Нравственность ислама

Editor


Нравственность ислама

Всех людей можно в общем разделить на три группы:

а) те, чья внутренняя суть повелевает им совершение добра и проявление милосердия, оберегающие себя от совершения грехов и добрые по своей природе.

б) те, кто зол по натуре, и это никак не возможно исправить.

в) те, кто занимает промежуточное положение между этими группами. Эти люди, если находятся под контролем или страхом наказания, соблюдают установленные правила. Однако, если они предоставлены самим себе, то могут пренебрегать правами других и притеснять их.

Нет необходимости говорить, что третья группа составляет большинство человечества, а первые две группы немногочисленны. У первой группы (люди-ангелы) нет необходимости в каком-либо контроле или управлении. Что касается второй группы (люди-бесы), то требуется прибегнуть ко всем средствам и мерам для того, чтобы препятствовать совершению ими зла и противодействовать их злу. Но наибольшего внимания требует третья группа людей (люди с человеческими слабостями).

Люди, относящиеся к третьей группе, в некотором отношении имеют сходство с животными: пока на них кто-либо не повлияет, и пока они не опасаются зла от других, они спокойны и довольны тем, что имеют. Это связано с тем, что в душе человека существуют две силы: таква (богобоязненность) и фуджур (склонность к греху). Например, отцы стараются унять своих детей, руководители городов, государств или других групп людей стараются обязать тех, кто находится под их началом, довольствоваться тем, что они обрели по праву, а не захватывать силой то, что принадлежит другим. По сути, у человеческого общества нет другой цели, нежели контролирование человеческой склонности к злу и устранение последствий зла, совершенного ранее. Люди никогда не обладали одинаковым уровнем развития, даже если они принадлежат к одному народу. Благородные души склонны к самопожертвованию, к совершению добра, умные склонны предвидеть развитие событий и, даже если они не столь склонны к самопожертвованию, то остерегаются совершать зло, чтобы не подвергать опасности то, что имеют. Однако большинство людей не только далеки от совершения добра, но, если только они не боятся ответной реакции своей жертвы, руководителя, или иных последствий, то не видят ничего зазорного в том, чтобы обогащаться, принося вред и притесняя других.

Что касается недалеких и ограниченных людей, то подобные опасения не останавливают их, и, пока общество не накажет их лишением свободы или самой жизни, они не остановятся в совершении преступлений.

Все законы, религии и философские системы направлены на воспитание общества, убеждение людей поступать правильно.

Отличительная особенность Ислама

Ислам - это образ жизни. Потому что ислам определяет не только основы веры, но в то же время устанавливает правила поведения в обществе. А также контролирует применение и исполнение своих законов. Как известно, ислам рассматривает жизнь в этом мире как преддверие жизни вечной, а существование тела невозможно без души. Ислам дает веру в вечную жизнь.

Главная цель религии ислам выражена в Коране так: "Добро в этом мире и в будущем" ("аль-Бакара", 2/201). Поэтому ислам не довольствуется восхвалением добра и поруганием зла, но и предусматривает материальные и духовные поощрения и наказания за их совершение. Что касается запретов, ислам вселяет в сознание людей страх перед Аллахом, перед Судным днем и огнем Ада, однако, не ограничиваясь только этим, чтобы воспрепятствовать совершению человеком зла и нарушению им прав других, в исламе предусмотрены наказания в этом материальном мире. Именно поэтому му'мин (верующий) совершает намаз и держит пост, хотя никто его к этому не принуждает.

Именно поэтому му'мин уплачивает свой налог (закят) в полной мере, если даже никто не знает, сколько он должен платить.

Основа нравственности

Часто бывает, что похожие внешне поступки, в зависимости от причин и обстоятельств, приобретают совсем различную ценность и оценку. Например, все перечисляемое далее классифицируется как смерть и убийство: убийство, совершенное преступником; убийство, совершенное охотником, настигшим добычу; убийство, совершенное психически неполноценным или ребенком; убийство в результате самообороны; убийство, совершенное палачом по приговору суда; убийство, совершенное солдатом, защищающим свою родину. Некоторые из этих убийств достойны жестокого наказания, другие - мягкого, некоторые прощаются, к некоторым из них относятся как к нормальному событию, не достойному ни награды, ни порицания. А некоторые удостаиваются самой великой похвалы и награды. И вся жизнь человека состоит из поступков, хорошая или плохая оценка которых относительна. И поэтому Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) часто повторял: "Действия (поступки) (оцениваются) только согласно намерениям".

Ислам - это религия, данная в божественном откровении через пророков человечеству. Закон и нравственность ислама, так же как и вера, основывается на божественных повелениях. В вопросах нравственности человеческий разум может прийти к тем же заключениям, которые даны в божественных законах, однако в исламе самым главным является божественный закон, данный в откровении, а не умозаключения какого-либо философа, правоведа или специалиста по этике. Естественно, что разные личности могут придти к различным, возможно даже диаметрально противоположным умозаключениям по тем или иным вопросам.

Все поступки людей можно разделить, в первую очередь, на хорошие и плохие, и на те, которые нужно совершать, и те, которые совершать запрещено. Запрещенные действия тоже можно разделить на две большие группы: поступки, за совершение которых предусмотрено наказание и в этом мире, и в будущем мире, и поступки, за которые предусмотрено наказание только в будущем мире.

Досточтимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в хадисе, переданном Йадом в Шифа', так объясняет миропонимание ислама: "Однажды Али спросил Пророка о его состоянии и получил следующий ответ:

"Понимание - это мой капитал, ум (или разум) - это основа моей религии, любовь - моя опора, желание - средство передвижения, поминание Аллаха - мой спутник, надежность - мое богатство, беды и горести - мои друзья, знание - мое оружие, терпение - мое одеяние, удовлетворенность - мой трофей, скромность - моя гордость, отстранение от удовольствий - мое ремесло, правдивость - моя цель, подчинение - моя слава, борьба - мой образ жизни, намаз - свет очей моих".

Еще Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Начало мудрости - страх передАллахом, богобоязненность". Нравственность Ислама начинается с отказа поклоняться чему-либо, кроме Аллаха [самому себе (эгоизм), творениям наших рук (идолам, иконам, ложным воззрениям, созданным (пророкам, святым) и т.д.)], с решимости быть вдалеке от всего, что понижает ценность человека (атеизм, злодеяние и др.).

Ислам отверг все виды неравенства, основанные на различии в цвете кожи, языковых, территориальных различиях и признал превосходство одних людей перед другими только в нравственности, которой может достичь каждый (и осуществил это, чего до него не смогла достичь ни одна религия или философская система). В Коране повелевается: "О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас - наиболее благочестивый. Воистину, Аллах - знающий, сведущий" ("аль-Худжурат",49/13)

В прекрасных айатах Корана содержатся повеления мусульманской умме:

"Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и выказывать доброе отношение к родителям. Если один из родителей или оба достигнут преклонного возраста, то не говори с ними сердито, не ворчи на них и обращайся к ним уважительно. Осеняй их крылом смирения по милосердию и говори:

"Господи! Помилуй их, подобно тому, как они [миловали] и растили меня ребенком".

Ваш Господь лучше всех знает то, что [таится] в ваших душах, если вы вершите добро. И, воистину, Он прощает кающихся.

И давай положенное [в качестве благотворительности] родственнику, бедняку и путнику, но не расточай безмерно, ибо расточители - братья шайтанов, а шайтан отплатил своему Господу [черной] неблагодарностью.

Если же ты отворачиваешься от них, надеясь обрести милость от Аллаха, разговаривай с ними ласково.

Не скупись, словно твоя рука прикована к шее, и не будь непомерно щедрым, а не то тебя будут порицать, и будешь ты печалиться.

Воистину, твой Господь дает удел щедро или скудно тому, кому пожелает. Воистину, Он видит и знает все о Своих рабах.

Не убивайте своих детей, опасаясь бедности. Мы даем пропитание им и вам. Воистину, убивать детей - тяжкий грех.

И остерегайтесь прелюбодеяния, ибо оно - мерзость и мерзкий путь.

Не убивайте человека, кроме как по праву, ведь это запретил Аллах. Если же кто-либо убит без права на то, Мы предоставляем его правопреемнику полную власть [над убийцей], но пусть он не выходит за рамки дозволенного [в отмщении]. Воистину, ему оказана помощь [Аллахом].

Не тратьте имущества сироты, кроме как во благо, [и берегите его] до того времени, пока он не достигнет совершеннолетия. Будьте верны обещанию, ибо за обещание требуют ответа.

Наполняйте меру сполна, когда вы отпускаете мерой; взвешивайте на верных весах. Это лучше и благодатнее по своим последствиям.

Не следуй тому, в чем ты не сведущ, ибо слух, зрение и сердце будут призваны к ответу.

И не ходи по земле горделиво, ведь ты не разверзнешь землю и не достигнешь гор высотой! Все это - зло и предосудительно пред Господом твоим.

Все это - часть мудрости, которая внушена тебе откровением от Господа твоего [, о Мухаммад]. Не поклоняйся наряду с Аллахом другим богам, а не то будешь брошен в ад порицаемым, поверженным" ("аль-Исра'", 17/ 23-39).

Эти повеления, более обширные и глубокие, чем те, которые были даны досточтимому Мусе (мир ему) (Тора, Исход, раздел 20), были даны Пророку Мухаммаду во время ми'раджа (вознесение на небеса).

Невозможно привести здесь все наставления Корана, так как это займет очень много места, но мы напомним лишь те из них, которые касаются социальной жизни обычного человека:

"Поклоняйтесь Аллаху и не признавайте божеством наряду с ним никого. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям, как родственникам, так и не состоящим с вами в родстве, собратьям [по ремеслу], путникам и тем, кем вы владеете. Воистину, Аллах не любит гордецов, спесивцев, которые [сами] скупы и [другим] людям велят быть скупыми и утаивают то, что Аллах даровал им по щедрости Своей. Мы же уготовили неверным унизительное наказание.

[Аллах не любит] тех, которые расходуют свое имущество [на милостыню] напоказ людям, которые не веруют в Аллаха и в Судный день, а также тех, кто дружит с шайтаном. Плохой друг из шайтана!" ("ан-Ниса", 4/36-38).

В других айатах Корана перечисляются отличительные особенности мусульманского общества: Введение в между братьями, бойтесь Аллаха, - быть может, вас помилуют.

О вы, которые уверовали! Пусть одни люди не глумятся над другими: может быть, те, [над кем они смеются], лучше их. И женщины [пусть не насмехаются] над другими женщинами: быть может, те, [над кем они смеются], лучше их. Не злословьте друг против друга и не обменивайтесь [обидными] прозвищами. После того как [человек] уверовал, называть его нечестивым именем скверно. Именно те, которые не отреклись [от неверия], суть нечестивцы.

О вы, которые уверовали! Избегайте частых подозрений, ибо некоторые подозрения грешны. Не подглядывайте и не злословьте [за спиной] друг друга. Разве захочет кто-либо из вас злословить о своем покойном брате? Отвратительно вам это! Так бойтесь Аллаха, ведь Аллах - прощающий, милосердный" ("аль-Худжурат", 49/10-12).

 

Ошибка и ее исправление

Никто не сможет отрицать нравственные нормы, о которых идет речь в этих аятах, но человек слаб. Потому что в человеке есть тяга как к хорошему, так и к плохому. Слабости, заложенные в нем с рождения, пробуждают в нем обиды, толкают к совершению грехов, несправедливости и нанесению обид тем, кто слабее него и не имеет возможности противостоять ему. Напротив, благородство души в дальнейшем пробуждает в нем сожаление и раскаяние, и, в силу своих возможностей и характера, человек старается исправить совершенную им несправедливость.

Ислам подразделяет ошибки на два больших класса:

связанные с нарушением прав Аллаха (неверие, не совершение намаза и др.) и связанные с нарушением прав рабов божьих. В силу их природы, Аллах не прощает грехи, связанные с нарушениями прав рабов, их может простить лишь тот, кто был обижен, притеснен, то есть тот, в отношении которого это преступление было совершено. Вместе с тем, при нанесении обиды другому ство, совершается двойной грех: не только по отношению к тому, кому нанесена обида, но и по отношению к Аллаху.

Есть много способов загладить вину перед другим человеком: в некоторых случаях бывает достаточно попросить прощения, иногда нужно возместить ущерб, если нельзя вернуть то же самое, то отплатить чем-то другим и т.д.

Быть терпимым к другим и прощать их - это благородное поведение, которое очень приветствуется исламом. Например, в Коране говорится: "Стремитесь же обрести прощение Господа вашего и рай, простирающийся на небесах и на земле и уготованный для богобоязненных, которые расходуют [свои] средства [во имя Аллаха], будь они в достатке или в бедности, которые сдерживают гнев и являют снисходительность к людям. Воистину, Аллах любит тех, кто вершит добрые деяния" ("Али Имран", 3/133-134).

Прощение приветствуется и поощряется, однако (принимая во внимание чувства и потребности обычного человека) требовать наказания и возмещения нанесенного ущерба разрешается. Таково понимание этого и многих других подобных аятов Корана: "Воздаяние за зло - равноценное зло. Но тот, кто простит и уладит [дело] миром, будет вознагражден Аллахом. Ведь Он не любит нечестивцев" ("аш-Шура", 42/40).

Милосердие и прощение Аллаха превосходит милосердие и прощение всех созданных. Аллах - Обладатель самых прекрасных имен, среди которых ар-Рахман (Милостивый из милостивейших), ат-Тавваб (Единственный истинно принимающий покаяние), аль-Афув (Любящий прощать), аль-Гаффур (Скрывающий грехи). Те, кто совершив грех, тут же раскается и попросит у Аллаха прощение, найдет у Аллаха самое великое снисхождение. Следующие два аята раскрывают понимание ислама в отношении божественной милости и прощения:

"Воистину, Аллах не прощает, когда веруют в других богов, кроме Него, но прощает, кому пожелает, все грехи, кроме этого. А тот, кто верует в других богов помимо Аллаха, пребывает в глубоком заблуждении" ("ан-Ниса", 4/116).

I"Скажи, [Мухаммад, от имени Аллаха]: «О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он - прощающий, милосердный" ("аз- Зумар", 39/53).

Если отвергнуть неверие и устремиться к Аллаху, прося у Него прощения, можно надеяться на любую милость от Него. Человек слаб и часто меняет свои решения. Искреннее раскаяние открывает путь к божественной милости и прощению. В исламе, чтобы получить божественное прощение, нет необходимости в посредничестве кого бы то ни было или в обращении к каким-либо обрядам или ритуалам. Для этого нужно лишь непосредственно обратиться к Аллаху, искренне просить у Аллаха, которому все известно, и от которого ничто не скроется, принять свое раскаяние и сожаление. Как говорит Досточтимый Пророк: "Любовь Аллаха к своим творениям намного больше, чем любовь матери к своим детям". В другом хадисе говорится: "Аллах разделил свое милосердие на 100 частей, из них99 частей сохранил у Себя и лишь одну часть распространил по Земле. Благодаря этой частице милосердия, Его творения проявляют милосердие друг к другу". В священном хадисе Досточтимый Пророк сообщает нам слова Аллаха: "Если ктолибо приблизится ко Мне на расстояние пяди, Я приближусь к нему на сажень. К тому, кто приблизится ко Мне на сажень, Я приближусь на аршин. К тому, кто пойдет ко Мне шагом, Я устремлюсь навстречу бегом". Аллах говорит в Коране: "Воистину, добрые деяния устраняют деяния дурные", но это не надо понимать так, что благие дела автоматически ведут к прощению грехов Аллахом, ведь добро и зло существуют, а нам предоставлен выбор, за который мы ответственны.

 

Запреты

Для определения добра и зла в Коране применяются два термина, имеющих особое значение:

а) Ма'руф: означает "добро". То, что каждый понимает и принимает как добро. Это то, что является "подходящим, соответствующим, правильным".

б) Мункар: дословно "странный, неизвестный, непривычный". То, что каждый знает как плохое и принимает как плохое.

"То, что достойно осуждения, порицания".

Другими словами, Коран обращается к природе человека, его здравому смыслу. Потому что, если даже некоторые люди считают допустимым совершение зла, человеческое сообщество никогда не будет выступать за зло и сотрудничать в совершении зла. Коран говорит му'минам: "Вы - лучшая из общин" (Али Имран, 3/110) и объясняет причину: "Вы призываете к добру и удерживаете от зла". А эта сура еще более ясно говорит по этому поводу: "Клянусь послеполуденным временем, что люди, несомненно, [понесут] урон, кроме тех, которые уверовали, вершили добрые деяния и заповедали друг другу истину и терпение" (сура "аль-Аср", 103).

Есть в Коране и повеления, относящиеся к злым деяниям и грехам, требующим публичного наказания в этом мире. Органы правопорядка исламского государства не занимаются грехами и проступками, наказание за которые предусмотрено только в будущей жизни, в их компетенции именно те преступления, которые требуют немедленного рассмотрения и наказания.

Пророк Мухаммад в Прощальной Проповеди, которую он произнес во время своего последнего хаджа, провозгласил, что недопустимо нарушение прав людей в трех сферах: душа, имущество и честь. В самом деле, основные преступления, на которые обращает внимание исламское Уголовное Право, следующие:

убийство, причинение телесного вреда, прелюбодеяние и преступные связи (т.е. преступления против души); воровство или разбой (преступления против имущества); навет, разглашение несправедливых порочащих сведений, употребление алкогольных напитков (преступления против чести). За все эти преступления предусмотрены наказания.

В преступлениях, совершенных против души, принципом наказания является равноценное наказание. То есть, жизнь - за жизнь, глаз - за глаз, зуб - за зуб. Однако при этом обязательно рассматривается мотив преступления: было ли оно совершено умышленно или произошло случайно, было ли результатом несчастного случая. В любом случае, сторонам предлагается примирение с условием выплаты откупа, если пострадавший (или его наследники) согласны на откуп, или, при желании пострадавшей стороны, - прощение преступника без возмещения ущерба.

Если доказана вина в совершении умышленного преступления, исламский суд не имеет права на помилование, право на помилование целиком и полностью принадлежит только пострадавшему (или его наследникам).

Совсем другое дело, если речь идет о прелюбодеянии или запретных связях: согласие сторон нисколько не уменьшает вину. Пророк Ислама в такой мере воспитал чувство справедливости и требовательности к самим себе в сердцах своих сподвижников, предпочитавших наказание в этом мире наказанию в жизни будущей (аль-ахира), что они сами приходили к Пророку Мухаммаду, признавая свои грехи и требуя применить к ним предусмотренное законом наказание. (Что касается греховных связей: если это совершалось по согласию обеих сторон, то пока они сами не признаются, это трудно доказать другими аргументами и доказательствами). Вера му'минов в этом случае проявляется больше, чем в другом каком-либо случае. Чтобы избежать искушений дьявола (шайтана), нормами поведения не рекомендуются смешанные собрания мужчин и женщин, бесконтрольные встречи молодежи разных полов, не являющихся близкими родственниками. Осуждается кокетство для привлечения внимания посторонних мужчин - мусульманская женщина должна оберегать свою красоту и достоинство для своего мужа.

Мы не видим здесь необходимости подробно останавливаться на различных сторонах таких преступлений, как воровство, разбой или другие преступления, совершенные против имущества другого человека.

Установление наказания за клевету, порочащую честь женщины, является отличительной особенностью ислама. Если подумать о том, как легко развязываются некоторые языки в дружеских компаниях и как просто делаются предположения, бросающие тень на честь ни в чем не повинных женщин, то можно прийти к выводу, что этот запрет, установленный исламом для пользы общества, очень уместен. Для обвинения какой-либо женщины в распутстве требуется привести неопровержимые доказательства в суде, иначе тот, кто обвиняет или просто ведет подобные речи, будет жестко наказан.

Запрет на алкоголь является одним из наиболее известных запретов Ислама. Коран ввел этот запрет постепенно, шаг за шагом воспитывая общество: "Они спрашивают тебя о вине и азартных играх... Отвечай: "И в том, и в другом есть великий грех, есть и некая польза для людей, но греха в них больше, чем пользы" ("аль-Бакара", 2/219); "О вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными, [и ждите], пока не станете понимать то, что говорите" ("ан- Ниса", 4/43), пока в конце концов твердо не постановил: "О вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, азартные игры,

[жертвоприношения] на каменных жертвенниках [и гадание] по стрелам - скверные деяния, [внушаемые] шайтаном.

Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи вина и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и совершения молитвенного обряда. Устоите ли вы [перед ними]?" Обращает внимание, что в этом последнем аяте Коран ставит в один ряд алкогольные напитки и идолопоклонничество. Пророк Мухаммад при  жизни повелевал сорок раз бить плетью преступившего этот запрет. Досточтимый халиф Умар (да будет доволен им Аллах) увеличил это наказание вдвое, аргументируя это тем, что пьянство способствует ведению непристойных речей, в которых задевается честь женщин. Так как в Коране в качестве наказания за клевету, задевающую честь женщины, установлено восемьдесят ударов плетьми (сура "ан-Нур", 24/4), то и употребление алкоголя, следовательно, требует такого же наказания. Если бы люди, следуя повелению Господа, избегали алкогольных напитков, приносящих столько вреда здоровью и личности, сколько семей обрело бы покой, и сколько средств было бы сэкономлено для блага семей!

К поступкам, наказание за которые оставлено на усмотрение судьи, относятся все виды азартных игр (включая лотереи, ставки на скачках и другие). Всем известно, каким финалом могут завершиться игры в казино. Скольких людей привели к разорению и крушению всей жизни надежды и мечты о легких деньгах! Лотереи, проводимые на уровне государства, постепенно нарушают справедливый порядок распределения богатств страны. А нарушение равновесия является причиной экономических бед и отрицательно воздействует на политическую ситуацию.

Пророк Мухаммад для очищения общества - в особенности института государственных чиновников - от взяточничества очень жестко предостерегал: "И дающий взятку, и получающий достойны ада". Однажды один человек, назначенный Пророком Мухаммада для сбора налогов, пришел к нему для отчета и сказал: "Это вот доходы государственной казны, а вот это - то, что мне дали в качестве подарков". Рассердившись, Пророк Мухаммад поднялся и произнес в мечети речь, в которой, в частности, призвал: "Эти сборщики налогов пусть поживут в домах своих матерей и посмотрят, принесут ли им подарки или нет". Жена досточтимого Умара однажды без ведома мужа отправила подарок императрице с официальным посланником, направляющимся в Византию. Та же в ответ отправила ей в подарок драгоценное колье. Когда благородный халиф узнал об этом, то изъял колье в пользу государственной казны, а своей жене выплатил стоимость отправленного ею подарка (ат-Табари).

Чтобы направить людей к благой нравственности Пророк Мухаммад сказал однажды: "Никогда не поносите время, (если делаете это) этим вы поносите Аллаха, ведь Он сменяет дни и ночи один за другим". Это предупреждение актуально и для нашего времени. И, кроме того, если кто-то по несколько раз в день сетует на время, это является показателем его болтливости.

Ислам никогда не требует от человека невозможного, однако ждет от него, чтобы, используя все доступные средства, он постоянно направлял к улучшению свои поступки и дела во всех сферах человеческой жизни. И, как следует из Корана, его ответственность за это будет персональной: "Аллах спрашивает с каждого только в меру его возможностей. Добрые деяния идут на пользу ему, злые деяния идут ему во вред" ("аль-Бакара", 2/286). Благородный человек никогда не будет ступают. Вместо того чтобы подражать низостям других, нужно быть примером им в совершении добра и силе характера.

Закончим этот раздел некоторыми наставлениями Пророка Мухаммада, касающимися соблюдения прав разных групп людей. Пророк Мухаммад говорит о добром отношении к соседям:

"Джибрил столько мне говорил о правах соседей, что я уже начал думать, что соседям будет предоставлено право наследования наравне с родственниками". Пророк Мухаммад на своем личном примере показал, как должен относиться мусульманин к своими соседям, если они даже не являются мусульманами. Передано, что в Медине Пророк Ислама жил в доме по соседству с иудеем, и был очень доброжелателен и внимателен по отношению к нему, а когда этот сосед-иудей болел, Пророк Мухаммад навещал его и помогал ему. Что касается повседневных отношений с людьми, Пророк Мухаммад говорит: "Пока человек не будет желать для своего брата (друга) того же, что он любит и хочет для себя, он не будет настоящим му'мином".

А еще он сказал: "Самый лучший из людей тот, кто делает добро другим людям". В связи с переселением мусульман из Мекки в Медину был ниспослан айат о мусульманах - жителях Медины, приютивших мухаджиров из Мекки, и представляет их как пример исламской нравственности: "Они отдают им предпочтение, если даже [сами] находятся в стесненном положении" (Коран, "аль-Хашр", 59/9).

И завершим этот раздел айатом Священного Корана: "О вы, которые уверовали! Будьте стойки в справедливости, свидетельствуя перед Аллахом, если даже свидетельство будет против вас самих, ваших родителей или родственников. Будет ли тяжущийся богатым или бедным, Аллах [рассудит] их наилучшим образом. Будьте беспристрастны, в противном случае вы отступите от справедливости. Если же вы уклонитесь от справедливости и отвергнете ее, то ведь

Аллах ведает о том, что вы творите" ("ан-Ниса", 4/135).
 

لَقَدْ مَنَّ اللّٰهُ عَلَى الْمُؤْمِن۪ينَ اِذْ بَعَثَ ف۪يهِمْ رَسُولًا مِنْ اَنْفُسِهِمْ يَتْلُوا عَلَيْهِمْ اٰيَاتِه۪ وَيُزَكّ۪يهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَۚ وَاِنْ كَانُوا مِنْ قَبْلُ لَف۪ي ضَلَالٍ مُب۪ينٍ ﴿164)
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его айаты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении.
(Али Имран, 3/164)