Общее для всех религий поклонение: пост

Editor

30 августа 2010 г.

Общее для всех религий поклонение: пост

Можно сколько угодно далеко заглянуть вглубь истории человечества и можно дойти до самых отдаленных уголков земли, но в любую историческую эпоху и во всяком месте непременно обнаружится присутствие такого феномена, как религия.

Можно сколько угодно далеко заглянуть вглубь истории человечества и можно дойти до самых отдаленных уголков земли, но в любую историческую эпоху и во всяком месте непременно обнаружится присутствие такого феномена, как религия. Это так, поскольку чувство веры является одной из основных особенностей человека, и создание системы ценностей, так или иначе основанной на постулатах веры, является психологической и социальной потребностью для всех без исключения людей. История человечества и научные исследования показывают, что религия существует вместе с человеком и что невозможно существование ни общества без религии, ни человека без веры.

Подобно тому, как религия является неопровержимой данностью человеческой истории, так и поклонение является неотторжимой частью религии, одним из ее основополагающих элементов. Даже в этимологии слова  религия   присутствует данный смысл. В арабском языке этимология слова "дин" выражает взаимоотношения между двумя сторонами, которые заключаются в том, что одна сторона повелевает и правит, а другая - повинуется и покоряется. С точки зрения раба самым очевидным выражением повиновения и покорности, о которых идет речь, является поклонение. Также и слово "religion", которое используется в западных языках в качестве эквивалента слова "дин", имеет смысл уз, связывающих человека с Богом, а также пунктуального, усердного и регулярного исполнения ряда определенных действий в установленном порядке.

Вне зависимости от того, истинна или ложна религия, имеет ли она национальный характер или всеобщий, во всех религиях имеются разные способы поклонения и жизни в служении объекту поклонения. Хотя различные способы поклонения и отличаются от религии к религии, с точки зрения их основополагающей сути являются одним и тем же, и определенные  формы поклонения присутствуют во всех религиях. В основном, религиозное поклонение представляет собой поведенческий акт,  который опирается на слова и выражается в телодвижениях, или же реализуется в виде пожертвований и  преподношений со стороны тех, кто имеет возможность для этого, или же воплощается в жизнь посредством сознательного лишения самого себя тех или иных благ.

Одной из форм поклонения, которая присуща всем религиям, является пост, представляющий собой обуздание страстей, лишение себя некоторых желанных вещей и жертвованием ради божественного довольства.  Пост, который продолжается в течение дня или многих дней, охватывая определенную часть дня или весь день и выражающийся в воздержании от приема пищи, питья и подавлении сексуального вожделения имеется во всех религиях, ибо наша Великая Книга повелевает так: "О, вы, верующие! Вам предписан пост так, как он был предписан тем, кто был до вас..." (аль-Бакара, 2/183). Действительно, как свидетельствуют научные исследования, пост присутствует во всех религиях.

В разных религиях пост исполняется по-разному. В некоторых из них он воспринимается как некая диета, которую соблюдают применительно к некоторым видам пищи, не употребляя их в определенные дни недели и года. Существуют религии, в которых пост охватывает не какую-то определенную часть дня, а сутки целиком. Существуют такие посты, которые из диеты трансформировались в полный отказ от приема пищи и питья в течение целого дня и которые длятся от одного до сорока и пятидесяти дней. Существует и пост в форме целибата, т.е. обета безбрачия, которому следуют христианские отшельники, монахи и монахини.

Главной целью буддизма является достижение окончательного освобождения, то есть Нирваны.  Единственной преградой для достижения Нирваны являются желания и страсти.  Освобождение возможно только при отказе от желаний, а первым шагом избавления от желаний является пост. В джайнизме пост длится сорок дней и исполняется он по очень строгим правилам.

В индуизме также существует пост, который представляет собой диету, заключающуюся в отказе от поедания некоторых видов пищи. Этот пост соблюдается в определенные месяцы и дни года для воспитания души.

Пост существует также и в иудаизме. Об этом гласит одно из евангелических разъяснений: "Они же сказали Иисусу: Почему  ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют?" (Лука 5:33). Постом, установленным в иудаизме, является пост, который соблюдается в  день искупления грехов Йом Кипур, и исполняется он лишь один раз в год, в течение приблизительно 25 часов. Он начинается вечером с заходом солнца и продолжается до вечера следующего дня.  Кроме этого обязательного поста в иудаизме существует обычай поститься в знак траура и скорьби в памятные дни, напоминающими о горьких и мрачных датах Иудейской истории. Такими днями являются дни взятия и оккупации Иерусалима вавилонянами и римлянами, день разрушения Храма, которые поминаются посредством поста. Такие посты продолжаются от утренней зари до первой звезды вечером. Курение не нарушает иудейского поста.

В христианстве принят пост в виде молитв, раздачи милостыни и покаяния. Существует два вида постов, один из которых называется постом и заключается в воздержании от пищи и питья. Он длится недолго и обычно ограничивается одним днем или частью суток. Другая форма поста представляет собой отказ от определенных видов пищи, являясь своего рода диетой. Пост в христианстве обычно исполняется в виде диеты. По средам,  пятницам, которую принято считать днем, когда Иисус взошел на крест, а также  после Рождества на протяжении сорока дней перед Пасхой исполняется Великий Пост, который представляет собой диету. В указанные дни нельзя принимать в пищу отдельные продукты.

Хотя согласно Евангелиям досточтимый Иисус в течение сорока дней постился, удалившись в пустыню (Мф.4: 2; Лк. 4: 2), в христианстве принята несколько иная практика, и, поскольку воскресенье принято считать днем воскресения досточтимого Иисуса, то в этот день не принято держать пост в знак траура. Досточтимый Иисус особо подчеркнул недопустимость показного поклонения, в данном случае поста: "Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой. Видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6: 160-8). Помимо других вопросов досточтимый Иисус стремился предостеречь сынов Израиля от лицемерия и фарисейства и в вопросах поклонения и учил их придавать значение глубинному смыслу, сути поклонения, а не его внешней форме. Его изречения, касающиеся поста, тоже свидетельстуют об этом.

Как видим, во всех религиях существует поклонение в виде поста; различия присутствуют только в его длительности и содержании так, что эта форма поклонения стала сценой для самых разных форм исполнения: от определенной части суток до многих лет, от диеты до полного отказа от пищи.

Присущее Исламу равновесие между материальным и духовным, между мирским и небесным, неприятие им крайностей и чрезмерности, проявляет себя также и в ритуальном посте. Исламский пост это и не индуистский пост, представляющий собой чистую физкультуру, ни христианский пост, являющийся ничем иным, как диетой. Это и не обязательный иудейский пост, который длится 25 часов без разговения, и ни христианская диета, занимающая лишь часть дня. Исламский пост не слишком долог и не слишком короток, это не абсолютное голодание и не банальная диета. С точки зрения продолжительности, формы исполнения и содержания исламский пост является самым серьезным, умеренным и прекрасным.

 

لَقَدْ اَرْسَلْنَا رُسُلَنَا بِالْبَيِّنَاتِ وَاَنْزَلْنَا مَعَهُمُ الْكِتَابَ وَالْم۪يزَانَ لِيَقُومَ النَّاسُ بِالْقِسْطِۚ وَاَنْزَلْنَا الْحَد۪يدَ ف۪يهِ بَأْسٌ شَد۪يدٌ وَمَنَافِعُ لِلنَّاسِ وَلِيَعْلَمَ اللّٰهُ مَنْ يَنْصُرُهُ وَرُسُلَهُ بِالْغَيْبِۜ اِنَّ اللّٰهَ قَوِيٌّ عَز۪يزٌ۟ ﴿25
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали а ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости. Мы также ниспослали железо, в котором заключается могучая сила и польза для людей, для того, чтобы Аллах узнал тех, кто помогает Ему и Его посланникам, хотя и не видит Его воочию. Воистину, Аллах - Всесильный, Могущественный.
(аль-Хадид, 57/25)