Термины любви в исламской цивилизации

Editor

5 сентября 2010 г.

Термины любви в исламской цивилизации

В основных источниках Ислама, Коране и сунне, имеются множество слов, выражений и терминов означающих на арабском языке любовь. Авторы книг исследовавших данную тему настаивая на количестве подобных выражений превышают их число до шестидесяти. Одна часть из них использовалась и в Коране и в сунне. Другая часть несмотря на использование в Коране и сунне, в основном использовалась в стихах и других литературных произведениях. Эти слова и термины использовались в таком же виде, как и при произношении. Некоторые из них употреблялись с древних времен, также имелись такие, которые подверглись изменению в период Ислама и явились жертвами терминологии. Таким образом общества мусульман на протяжении веков несмотря на различие рас, цвета кожи и географии, в отношении веры и деяний – в обобщенном виде – сохраняли единство и целостность, также сумели сохранить определенное единство относительно темы любви. Аллах и пророк, мать и отец, супруги и чада, братья, близкие и далекие родственники, мусульманин и человек, любовь ко всему живому и природе создали общие сферы любви и привлекательности среди мусульман. В особенности мусульмане турки и на географиях образованных ими государств, созданные произведения архитектурного исскуства и организации живые свидетели, которые довели до наших дней отражения любви к Аллаху, Пророку, Корану, Ахл аль-бейту, асхабам и справедливости и почитания ко всему живому. Попытки восприятия вместе и любовь, и преданность, и сострадание и милосердие способствует пониманию и осознанию размеров внедрения данной темы в нашу цивилизацию. Мы постараемся вместить это все в основу данной темы, которую состоявляют Коран и сунна.

Любовь (мухаббат)

В первую очередь следует остановится на слове "мухаббат", которое занимает первое место среди выражений и терминов означающих любовь. Оно заимствовано нами в оригинальном произношении на арабском языке. На самом деле все выражения и термины используемые с целью выражения любви являются одного словообразования от мухаббата и имеют близкое друг к другу значение. Мухаббату придали множество значений. Самое главное из них, в корне означающее надобность и непоколебимость, которое выражает постоянное присутствие и имя любимого в сердце. Мухаббат по причине чистоты и лучезарности, используется при выражении ясной и благородной любви и дружбы.

Любовь, из-за притяжения сердца к любимому, явилось темой для спора в использовании относительно Аллаха. Некоторые ученые не признавали это и утврждали что выражением любви к Аллаху является поклонение Ему. Но большиство мусульманских ученых наличие любви к Аллаху доказали на наглядных примерах из Корaна и сунны. В итоге было создано единство во взгляде, что любить Аллаха и Его Посланника является фарзом для мусульман. Всемогущиий Аллах в некоторых айатах Корана говорит: "Которых будет Аллах любить, и кто будет любить Его" (Маида, 5/54); "И все ж безмерно выше этой, любовь у праведных к Аллаху" (Бакара, 2/165); "Скажи, ‘Коль Аллаха возлюбили вы, то следуйте за мной, тогда и вас полюбит Аллах" (Али Имран, 3/31).

Пророк в хадисах совершенно ясно и точно выражает тему любви к Аллаху: "Кто из вас не будет любить Аллаха и Его Посланника превыше всего, тот не будет правоверным по настоящему" (Бухари, "Иман" 9, 14; Муслим, "Иман" 66-67; Тирмизи, "Иман" 10).

Любовь можно исследовать в разнообразных формах. Коран старательно указывает положение быть тем, кого любит Аллах. Быть любимым рабом Аллаха это самое высокое и самое достойное положение, самое ценное и важное назначение. В осознании этого имеет влияние указателя и советчика, которые подсказывает какими должны быть качества мусульманина как отдельной личности и кого должен любить мусульманин. По этой вот причине и думаем, что более точным будет затронуть в главных чертах того, кого любит Аллах:

  1. Аллах любит благодетелей. Слово благодетель (мухсин) основалось от отглагольного существительного благодеяние (ихсан) и вместе со множественным числом занимает место среди слов, которые часто проходят в Коране. Также Пророк обозначил слово благодеяние в значении "служить Аллаху словно видишь Аллаха" (Бухари "Иман" 37; Муслим "Иман" 1; Абу Давуд "Сунна" 16; Тирмизи "Иман" 4; Ибн Маджа "Мукаддима" 9). Охарактеризовал любимых Аллахом благодетелей как тратившившихся на пути Аллаха и в изобилии и в нужде, кто в состоянии сдерживать гнев, прощает недостатки людей (Али Имран, 3/134). Возможно наличие многих творителей зла, но любимы Аллахом благодетели способны прощать зло (Маида, 5/13).
  2. Аллах любит покаявшихся и чистых (Бакара, 2/223). Слово покаяние (тавба) в словаре означает возвращаться, покинуть, отделиться и т.п. В религии покаяние имеет значение покинув грех хорошее деяние, покинув бунт вернуться к почитанию, сожалеть о сотворенных ранее грехах и ошибках, сознаться в грехах и недостатках.
  3. Аллах любит людей с крепкой верой. Набожность (таква) в словаре имеет значение уберегаться от чего-либо, предохраняться, быть уверенным в себе от боязни совершении чего-нибудь запрещенного. Значение слова набожности в религиозной традиции это накрепко привязаться к нормам религии, избегать запрещенного, охранять свое естесство от грехов и злодеяний и путей ведущих к ним. Человека обладающего данными качествами называют "муттаки". Но следует подчеркнуть, что в Коране слово набожность использовано в множестве различных значений. Среди них возможно встретить такие понятия, как вера, раскаяние, покидание прегрешений, искренность и чистосердечие. Поэтому многие айаты Корана связаны с набожностью. Набожность принято считать как самое высокое мирское положение, которое способен достигнуть раб божий.
  4. Аллах любит справедливых. Справедливость (адл) - не причиняя зла занять должное место в сердцах и душах, следовать категоричной норме и праву, которое правотой гарантировало себе место в разуме, не высказывая недовольство отдавать по причине права и принадлежности, уподобляться не естесству, а совести.
  5. Аллах любит терпеливых. Терпение (сабр) заключает в себе следущие качества: самообладание во время беды и горя; храбрость во время джихада; способность оптимизма в трудные времена; влавствование над речью при беседе с другими.
  6. Аллах любит того, кто надежды на Него возлагает. "А если что решился сделать, на Аллаха возложи свои надежды - поистине, благоволит Аллах к тому, кто на него надежды возлагает ." (Али Имран, 3/159).
  7. Аллах любит тех, кто сражается на Его пути. "Поистине, Аллах любит тех, кто на пути Его сражается единым рядом, сплоченным в прочное строенье." (Саф, 61/4).
  8. Привязанность (маваддат)

    Одним из других распространных слов при выражении любви является привязанность. Корень слова привязанность (маваддат) дружба и любовь, означает любит что-нибудь и желать свершения этого. Именуется как любящий и имеющий много любви, также милостью называется самая чистая, самая непорочная и самая тонкая любовь. Это слово в различных видах использовано и в Коране и в хадисах. Слово привязанность в значении дружбы, привязанности и знакомстве применено в Коране: "А если к вам придет удача от Аллаха, то обязательно он скажет, как будто между ним и вами привязанности не было совсем: ‘О, если бы я вместе с ними был! Мне бы от этого большой успех достался". (Ниса, 4/73). В другом айате говорится: "И, истинно, к уверовавшим в Аллаха, творившим добрые дела любовь проявит Милосердный" (Марйам, 19/96). Пророк в одном из хадисов значение этого айата объяснил следующим образом: "Аллах полюбив одного своего раба сказал Джибрилу: ‘Я полюбил такого-то раба, ты тоже полюби его'. Джибрил тоже полюбит его и обратившись к ангелам на небесах: ‘Аллах полюбил такого-то человека, вы тоже любите его'. Потом и ангелы на небесах полюбят его. Затем в душах людей появится любовь к нему и распространится среди людей" (Бухари "Тавхид" 33, Муслим "Бирр" 137). Порожденная Аллахом любовь между супругами также называется милость (вуд) (Рум, 30/21).

    Одно из прекрасных имен Аллаха это Вадуд. Данное имя выражает с точки зрения Аллаха - большая любовь со стороны друзей, явление источником любви; с точки зрения рабов - желание блага для созданных Аллахом существ, Его любви в отношении благих рабов и благодарственность к ним.

    Если следует коротко упоминуть о практической пользе любви и привязанности то возможно сказать следущее:

    • Любовь указывает на совершенство веры и непревзойденную красоту мусульманства. Дает пищу душам и сердцам. Сердца далекие от любви считаются из класса мертвецов. Полные любви сердца будут вознаграждены благам и благодатью Аллаха.
    • Любовь к Аллаху включает благодарение Ему, благодарность от Него, благоволение от Него, боязнь к Нему, надежда на Него, достижение благодатей при Его упоминании (зикр), достижение спокойствия и тишины, близость к Нему, затрат на Его пути.
    • Любовь к Пророку требует внедрять в жизнь и следовать его сунне, любить тех кого он любил и любить то, что он любил.
    • Ради Аллаха любить единоверцев тоже считается любовью к Аллаху и Его Посланнику. Тех кто ради Аллаха любит друг друга Аллах защитит своей тенью в день воскресения, когда не останется не одной тени.
    • Вера того, кто не желает для единоверца всего того, чего желает самому себе не будет совершенной. Это также спасение человека от своего эгоизма.
    • Любовь к Аллаху и пророку это важная причина в достижении помощи и победы Аллаха.
    • Привязанность и братство умножит чувство оказания взаимопомощи и явления помощником для других людей. Приблизит людей друг к другу, увеличит чувство жалости и милости среди них.

      Сострадание и милосердие (мархамат и рахмат).

      Для понятия и объясненения термина любви в тексте Корана и сунне сострадание и милосердие одни из наиболее часто употребляемых выражений. Сострадание и милосердие имеют одно и тоже значение - жалеть, заботиться о ком-нибудь. При использовании слова милосердие в отношении к Аллаху этим выражается всякая доброта и все хорошее к Его рабам, данное слово не используется при выражении жалеть. Потому что жалость относится только рабам божьим. Образованное от милосердия имя Рахман относится только к Аллаху, не допускается в использовании к рабам Аллаха. Рахим же может применяться и к людям. Говорится что Аллах Рахман мира и Рахим того света. Это имеет следующее значение: все Его блага и милосердие в этом мире относятся и к мусульманам и к немусульманам; на том свете же относится только к мусульманам.

      Одно из значений рахмата отпущение грехов Аллахом, прощение. Говоря о рахмат и мархамате не следует забывать следующие признаки этих выражений - жалость, смягчение, заботливость, щедрость, прощение, любовь, облегчение, хорошие отношения с семьей, хорошие отношения с людьми и тп.

      Постараемся вкратце определить некоторые темы о сострадании и милосердии Аллаха, указанные в Коране.

      1. Прощение согрешивших и вынужденных грешить результат сострадания и милосердия Аллаха. Имя Всемогущего Аллаха Гафур (много прощающий) одно из часто встречаемых в Коране.
      2. Одним из главных произведений Аллаха является принятие покаяний рабов божьих о сотворенных грехах. Во многих айатах Корана указывается из имен Аллаха Тавваб (принимавший покаяние), и рядом с данным именем проходит имя Рахим (очень сострадавший своим рабам).
      3. Установленные Аллахом правила шариата это нормы наказаний опять таки установленных Аллахом за сотворение некоторых грехов в этом мире. Признаки Его сострадания и милости к рабам своим. Как и для каждой личности в отдельности так и для семьи, общества, народа, нации, государства и в конце концов для всех стран и всего мира главные общие точки - это правила и нормы. Поэтому Аллах возродив первого человека и первого пророка Адама и вплоть до последнего пророка Мухаммада во всех писаниях и посланиях ниспосланных пророкам и посланникам имели место определенные правила и нормы, приказы и запреты для людей. Это наличие у Аллаха блага, рахмат и мархамата по отношению к своим рабам. Жизнь без правил и норм невообразима, это очень большая нагрузка для разумного человека.
      4. На протяжении истории человечества послание Аллахом пророков и для указывания пути людям ниспослание книг для определения истины и лжи это результат сострадания и милости Аллаха по отношению к своим рабам. Всемогущий Аллах во многих айатах Корана ниспослание пророка и писания определяет как рахмет и часто напоминает своим рабам о важности данного положения. Как урок должны взять мусульмане из этого и какая обязанность выпадает на их долю? Все мусульмане во главе с мусульманскими учеными обязаны доводить до всех людей во всех местах самые правильные и истинные выражения Корана, которые заключают в себе призыв ко всему человечеству; обязаны во все века и во все места доставлять знания Корана. По-моему это наряду с исполнением самого важного поручения Ислама - оповещение - очень важно и с точки зрения доставки до всего человечества выражения братства среди людей, любви, милосердия.
      5. Наличие саваба (награда) мусульманам за содеянное исходит из милости и сострадания Аллаха. Награда за терпение тоже результат милости и сострадания Аллаха к своим рабам. Одновременно это одно из справедливостей Всемогущего Аллаха. Потому что верущий и неверущий, человек, который поверив следует нормам религии и тот, которые не поступает подобным образом не обладают одинаковым положением и статусом.
      6. Рахмат и мархамат Аллаха в этом мире охватывает всех без исключения, а на том свете относится только к правоверным. Первый айат первой суры Корана начинается с выражения этой правды: "Во имя Аллаха Всемилостливого и Милосердного. Хвала Аллаху, Господу миров. Всемилостив и милосерден Он один (Фатиха, 1/1-3). Ваш Аллах - един. И нет другого Божества кроме Аллаха. Всемилостив и милосерден Он (Бакара, 2/163). Лишь Аллах владеет всем, что на земле и в небе, и Он один своим желание решит, кто будет Им прощен, а кто - наказан, ведь всепрощающ Он и милосерден" (Али Имран, 3/129). Все это примеры указания милости и милосердения ко всему живому на земле, советы и наставления о неопровержимой правде.

      Уделение Кораном такой особенности одной теме, является вполне нормальным в занятии первого места в признаках хадисов и занятие достаточного места во внедрении сунны. Наконец рахмат и мархамат как осуществлении и внедрении, и как предание выражено в сотнях правдивых хадисов. История рассказывает о множествах важных заслуг Пророка Мухаммада в различных сферах. По-моему к этому следует добавить следующее: самая большая его заслуга в создании образцового общества - "общество любви и милосердия" - из нецивилизованного общества, в отношении которое применялось название Джахилиййа. И вправду поколение асхабов это исключительно единственное поколение, не имеющее анологов "золотое поколение" с достоинством заслуживает присвоенное им название. Как и в каждой теме, так и в теме любви, рахмата и мархамата есть очень много, что мы должны перенять у них.

      Пророк определил основные принципы относительно рахмата и мархамата, мы затронем лишь некоторые из них.

      1. В хадисах советуют быть справедливыми по отношению ко всем людям. Достижение нами справедливости возможно только за этот счет.
      2. Одной из правды в хадисах является: признак любвии милосердия это - ласкать и целовать детей. Пришедший к Пророку Мухаммаду и увидевший как он целует его детей один бедуин сказал: "Так ты и детей целуешь? Мы ни в коем случае не делаем этого". Пророк в ответ на это сказал: "Что я могу поделать если Аллах отнял из твоего сердца милосердие?" (Бухари, "Адаб" 18; Муслим, "Фазаил" 64; Ибн Маджа, "Адаб" 3; Ахмед б. Ханбал, Муснад, VI, 56, 70).
      3. Пророк поощрял людей к справедливости и сотраданию: "Совершайте мархамат чтоб быть милосердным, прощайте чтоб быть прощенным." (Ахмед б. Ханбал, Муснад, II, 165, 219)
      4. Мусульманское общество должно быть единым целым. Первым признаком этого являются рахмат и мархамат. Первый признак этого проявится в милосердии и сострадании. Пророк сказал: "Mусульмане в отношении любви друг к другу, милости кдруг к другу, сострадании друг к другу, милосердии друг к другу являются как единое тело. При болезни одной из частей тела, другие остаются начеку и загоревшись стараются поддержать его."(Бухари, "Адаб" 27; Муслим, "Бирр" 66; Ахмед б. Ханбал, Mуснад, IV, 270)
      5. Среди важных советов Пророка находятся визиты к близким родственникам, поддержка отношений с ними. Пророк произнес: "Не поддерживающий родственных отношений не заслужит рая". (Муслим, "Бирр" 18-19; Ахмед б. Ханбал, Муснад, II, 484, III, 14, 83)
      6. Пророк подчеркнул что, общество это милость, а группировки страдание (Ахмед б. Ханбал, Муснад, IV, 278, 375).
      7. Следует напомнить хадисы Пророка об милосердном и милостливом отношении к животным: Пророк объявил что, если греховник даст воду собаке, которая в результате большой жажды облизывает землю, то заслужит прощение Аллаха. Вслед за этими словами у него спросили: "О Посланник Аллаха! Из-за животных нам положено воздаяние или милость? Ответил: "За любое живое есть воздаяние". (Бухари, "Мусакат" 9, "Мазалим" 23, "Адаб" 27; Mуслим, "Салам" 153; Абу Давуд, "Джихад" 44; Ибн Маджа, "Адаб" 8; Имам Малик, Mуватта, "Сифат ан-Наби" 23).


مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللّٰهِۜ وَالَّذ۪ينَ مَعَهُٓ اَشِدَّٓاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَٓاءُ بَيْنَهُمْ تَرٰيهُمْ رُكَّعًا سُجَّدًا يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِنَ اللّٰهِ وَرِضْوَانًاۘ س۪يمَاهُمْ ف۪ي وُجُوهِهِمْ مِنْ اَثَرِ السُّجُودِۜ ذٰلِكَ مَثَلُهُمْ فِي التَّوْرٰيةِۚۛ وَمَثَلُهُمْ فِي الْاِنْج۪يلِ۠ۛ كَزَرْعٍ اَخْرَجَ شَطْـَٔهُ۫ فَاٰزَرَهُ فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوٰى عَلٰى سُوقِه۪ يُعْجِبُ الزُّرَّاعَ لِيَغ۪يظَ بِهِمُ الْكُفَّارَۜ وَعَدَ اللّٰهُ الَّذ۪ينَ اٰمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ مِنْهُمْ مَغْفِرَةً وَاَجْرًا عَظ۪يمًا ﴿29﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Мухаммад - Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверубщим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. так они предствалены в Торе. В Евангелии же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду.
(аль-Фатх, 48/29)