В религии Ислам живопись и рисование - очень деликатная тема, которая постоянно подвергается дебатам. Поэтому мусульмане предпочитают не изображать портрет Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и с большой щепетильностью относятся к этому вопросу. Но, со временем в книгах по всеобщей истории, и в религиозных книгах, и в сирах (сказания о жизни Пророка) - с целью более понятнее изобразить Пророка, например событие мирадж, чудесным образом разделение луны на двое и т. п. - авторы уделили место изображениям.
В работах, начиная с ХIV века встречаются изображения Пророка. В предыдущии периоды, за исключений изображений линий лица, особенно рисование портрета Пророка было очень и очень деликатной темой. В изображениях принадлежащих раннему периоду времени Пророк нарисован с лучами сияния на голове или вместе с символом пророчества кучей облака. Это символы его религиозной могущественности. В изображениях последующего периода его лицо замаскировано. Почти во всех миниатюрах благородное лицо Пророка закрыто белой занавесью, на голове белоснежная чалма, на теле длинная зеленая джуббе и лучи сияния в восточном стиле. В последующее же время почти во всех изображениях не было или тела или головы, вместо них было изображение из светящихся лучей.1
В сражениях под его руководством, Пророк, как и в изображениях Османских султанов, показан скраю в позиции серьезного лицезрения событий и среди множества воинов он отличается лучами света и занавесью на лице. В церемониях заседания помещен на самом видном месте. Пророк в композициях с одной или несколькими фигурами оказывает потрясающее впечатление. Зрителю преподносится среда могущества, святости и сверхъестественности. Ангелы в изображениях показаны следующим образом: в форме защитного круга всегда в окружении Пророка с целью защиты от внезапной опасности, для поддержки настроения или для того чтобы доставить веление Всемогущего Аллаха, один или несколько ангелов слетают с небес в направлении Пророка.2
О нахождении изображений Пророка в книгорисовании начального периода Ислама сообщает Ибн Вахб. Согласно сведениям, в книге подготовленной китайскими художниками и принадлежащей китайскому Императору рядом с Нухом, Мусой и Исой Пророк Мухаммад изображен верхом на верблюде.3
Позднее, в первой половине XIII века, его изображение можно встретить в книге Абдальмумин б. Мухаммад аль-Хойи о любви Варки и Гюльшах (TSMK4 , H. 841). В одной из двух последних миниатюр данной книги Пророк вместе с последователями Абу Бакром, Умаром, Усманом и Али слушают Дамаского шаха. Другая, когда он вновь возраждает умерших Варку и Гюльшах. В этих композициях изображения Пророка ничем не отличается от остальных, только по надписи над фигурой можно понять что это Пророк.
Традиции восточной живописи перешли в Ислам вместе с монголами и первые изображения Пророка встречаются в 1307 году. Первые изображения заняли место на страницах книг по истории. В них не существует никакого знака на святость Пророка, единственное отличие от других состоит размере увеличинности его фигуры.5
Позднее в 1306 - 1307 году, в трех книгах по всеобщей истории мира написанных Рашидаддин Фадлаллахом под названием Джами ат-Таварих уделено место изображениям Пророка.6 Если проанализировать эти изображения то можно ясно увидеть насколько сильна привязанность подобной традиционной живописи к иконографии христиан. Здесь, опять таки не существует никаких отличительных черт о его особенном положении. В Истории Табари, экземпляр которого находится в Галерее Фриер в Вашингтоне (Washington Freer Galery) тоже нет ни малейшего намека на статус Пророка.7
Первые, самые важные изображения Пророка находятся в работе монгольского периода, Мираджнаме. К сожелению текст этой книги не дошел до наших дней, но в Библиотеке Дворца-Музея Топкапы часть миниатюр собрана в виде отдельных листов в альбом. (H. 2154). Мираджнаме с узображениями, дошедшая до наших дней находится в Парижской Национальной Библиотеке (Paris Bibliothéque National) (Turc. 190). В работе подготовленной в 1436 году в мастерской Байсунгура, на уйгурском языке имеется 57 миниатюр. В первой миниатюре книги Джибрил приходит в дом Пророка и показывает ему приглашение на мирадж. Изображения относительно мираджа существуют и в Хамсе (Пятерице) Низами. Низами, в начале первой главы Хамсы (Махзан аль-Асрар) уделяет место объяснениям о Пророке и мирадже. Поэтому во всех экземпляров Хамсы первая миниатюра показывает мирадж.
В XV веке изображения Пророка можно встретить и в одном сире. Это исследование предпологательно подготовлена тимуридским султаном Шахрухом ( TSMK., B. 282). В конце XV века изображение Пророка начинают занимать страницы совсем разных книг по истории. Данные книги посвящены героическим поступкам близких Пророку лиц, а именно Али и Хамзы.
Среди сийар с изображением Пророка самой важной и богатой по количеству миниатюр является книга написанная Эрзурумлу Даририем в XIV веке под названием Сийар-и Наби. Экземпляр вышеназванной книги вместе с миниатюрами был вновь подготовлен в конце XVI века по приказу Султана Мурада III. В архивных документах относительно данной книги говорится, что книга состоит из 349 глав и больше 810 миниатюр. Работу над этой шеститомной книгой8 удалось завершить в 1003/1594-95 году во время Мехмеда III.9 По окончании работы принимавшим участие в проекте выдались награды.10
Хаварнаме: (Ибн Хусам, 1476 год); в книге говорится о героических поступках Али ибн Абу Талиба.11
Равзат ас-Сафа: (Мир Хаванд, XVI век); всеобщая история.12
Кисас-и Анбийа: (Нишабури); наряду с жизнью всех пророков имеются и изображения,. экземпляры находятся в Библиотеке Дворца-Музея Топкапы (TSMK).13
Ахсан аль-Кибар: в 1526 году подготовил Хусейн аль-Алави аль-Варами для Шаха Тахмасиба в виде биографических материалов. Упоминается о 12 Имамах и Пророке.14
Другая работа с миниатюрами периода Шаха Тахмасиба была подготовлена под названием Сийер-и Наби и известна как Асар-и Музаффар.15
Маджалис аль-Ушшак: предполагается что подготовлена в XVI веке тимуридским султаном Хусейном Байкара, имеются изображения Пророка.
Анбийанаме: подготовлена историком Фатхаллахом Арифи во время Кануни (в 1558 году), имеются две миниатюры с изображением Пророка.16
Зубдат ат-Таварих: подготовил историк Сеййид Локман Урмави во время покровителя Османского художества Мурада III (в 1583-1586 годах); всеобщая история, имеются две миниатюры Пророка.17
Ахвал-и Кийамат: (конец XVI начало XVII века), состоит из обяснений посвященных вере концу света в 1000-ый год хиджры; наряду с изображениями по данной теме имеются миниатюры с изображением Пророка.18
Фал-и Куран: включает миниатюры с различными изображениями по Исламу.19