Сказание об одном предательстве: Kaрбaла

Editor

3 ноября 2014 г.

Сказание об одном предательстве: Kaрбaла

10 числа месяца мухаррам 61/10 октября 680 года в Кaрбaла, поблизости Куфы, были убиты внук Пророка Мухаммада Хусейн б. Али и бывшие с ним люди. На всем протяжении истории Ислама, данное событие оставило важный след в религиозном, политическом, социальном и культурном развитии.

Для того, чтоб понять событие в Кaрбaлe необходимо учитывать некоторые  признаки, появившиеся до этого: очень скоро после смерти досточтимого Хасана в 49/669 году, досточтимый Муавиййа начал подготовительные работы о восприятии народом своего сына Йезида, как наследника. Его работы не прошли даром и большая часть народа приняли Йезида как наследника досточтимого Муавиййи. Основными противниками назначения Йезида как наследника были такие важные имена из оппозиции в Хиджазе как Хусейн б. Али, Абдуллах б. Зубейр, Абдуллах б. Умар и Абдуррахман б. Абу Бакр. Они - дети первых мусульман, жившие в период Пророка Мухаммада и важные лица своего времени.     

Старания правителей о признании Йезида как наследника в 56/676 году, было завершено официальным признанием. Оппозиционеры, не пожелавшие признавать нового наследника, основывали свое решение на том, что система наследства является системой Византии и Йезид не обладает достаточными качествами для халифа. Одним из важных лиц оппозиции был досточтимый Хусейн, второй ребенок дочери Пророка Мухаммада досточтимой Фатимы и досточтимого Али. Досточтимый Хусейн получил бесподобное воспитание дедушки, являлся одним из важных ученых своего времени. Йезид же провел свою молодость  в пустыне, возле братьев своей матери из племени Сыны Келба; был вполне подходящей личностью для вождя племени, но не имел достаточного образования для руководителя общества того времени; личность Йезида была не в состоянии нести ответственность поста халифа.

 Досточтимый Муавийа умер в 60/680 году и вслед за этим в провинции были разосланы гонцы с приказом о присяге новому халифу Йезиду. Йезид придавал большое значение присяге лидеров оппозиции в Хиджазе, потому что видел в их лице потенциальных противников. Поэтому став халифом, в первую очередь отправил письмо наместнику Медины с приказом принять присягу на верность от Хусейна б. Али, Абдуллаха б. Зубейра и Абдуллаха б. Умара. И даже наказал в случае отказа применить силу. Абдуллах б. Умар, имя которого числилось в рядах оппозиции, сказал что он не будет противоречить выбору народа и после всеобщей присяги он тоже признает нового халифа. Ответом досточтимого Хусейна и Абдуллаха б. Зубейра на требование наместника Медины послужил побег в Мекку. Этим поступком они не намеревались устраивать мятеж, а хотели избавиться от притяснений наместника Медины. Они решили, что им будет свободнее в Мекке, где находится Бейтуллах.  

Вскоре после отбытия в Мекку досточтимый Хусейн стал получать письма из Куфы, где находилось множество стронников его отца. Говорится, что жители Куфы послали очень много писем -приглашений досточтимому Хусейну. Авторами писем были влиятельные жители города, что означало о поддержке досточтимого Хусейна большинством куфийцев. С увеличением приглашений досточтимый Хусейн с целью подробно разузнать обстановку на месте послал своего двоюродного брата Муслим б. Акла в Куфу. Куфийцы радушно приняли Муслима, который сразу стал принимать присягу на верность  досточтимому Хусейну. За короткий срок число присягнувших превысило 12 000.  Вслед за этим, они снова написали письмо досточтимому Хусейну с просьбой прибыть в Куфу и сообщили, что основная часть жителей принесла присягу на верность. 

Во время прибытия Муслима в Куфу наместником города был Нуман б. Башир. Узнав о деятельности Муслима Нуман выступил с речью в мечете и призвал людей не поддаваться на провокацию, предупредил о серьезном наказании за участие в подобных делах. Но Нуман не был сторонником применения силы по отношению к оппозиционерам, о чем сразу посредством доносчиков стало известно Йезиду. Йезид сразу же уволил Нумана с поста наместника и на его место назначил наместника Басры Убайдаллаха б. Зийада, который одновременно стал исполнять обязанности наместника Басры и Куфы. Новый наместник являлся сыном одного из известных четырех гениев арабов Зийад б. Эбиха, который славился своей привязанность к эмевидам и применением силы в защите правления эмевидов.   

Убайдаллах сразу же расположился во дворце наместников и в короткий срок прибрал город к рукам. Муслим, после прибытия Убайдаллаха ушел в подполье и оттуда продолжал свою деятельность. Убайдаллах через своего шпиона узнал о местонахождении Муслима. Вскоре Убайдаллах арестовал Муслима и казнил на крыше дворца.

Досточтимый Хусейн получив письмо Муслима вышел в путь. По дороге он встретил известного поэта Фераздака и поинтересовался у него обстановкой в Куфе. Фераздак ответил ему лаконичными словами: "душа людей с тобой, но сабли рядом с Сынами Умеййи. Победа же принадлежит Аллаху ".  Досточтимый Хусейн в пути узнал об убийстве Муслима б. Акила и предательстве куфийцев. Вслед за этим он обсудил с находившимися рядом родственниками и друзьями, продолжить путь или нет. В результате настойчивых требований досточтимый Хусейн решил продолжить путь.  

Хур б. Йезид, назначенный Убайдуллахом во главе 1.000-го отряда с целью обезвредить досточтимого Хусейна, встретился с ним. Во время переговоров досточтимый Хусейн напомнил о приглашении куфийцев, но Хур сказал, что он обязан доставить его в Куфу. Досточтимый Хусейн не согласился с этим и они договорились что возвестят о создавшеемся положении Убайдаллаха б. Зийада и будут ждать его решения в местечке неподалеко от Куфы.

 Таким образом досточтимый Хусейн в сопровождении воинов Хур б. Йезида прибыл в Кербелу. Воины Хура в местах остановок совершали намаз позади досточтимого Хусейна, проявляли к нему уважение. Узнав об остановки досточтимого Хусейна в Кербеле Убайдаллах отправил против него сына Сад б. Эби Ваккаса Умара.

 Избрание Умара главой войска не было совпадением. Явление противником досточтимого Хусейна одного из его соплеменников, курайшита, было очень важно в деле убеждения войска. Умар во главе 4 000-го войска отправился в Карбалу. Убайдаллах силой заставил вступить в ряды войска и многих из тех, кто приглашал досточтимого Хусейна. Между тем, некоторые из сподвижников досточтимого Хусейна увидев серьезность положения, покинули его.

Умар б. Сад не предполагал, что все это завершится убийством досточтимого Хусейна. Может быть он думал что после переговоров проблема разрешится  и он вернется к своим обязанностям. Прибыв в Кербелу он сразу же приступил к переговорам с досточтимым Хусейном. Досточтимый Хусейн сказал что куфийцы сами пригласили его, но не сдержали своего слова и поэтому он просит разрешения вернуться обратно. Убайдаллах б. Зийаду доложили о просьбе досточтимого Хусейна и он сразу же потребовал присягу на верность Йезиду. После это предложил досточтимому Хусейну на выбор три предложения: вернуться в Медину; для встречи с Йезидом отбыть в Дамаск; или же в целью борьбы против неверных, джихада, отбыть в один из трех областей. По преданию, Убейдаллах приказал Умару взять досточтимого Хусейна в плен,  в противном случае немедля вступить в бой.    

Досточтимый Хусейн не принял тяжелое для него предложение "покориться Убайдаллаху". Когда он понял что сражения не избежать, то еще до начала военных действий предупредил окружающих, что они вольны покинуть это место, что целью Убайдаллаха является только он сам, и посоветовал спасти свои жизни покинув его. Но окружающие категорически отказались от предложения досточтимого Хусейна. Досточтимому Хусейну не оставалось ничего другого как определить положение своей малочисленной армии.

Гробница, в которой находятся отправленные в Дамаск отрезанные головы шахидов Кербелы

Не имели должного внимания и речи до начала военных действий, с напоминанием положения отца и самого досочтимого Хусейна и слова, которые дали куфийцы. Только Хур б. Йезид и несколькo человек посчитав приемлимым скромное предложение досточтимого Хусейна поддержали его, перешли на его сторону и героически погибли по время сражения. С началом военных действий близкие досточтимого Хусейна один за другим были убиты у него на глазах. Одна из выпущенных стрел попала в досточтимого Хусейна. В конце концов Убайдаллах отправил семью и отрезанную голову досточтимого Хусейна в Дамаск. Увидев это Йезид показал свою лживую печаль и в слезах произнес: "я просил покорность досточтимого Хусейна, а не его смерть. Пусть проклятие Аллаха будет на Убайдаллахе! Клянусть я бы простил его. Пусть Всевышний Аллах простит досточтимого Хусейна и возьмет его в рай!" Между тем он оказал должное гостепреимство оставшему в живых сыну досточтимого Хусейна Али, пригласив его за свой стол они вместе откушали. Затем, когда они пожелали вернуться в Медину, Йезид в целях безопасности выделил им отряд охранников.   

После убийства досточтимого Хусейна в Куфе стали раздаваться плач и причитания людей, сожалевших о случившем. Оставшившихся в живых в Карбале доставили в Куфу. Увидев их женшины Куфы с причитаниями и плачем выходили из домов. Али, сын досточтимого Хусейна, увидев это не сдержался и сказал: "Они из-за нас плачут! Кто же тогда убивал нас?"

После этого, убийство досточтимого Хусейна стало основной причиной во всех восстаниях сторонников Ахль аль-Байта. Событие Карбала стало главной причиной появления шиитского масхаба как религиозного, которое в начале было всего лишь политическим.

И сунниты и шииты не остались равнодушными к данному событию. День убийства досточтимого Хусейна "Ашура" (10 мухаррам) стал днем скорби и плача шиитов.



لَقَدْ مَنَّ اللّٰهُ عَلَى الْمُؤْمِن۪ينَ اِذْ بَعَثَ ف۪يهِمْ رَسُولًا مِنْ اَنْفُسِهِمْ يَتْلُوا عَلَيْهِمْ اٰيَاتِه۪ وَيُزَكّ۪يهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَۚ وَاِنْ كَانُوا مِنْ قَبْلُ لَف۪ي ضَلَالٍ مُب۪ينٍ ﴿164)
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его айаты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении.
(Али Имран, 3/164)