не отражает точных данных, а потому установление численности пророков на основании упомянутого количества не является бесспорным. В этом отношении вера в пророков охватывает всех пророков, которые явились между первым пророком Адамом и последним Пророком Мухаммадом включительно. Однако в каждого из пророков, чьи имена перечислены в Коране, следует верить по отдельности. Это Адам, Давуд, Елисей, Аййуб, Харун, Худ, Ибрахим, Идрис, Илйас, Иса, Исхак, Исмаил, Лут, Муса, Нух, Салих, Сулейман, Шуайб, Йакуб, Йахйа, Йунус, Закарийа, Зулкифл и Мухаммад (мир ему!). Что касается пророчества Узайра, Лукмана и Зулкарнайна, то это - вопрос спорный.
Вера в пророков достигает полной силы благодаря знанию присущих им особенностей, подтвержденных откровением. Ибо люди, зачастую отталкиваясь от собственных размышлений, могут продолжать придерживаться ложных и ошибочных представлений о пророках. Известно, что иудеи и христиане приписывают некоторым пророкам обожествляющие их сверхчеловеческие качества. С целью предохранения людей от впадения в такого рода ошибки, Исламская религия проявляла твердость и непреклонность в том, что касается качеств и способностей пророков и дала ясные и понятные знания по этому вопросу. Теперь обратим внимание на характерные особенности пророков для того, чтобы можно было основать веру в них на крепкой и надежной основе.
Особенности Пророков.
Пророки - человеческие существа:
Самым первым моментом, который следует знать о пророках, это то, что они были людьми, то есть человеческими существами. Поэтому каждый пророк рождается, как и остальные люди, растет, спит, испытывает чувство голода, насыщается, поедая пищу и питье, женится, у него появляются дети, он подвергается воздействию природных условий, он любит и гневается, радуется и печалится, болеет и умирает. Все перечисленные качества являются общими как для пророков, так и для людей. Данные качества неизбежны, поскольку пророки являются людьми. То, что пророки являются людьми естественно также и в свете того, что они являются посланниками Аллаха, направленными к людям. Действительно, человек воспринимает только человека, только с ним он строит отношения и, получая от него знания, принимает его в качестве примера.
Поскольку пророки исполняют обязанности по обучению людей и руководству ими, им дано обладать некоторыми возвышенными чертами, которые, впрочем, не лишают их человеческой природы. Первыми среди этих особенностей пророков являются их духовные качества: благоразумие, проницательность, высокая мораль, а также дарованное им прекрасное телосложение, лишенное каких-либо недостатков и изъянов. Обладание с физической точки зрения здоровым и совершенным телом, а с духовной - проницательным и острым умом, способным приводить нужные доводы в ходе диспутов, является непременным условием для того, чтобы пророки могли подробно растолковывать ниспосланные им божественные послания, и преодолевать упорство людей, обладающих склонным к ожесточенным спорам характером. Яркими примерами в этом отношении являются очаровывающая красота пророка Йусуфа, приведение пророком Ибрахимом доводов, которые победили Нимрода в споре, и мудрый план, разработанный им для того, чтобы продемонстрировать абсурдность поклонения идолам.
Несмотря на то, что являются обычными человеческими существами, имеется нечто, что отличает пророков от остальных людей, и это нечто представляет собой особую природу сотворения пророков, в связи с которой они получают от Аллаха вахй. Эта природа гарантирует точное выполнение возложенной на них функции божественного посланничества и, как следствие, дает им возможность получать вахй. Кстати, в Коране данной особенности уделено внимание, и показано, что пророки являются подобными нам людьми, а отличие их заключается лишь в том, что к ним приходит вахй (аль-Кахф, 18/110). Знания, которые невозможно получить посредством чувств и ума, пророки могут узнать только благодаря получаемым ими от Аллаха вахйам. Они не имеют никакой возможности постичь сокровенное в случае, когда к ним не приходит вахй. В Священном Коране совершенно однозначно подчеркивается, что пророки, будучи обычными людьми, не знают тайного, кроме открытого им Аллахом (аль-Анам, 6/50; аль-Араф, 7/187; Худ, 11/31). Знание ими сокровенного возможно только посредством вахйа (аль-Джинн, 72/26). Иначе в них нет какой-либо божественной силы.
Еще одной из особенностей пророков, относящихся к общечеловеческим характеристикам, является то, что все они были мужчинами. Когда в Священном Коране речь идет о пророках, то о них говорится как о "мужчинах" (аль-Йусуф, 12/109; ан-Нахл, 16/42; аль-Анбийа, 21/7). Несмотря на то, что имеются сообщения о получении вахйа такими пророчицами-женщинами, как Марийам и Аиша, в отличие от пророков-мужчин, на них не возлагалась задача довести полученный вахй до окружающих людей. Женщины не избираются пророчицами по причине того, что они по своей природе не приспособлены к перенесению трудностей, тогда как пророческая миссия является непростой обязанностью, связанной с преодолением значительных трудностей.
Пророки избираются Аллахом.
Пророки это люди, избранные Всевышним Аллахом. Никто из пророков не достиг чести быть пророком благодаря личному труду или собственному усердию. С этой точки зрения пророчество это не что-то заработанное, но дарованное свыше. Иными словами, Аллах творит человека, становящегося пророком, в подходящей для исполнения такой миссии духовной и физической форме и Он заранее знает, кого сделает пророком (аль-Анам, 6/124). Этот выбор находится в абсолютном ведении Всевышнего Творца. Дар пророчества не передается, также, и по наследству, от отца к сыну. Об этом свидетельствует, например тот факт, что сын пророка Нуха и отец пророка Ибрахима были неверующими.
Защищенность пророков от совершения грехов (непорочность).
На пророков возложена задача являть собой пример для людей во всех проявлениях их жизни, и особенно в том, что касается повиновения божественным повелениям. Аллах, в соответствии с целью ниспослания, предохранил пророков от совершения грехов. Пророки берутся под божественную защиту с момента возложения на них пророческой миссии, а потому совершение ими добра и воздержание от зла, осуществление ими (во исполнение божественных заповедей) руководства людьми во всех аспектах жизни, относящихся хоть к сфере поклонения, хоть к области взаимоотношений, хоть к плоскости морали, возможно лишь благодаря их защищенности от совершения греха. Однако они не могут не ошибаться, и ошибки - это естественное следствие присущих пророкам человеческих качеств. И вообще, безошибочность является атрибутом одного только Аллаха. Поскольку пророки, будучи обычными людьми, могут совершать ошибки, такие их поступки пресекаются Аллахом посредством предостережения и предупреждения. В этом свете они, получая возможность быть защищенными от совершения ошибок и грехов, возвышаются до статуса людей высочайшей пробы.
Поедание пророком Адамом, в нарушение божественного запрета, плода с древа и предумышленное убийство пророком Мусой человека произошли до того, как на них была возложена пророческая миссия. Однако в период исполнения пророческой миссии, когда пророки пребывают под божественной защитой и наблюдением, ни один из них не совершал грехов. Однако некоторые, допущенные ими просчеты, показывают, что их поведение не всегда было идеальным. Ошибками такого рода является уступка, которую Пророк Мухаммад, отправляясь в поход на Табук, сделал лицемерам, выдвинувшим оправдания (ат-Тауба, 9/117) и случаи, когда Пророк оказывался под человеческим влиянием по некоторым вопросам (аль-Исра, 17/73-74) и о которых ему было сделано предупреждение. Исламские ученые дали таким случаям название "залла" (ошибка, промах). За исключением этих случаев, очевидно, что пророки, будучи высоконравственными и добродетельными людьми, осуществляющими боговдохновенное руководство, отличаются от остальных людей. Не существует иного пути для того, чтобы принесенные ими послания оказали должное воздействие на людей. Подобно тому, как теоретически пророки должны были быть защищены от совершения грехов, практическое воплощение этой особенности становится очевидным при изучении их жизненного пути. Такая черта, как непорочность присуща только пророкам. Кроме пророков, ни один человек не обладает данным качеством.
Пророки - это люди, заслуживающие доверия (амана).
Пророки являются надежными и заслуживающими доверия людьми, в том, что касается добросовестного исполнения ими пророческой миссии, и житейских отношений с окружающими, в которые они были вовлечены. Ибо ни одному пророку не подобает не оправдывать доверие. Тот, кто совершил предательство, в День Воскрешения будет носить грех этого предательства на шее (Ал-и Имран, 3/161). Пророки, которым вменено быть примером для людей и которые ради соответствия этой задаче, защищены от совершения грехов, являются надежными и достойными доверия людьми, и это - естественный результат такого их качества, как непорочность. То, что пророки являлись людьми, которым окружающие доверялись во всех вопросах, подтверждается как письменными источниками, так и единодушным мнением об этом, как верующих, так и неверующих. Данное качество пророков известно также как "надежность" (амана).
Как пророки распространяли вахй.
Имеется одно качество, о котором следовало бы вести речь в рамках разговора о пророках, как достойных доверия людях. Однако данное качество, коротко называемое "таблиг", воспринимается как отдельная черта. Пророки радовали людей и джиннов вестью о рае и предостерегали сообщением об аде. Распространение и донесение этих, полученных пророками от Аллаха, вахйа в полной и неизменной форме являлась главной из возложенных на них обязанностей. Поскольку какая-либо вялость, апатичность и нерадивость в исполнении данной обязанности несовместимы с миссией пророчества, то естественно, что все пророки обладали способностью распространять и доносить полученные ими вахй. Например, в священном Коране ясно говорится, что на пророков возложена миссия по распространению и доведению вахйа (аль-Маида, 5/67), что они никого не боятся (аль-Ахзаб, 33/39), что они не говорят людям ничего, что выходило бы за рамки вахйа (Ал-и Имран, 3/79-80). Кроме этого подчеркивается, что когда ради распространения полученного вахйа в полной и неизменной форме приходится сражаться на пути Аллаха, они не проявляют какой-либо нерешительности и слабости (Ал-и Имран, 3/146). Таким образом, одной из неотъемлемых характеристик пророков является их способность распространять и доносить вахй. По этой причине каждый пророк приносил вахй на языке народа, из которого он был избран (Ибрахим, 14/4).
Иерархия пророков.
Все пророки являются избранными и лучшими людьми, которых наставляет Всевышний Аллах. Среди людей и джиннов нет никого, кто превосходил бы пророков. Вместе с тем, что все пророки поучают божественное откровение и поддержку, по способу получения вахйа, сроку исполнения пророческой миссии и с географической точки зрения между ними существует определенная иерархия. Действительно, части пророков даны божественные книги, другой части - свитки (сухуф), некоторые пророки получают вахй в непосредственной беседе с Аллахом, другие получают вахй через ангела Джабраила или каким-либо иным способом. Некоторые пророки направлены к определенному племени, на некоторых возложено оказание помощи другому пророку, что же касается последнего Пророка Мухаммада, то он послан всему человечеству. С учетом этого естественно существование между ними различия по степеням. В Священном Коране относительно этого вопроса сообщается, что "одни посланцы стоят выше других" (aль-Бакара, 2/253); аль-Исра, 17/35). В этом свете последний Пророк Мухаммад, чья пророческая миссия носит всемирный характер, и который принес драгоценную книгу, являющуюся чудесным источником знания и действующую вплоть до дня воскрешения, а также связанную с ней совершенную религию, является высочайшим среди пророков по своей степени. До этого тоже приходили пророки, которым была дана новая книга и закон. Речь идет о таких пророках, как пророк Давуд, пророк Муса и пророк Иса. В айатах, которые информируют о том, что часть пророков возвышена над другой частью (аль-Бакара, 2/253); аль-Исра, 17/35) перечислены и имена возвышенных пророков. Кроме этого сообщается также о том, что пророк Нух и пророк Ибрахим являются пророками, возвышенными на высокие степени (аль-Анам, 6/83; аль-Ахзаб, 33/7). Эти пророки, в число которых входит и Пророк Мухаммад называются "Улу-л-азм", то есть пророки, которые были несгибаемы и грудью встречали великие трудности (аль-Ахкаф, 46/35).
Обязанности пророков.
Пророки, которые, используя данные им знания, стремились привести людей к благополучию в мирской и последующей жизни и боролись ради этого, не жалея самих себя. Они не придавали значения никаким угрозам и опасностям, не требовали никакого вознаграждения за знания, которыми делились. Несмотря на то, что люди не признавали пророков, называя их "обманщик, выдумщик, чародей, безумец, одержимый" (Йунус, 10/2; аль-Муминун, 23/24-25; Саба, 24/43; Сад, 38/4-5, ад-Духан, 44/13-14), пророки должным образом исполнили миссию божественных посланцев.
В общем, их основная обязанность представляет собой донесение до людей полученного от Аллаха вахйа и применение их на практике. Если есть необходимость разъяснить это подробнее, то можно сказать следующее: сообщив людям о том, что нет какого-либо божества, кроме Аллаха, пророки призывали их веровать в Него и поклоняться одному только Ему, а также обучали их тому, как следует поклоняться. После этого их задачей было напоминание о том, что кроме одного только Аллаха нельзя поклоняться никому, будь то живое или неживое создание, животное, человек или ангел. Ибо многие люди, даже веруя в Аллаха, признают, наряду с Ним, святость других созданий, могут приписывать им божественные качества и могут даже поклоняться им (ан-Нахл, 16/36; аз-Зумар, 39/3; Йусуф, 12/106, 109). В добавление к этому пророки должны были возвещать основы, в которые следовало веровать, сообщать людям о том, что после земной жизни начинается последняя жизнь - Ахира, и о необходимости готовиться к ней.
После донесения и разъяснения божественных повелений, касающихся мирской и последней жизни, пророки должны были претворять все это в жизнь собственным примером.
Пророки должны во всех делах руководствоваться божественными повелениями и судить согласно им, а также ни в чем не следовать за низменными желаниями человека (ан-Нахл, 16/36; аз-Зумар, 39/3; Йусуф, 12/106, 109).
Наставляя людей, они должны уменьшать их увлеченность накоплением мирских богатств и добиваться того, чтобы люди были высоконравственными и добродетельными.
Посредством сообщений, которые они получали из Сокровенного мира, из метафизической вселенной, пророки должны представлять собой неопровержимое доказательство Аллаха, предъявленное людям.