Молитва

Editor

16 декабря 2010 г.

Молитва

В Коране есть около двух сот айатов, связанных с молитвой. Уже первая сура Корана "аль-Фатиха" несет признаки (особенности) молитвы, которой Всевышний Аллах научил людей. В этой высокой суре Аллах одновременно указывает на то, как надо молиться. В соответствии с этим указанием становится понятным, что вначале надо благодарить Аллаха и восславить (восхвалить) Его. Затем надо просить о прощении у Него (за грехи), вслед за этим просить о благах (потребностях) земной жизни. В "аль-Фатихе" осоюо подчеркивается что человеку необходимо просить (молить) Аллаха о направление его самого, близких и всех людей на истинный путь и уберечь его от ложного пути, подпавших под гнев Аллаха или впавших в заблуждение{overlib linktext="1" text="Напомним “Фатиху”:

“1. Во имя Аллаха, милсотивого, милосердного.

2. Хвала Аллаху - Господу миров,

3. милостивому, милосердному,

4. властителю Судного дня!

5. Тебе поклоняемся мы и к Тебе взываем о помощи!

6. Веди нас путем прямым!

7. Путем тех, кого облагодетельствовал Ты,

(но) не тех, которые (подпали под) гнев (твой) и

(были) заблудшими”. " title=""}.

Характеризуя молитву в одном из своих хадисов, Посланник Аллаха Мухаммад говорит о ней как о сути поклонения. В принципе и намаз (поклонение) несет смысл молитвы. Молитва, согласно ее словарному определению, несет смысл призыва (призывания) (Аллаха на помощь). Вместе с тем в ней всегда есть возвеличение (почитание, глубокое уважение), с которым высказывается просьба. Намаз является самым высоким уровнем проявления этого возвеличения. По словам Посланника Аллаха саджда (поклон с приложением головы (лба) на пол) является положением, когда человек наиболее приближен к Аллаху. Молитва означает признание человеком (бесконечной) силы Аллаха над ним и обращение к нему с просьбой о содействии и поддержке. Саджда является самым откровенным выражением и признанием этого отношения между Аллахом и человеком. В саджде и других поклонах во время намаза высказываемые суждения, по своей сути, тоже направлены на то, чтобы просить у Аллаха его поддержки и благоволения. И хотя это делается не совсем открыто, а по своей сути, тем не менее это дало возможность видеть в них элементы молитвы и считать поклонение в этих элементах молитвой.

Молитва является, как отмечено, основным элементом поклонения. Она выражает направленность человека к Аллаху. Чтобы избавиться от переживаемых им трудностей, не подвергнуться действию негативных (разрушительных) сил, обрести возможные блага, - человек обращается к Аллаху с прощением, на основе которой он затем обращается к нему с просьбой о помощи. Это ведет его к раскаянию в связи с его заблуждениями и отказу от них. Это, в свою очередь, очищает душу и направляет человека на благодарность Аллаху за данные ему блага. Всё это, в итоге, приближает Аллаха к человеку. Молитва является выражением благодарности Аллаху со стороны человека и восхищения им как творцом миров, все создания которого говорят о его бесконечной силе и сам который является источником всего прекрасного. С этой точки зрения человек, который приводит в исполнение приказы и предписания Аллаха, знакомясь с природой, находит в ее проявлениях формы объективной закономерности. Обращение за помощью к Аллаху в плане освоения этой закономерности тоже представляет собой разновидность (вид) молитвы. В природных явлениях находят свое отражение айаты Аллаха. Потому обращение к Аллаху во всей сфере объективной закономерности обусловлено глубокой ее зависимостью от Творца миров Аллаха. Аллах говорит об этом в Коране так: "Для разумеющих есть открытые свидетельства в создании небес и земли, следовании ночи и дня друг за другом. Они, находясь на ногах, сидя и лежа на боку, поминают Аллаха (обращаются к нему), они глубоко размышляют о создании небес и земли (и говорят так): "Господь наш! Всё это Ты создал неспроста. Ты свободен от всех недостатков. Защити нас от наказания ада" {overlib linktext="2" text="Али Имран, 3/190-191. " title=""}.

Во многих айатах говорится о том, что все виды бытия, независимо от того, являются они живыми или неживыми системами, упоминают имена  Аллаха и поклоняются ему. К примеру, говорится так: "Семь небес, земля и все то, что находится на них, упоминают имена  Аллаха и поклоняются ему. Нет ничего такого, чтобы не упоминало имен Аллаха и не поклонялось бы Ему. Но вы не можете понять этого их упоминания и поклонения (тасбиха)" {overlib linktext="3" text="Исра, 17/44." title=""}. В качестве основной задачи для человека Всевышний Аллах определил поклонение: "Я создал людей и джинов только для того, чтобы они служили Мне" {overlib linktext="4" text="Зарият, 51/56." title=""}. Всевышний Аллах желал бы, чтобы человек знал и помнил об этом всегда, а не только тогда, когда у него случаются трудности. В сознании у мусульманина религиозная вера и религиозное чувство должны быть по возможности живыми и сильными, влияющими на его непосредственную жизнь и практику. Аллах желал бы, чтобы человек вспоминал о нем и в трудные моменты жизни, и когда у него все обстоит благополучно. Обязательный ежедневный пятикратный  намаз, суть которого составляет молитва (обращение к Аллаху за помощью), преследует цель держать живой в сознании веру в Аллаха. Без молитвы и поклонения Аллаху о вере говорить трудно. Их отсутствие, безусловно, станет отрицательно влиять на нее. В Коране говорится: "Скажи им: "Если у вас не будет молитвы, как Господу оценивать вас (по каким критериям ему делать это)" {overlib linktext="5" text="Фуркан, 25/77." title=""}. Этот айат Ибн Аббас трактует в форме: "Если бы у вас не было веры... (Если бы у вас не было веры, то как бы Господь стал оценивать вас? - Пер.)" {overlib linktext="6" text="Бухари. Иман, 1. " title=""}.

Итак, можно подчеркнуть, что обязательное требование молитвы и поклонения, предписанное в исламе, связано с тем, чтобы держать веру в Аллаха и его учение живой и направляющей практическую жизнь человека. Эта важная особенность делает данные категории (молитву и поклонение) объектом пристального внимания и исследования... Молитва является свого рода размышлением (рассуждением) (зикром). Коран характеризует размышление (зикр) как самое важное из поклонений (имеется в виду зикр об Аллахе. - Пер.). Посланник Аллаха Мухаммад говорил так, что тот, кто размышляет об Аллахе, называя его прекрасные имена (поминает Аллаха с учетом его прекрасных имен), будеть прощен в грехах своих, если даже их будет столько, сколько пены на море{overlib linktext="7" text="Бухари. Даават, 65; Абу Давуд. Салат, 359." title=""} . Всевышний Аллах говорит о своей готовности ответить на призыв своего служителя (человека) и желал бы обращения человека к Нему по каждому возможному поводу. В Коране говорится: "Когда Мои служители (люди) спрашивают тебя обо Мне, скажи, что Я всегда нахожусь вблизи к ним (рядом с ними). Я слышу молитву молящегося и отвечаю ему (отвечаю на призыв его молитвы). В таком случае пусть и Мои служители следуют Моим пригашениям (советам, рекомедациям, предписаниям) и верят Мне. В таком случае они найдут истинный (верный) путь"{overlib linktext="8" text="Бакара, 2/186. " title=""} .

В вопросе о прощении грехов еще раз можно напомнить о всепростительности Аллаха. То есть если человек, совершивший грех, раскается и вернется на праведный путь, Аллах простит его. Проблемы начинаются тогда, когда человек не отвращается от греха, а так и остается в нем. Тогда следует не прощение, а наказание. Этому раскаянию и прощению Аллах придает очень важное значение. В одном из хадисов говорится о том, что Аллах предпочитает обществу безгрешных людей общество грешных, но раскаявшихся людей. Это, конечно, не значит, что Аллах поддерживат людей в совершении греха или направляет их на его совершение. Речь идет о другом. О том, что человек, считающий себя безгрешным, непорочным, отрывается от связи со своим Создателем и уже не испытывает необходимости в нем (во всяком случае в своем сознании). В этом смысле раскаяние и прошение прощения связывает человека с Аллахом и приближает его к нему.

Человек, считающий себя безгрешным и на этой основе освобождающий себя от необходимости просить прощение у Аллаха, на деле отрывает себя не от греха, а от Аллаха. За это он и получает свое наказание. А человек, осознающий свою вину перед Аллахом и просящий у него прощение, остается пребывающим в системе связи с Аллахом. За это он и прощается, а еще и вознаграждается, если, как отмечено, раскается и станет просить прощения у Аллаха. Поэтому прошение прощения у Аллаха - это не просто факт отвращения человека от ложного и неверного, но это еще и понимание ответственности перед Аллахом, признания его как силы, которая стоит над человеком и направляет его жизнь и деятельность. Именно это и удовлетворяет Аллаха, является причиной положительных его действий по отношению к человеку... О глубоком удовлетворении, испытываемым Аллахом от акта прошения прощения человеком, впавшим в заблуждение и совершившим грех, и его прощения говорится в одном из хадисов. Удовлетворение подобно чувству радости человека, потерявшему в степи своего верблюда с водой и едой и после долих поисков нашедшего его {overlib linktext="9" text="Муслим. Тауба, 2. " title=""}.

Ничто не может стать преградой для человека, никакое его заблуждение или грех, в вопросе совершения молитвы, раскаяния перед Аллахом и в просьбе помощи у него. Так, к примеру, Аллах принял даже просьбу (молитву) шайтана, который, после изгнания, попросил у него срок до Судного дня (повторного возрождения людей). И Аллах дал ему этот срок, удовлетворив эту его просьбу (молитву) {overlib linktext="10" text="Араф, 7/14-15." title=""}.

По сообщению от Посланника Аллаха Мухаммада молитва человека встречается (со стороны Аллаха) в одной из следующих трех форм:

  1. или человеку сразу дается в этой жизни то, о чем он просит,
  2. или вознаграждение в ответ на просьбу, высказываемую в молитве, переносится на ахират (в будущую жизнь),
  3. или же в ответ на просьбу (молитву) с него снимается совершенное им плохое (греховное), но в размере (количестве) с тем положительным, о котором он просит в своей просьбе.

Молитва позволяет человеку поддерживать здравое мышление, дает ему моральную (внутреннюю) силу, смелость (решительность). Поскольку молитва означает преданность, человек молится (молит или просит Аллаха) со всей искренностью. В этом плане он проявляет перед Аллахом свою покорность, безропотность. Таким образом он получает от Аллаха смелость и силу. Это облегчает ему решение жизненных проблем.

В одном из священных (свято чтимых) хадисов говорится о том, что та близость (между Аллахом и человеком), которая создается в ходе молитвы и поклонения (намаза), является основой для приближения Аллаха к человеку, что, в свою очередь, ведет к формированию здравого смысла и нравственно здорового в целом человека{overlib linktext="11" text="Бухари. Рикак, 38." title=""}... В одной из своих молитв Пророк Мухаммад говорит (молится) так: "Аллах, мой! Очисти мои ошибки снегом и водой от града! Подобно тому, как ты очищаешь одежду от грязи, очисти и мою душу от греха (всего греховного в ней)"{overlib linktext="12" text="Ибн Мадже. Дуа, 3." title=""} . Отсюда с очевидностью следует вывод о том, что молитва несет очистительную силу, она избавляет человека от греха, грязи и нечисти всякого рода...

Пророк Мухаммад в своих конкретных просьбах к Аллаху (молитвах) просил и о целом ряде других вещей. Это были, к примеру, просьбы о счастье в будущей жизни, душевном спокойствии и др. Но наиболее частой была молитва, которой научил людей Аллах. Она звучит так: "Аллах, мой! Дай нам доброе (хорошее) и в этой (земной) жизни, и в будущей (в ахирате). Убереги нас от наказания ада!"{overlib linktext="13" text="Бакара, 2/201; Нахль, 16/122." title=""} . Здесь "о добром (хорошем)" говорится в самом широком значении. (Чтобы понять его содержательность, следует обратиться к Корану. - Пер.)... Досточтимая Аиша (супруга Посланника Аллаха) говорит о том, что Пророк держал свою молитву краткой, говорил о сути и содержательно{overlib linktext="14" text="Абу Давуд. Салат, 358. " title=""}. Когда речь шла о таких явлениях, как плохой характер (нравственность) и действия, моральные беды, безжалостные сердца (люди), ненасытные души, бесполезное (ненужное) знание и др., - Пророк Мухаммад всегда взывал к Аллаху...

Вопрос тира "Если всё записано в Книге судьбы, то какой смысл имеет молитва?", - задают в адрес ислама. Этот вопрос говорит о непонимании ислама и Корана, на котором он основывается. В этом плане достаточно обратиться к самому Корану. Судьба (срок жизни, способности и другие параметры) человека действительно задается Аллахом. Но вопрос о том, как человек проживет свою жизнь и что он заработает в ней, - это уже целиком зависит от него. В этом ему и помогает молитва... По этой причине исламские ученые и посчитали ее необходимым элементом веры. В принципе, всё, что связано с обращением к Аллаху и включает в себя ту или иную просьбу к нему, - всё это опять же создается Аллахом при обращении к нему или прошении у него. Это и делает молитву необходимым и устойчивым элементом веры.

Иначе всё это можно сформулировать еще и так. Если судьба обладает неким преимуществом или приоритетом по отношению к реальному событию и ходу течения обстоятельств, то Аллах обладает преимуществом по отношению к этому событию и обстоятельствам. Он может воздействовать на них и направлять их в то или иное русло в соответствии с конкретными действиями конкретного человека. То есть, задав некую программу действий для человека, в виде судьбы, Аллах оставляет за собой право вмешиваться в ее исполнение в любом текущем ее состоянии (проявлении). А еще не надо забывать о том, что молитва не означает, простите, напоминание Аллаху чего-либо. Она, как отмечено, является для человека связью с Аллахом, проявлением покорности перед ним в силу признания его силы и господства. И в мире, и над человеком конкретно и непосредственно...

 

Подготовлена в связи со статьей автора “Молитва” в исламской энциклопедии (см.: Энциклопедия веры, службы (поклонения) и каждодневной жизни в исламе. Статья “Молитва”. ИФАВ, т. 1, Стамбул, 2006.

لَقَدْ مَنَّ اللّٰهُ عَلَى الْمُؤْمِن۪ينَ اِذْ بَعَثَ ف۪يهِمْ رَسُولًا مِنْ اَنْفُسِهِمْ يَتْلُوا عَلَيْهِمْ اٰيَاتِه۪ وَيُزَكّ۪يهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَۚ وَاِنْ كَانُوا مِنْ قَبْلُ لَف۪ي ضَلَالٍ مُب۪ينٍ ﴿164)
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его айаты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении.
(Али Имран, 3/164)