18 - Начало деятельности Пророка в Медине

Editor


18 - Начало деятельности Пророка в Медине

 

Хиджра это очень важное событие, которое способствовало исполнению поручения оповещания Писания Пророком в более лучших условиях и распространению Ислама. Самой главной целью последнего Пророка было - оповещение айатов Корана, учить религии на наглядном примере, способствовать переходу религии последующим поколения без изменений в первоначальном виде, увеличение числа мусульман. Для осуществления этих целей он принял решение об осуществлении некоторых новшеств и принятия ряда мер. Действовал в отношении поощрения мусульман быть хорошими почитателями, которые заслужат благосклонение Аллаха; способствовал возникновению между мусульманами духовной связи и социальной взаимопомощи; делал указы и наставления. В этой связи он хотел чтоб повсюду распространяли приветствие, опекали бедных, навещали родственников, ночью просыпаться со сна и совершать намаз, следователей этих советов Пророк о награждении их раем.
 
Прежде всего остро чувствовалась нужда в мечети, которая станет центром мусульманского общества. В период Мекки мусульмане имели очень ограниченные возможности относительно совместного совершения обрядов религии и слушать речи Пророка. В Медине, особенного после первого Бейата в Акаба, возросло число мусульман. Асад б. Зурара на одной из территорий загородил место сушки фиников и построил мечеть с киблой в сторону Иерусалима, впоследствии здесь будут построена аль-Масджид ан-Набави. В те времена, когда мусульмане Мекки не имели возможности совершать пятничную молитву, мусульмане Медины вместе совершали общую молитву, весь народ. Посланник Аллаха при въезде в Медину решил построить мечеть на первом же месте, где верблюд осадет на колени. С этой целью он купил землю, принадлежащую двум сиротам по имени Сахл и Сухейл. Во время строительства аль-Масджид ан-Набави, которое длилось около семи месяцев, Пророк гостил в доме Абу Аййеб аль-Ансари и здесь принимал присягу в верности от мужчин-мусульман Медины, в одном из других домов присягу от женщин. аль-Масджид ан-Набави одна из двух мечетей построенных непосредственно самим Пророком Мухаммадом (вторая в городе Куба), кибла данной трехдверной мечети направлена в сторону Иерусалима. Через шестьнадцать или семьнадцать месяцев после хиджры следуя ниспосланым айатам (аль-Бакара 2/149-150) до перемены направления киблы в сторону Каабу, кибла была направлена в сторону Иерусалима.
 
аль-Масджид ан-Набави прежде всего было местом для совершения религиозных обрядов. Но во времена Аср Саадат (Эпоха Благополучия) эта мечеть стала центром почти всей деятельности Пророка, на первом месте которой были обучение и наука. аль-Масджид ан-Набави вместе с этим являлась местом - обсуждения политических и военных дел и принятия решений; местом лечения раненных; местом содержания военнопленых или виновных; местом хранения военной добычи; местом принятия представительских групп мусульманских племен, послов и гостей; местом рассмотрения судебных дел; местом объявления бракосочетаний или местом проведения различных церемоний и собраний. Пророк все необходимое в пророческой обязанности исполнял в пристроенном к мечети своем доме, здесь оповещал и учил ниспосланным новым айатам. Между тем, для приюта асхаб, которые желали обучать науке одиноких мусульман позади аль-Масджид ан-Набави был сооружен тент покрытый финиковыми ветвями, это место получило название Суффа. Тем, кто находил здесь приют и изучал науки, называли Ахл ас-суффа или Асхаб ас-суффа. Посланник Аллаха при создании групп ученых или дипломатов, которых отправляли за пределы Медины, пользовался помощью Ахл ас-суффа.
 
Пророк сразу после хиджры объявил о братстве между переселенцами и мусульманами племен Авс и Хазрадж. Это нововведение получило имя "муахат", оно способствовало сплачиванию исламского общества, создало большую возможность в деле по удовлетворению моральных и материальных нужд мусульман, которые оставили все свое имущество в Мекке. Мусульмане Медины сдержали слово данное в бейатах в Акаба и по мере собственных возможностей приняли пришельцев как родных братьев и на протяжении определенного времени делили с ними свои дома. Жители Медины вместе с правами на имущество пожелали поделиться с кочевниками своими финиковыми рощами и другим имуществом. Только вот переселенцы ответив на это чистосердечной благодарностью, не приняли их благое намерение. В конце концов Пророк объявил с сохранением права на имущество за жителями Медины, о доле переселенцев на урожай в размере труда. Таким образом был поделен доход от совместного труда. В Коране сплочение между местными жителями Медины и переселенцами ясно выражено словами: "Поистине, те, которые уверовали и выселились и боролись своим имуществом и душами на пути Аллаха, и те, которые дали убежище и помогли, - эти близки друг к другу." (аль-Анфаль, 8/72). Жителям Медины, которые оказывали помощь переселенцам дали имя Энсар (помогающие). После установления братства между братьями на протяжении определенного времени были действительны права на наследство (аль-Анфаль, 8/72). Но, после Бадрской войны этому пришел конец и право на наследство имели только те, между которыми существовало кровное родство (аль-Анфаль, 8/75). Св. Пророк установив вышеназванное братство не довольствовался только исполнением нужд переселенцев в трудные времена и вместо понятия братства основанного на принадлежности к племени способствовал внедрению понятия - братья по вере. Взаимопомощь муахата за исключением права на наследство, поддержка друг друга, нормы вида соблюдения двусторенних советов всегда были в действии, в таком понятие организация обобщилась и все мусульмане были объявлены брятьями между собой (аль-Худжурат, 49/10).
 
Период хиджры в Медину длился вплоть до захвата Мекки. Пророк в первые годы периода Медины, прибывавшим к нему из Мекки и окресностей Медины с целью присягнуть в верности, ставил условие обязательного переселения в Медину. Также было принято впоследствии не покидать Медину и Пророк молил Аллаха о решимости и плодотворности хиджры. Под сознательностью обязанности последнего пророка Пророк Мухаммад хотел, чтоб оповещаемая им религия распространялась и внедрялась в жизнь среди более широких масс, передавалась следующим поколениям в самом правильном виде, подготовить необходимые условия для сохранения естесственного вида до светопредставления. В конце концов эти старания принесли первые результаты, увеличиваясь в числе мусульмани Медины укрепляли свои силы и завоевали военные и политические победы над врагами. Наконец 8 (630) году победа мусульман ознаменовалась завоеванием Мекки и Пророк Мухаммад объявлил "После победы хиджра не будет" (Тирмизи, "Сира", 33), отменил обязательность хиджры в Медину для последователей Ислама, но при первом же призыве к джихаду они должны были занять свое место в рядах исламской армии.
 
Во время хиджры Пророка в Медину, здесь, как и во всем Хиджазе не было государственной организации, каждое племя подчинялось управлению своего вождя. В Йасрибе наряду с племенами Авс и Хазрадж находились три племени евреев Бану Кайнука, Бану Надир и Бану Курайза точная дата прибытия которых была неизвестна. Авс и Хазрадж находились в постоянном разладе между собой и евреи поделились на две части, одна из них поддерживала Авс, а другая Хазрадж. В городе не существовало административного управления. Пророк после создания единства и взаипомощи между местными жителями и переселенцами созвал на собрание в дом Анес б. Малика представителей еврейских племен и немусульман-арабов, чтоб обсудить условия и формы совместного проживания в городе, сохраняя при этом мир и спокойствие. Убедив все группы организовать городское государство Пророк перевел все это в письменном виде на бумагу. Данный договор именуемый в источниках как "книга" и "брошюра" сегодня некоторые ученые характеризуется как "первая письменная конституция". В данном тексте, дошедшего до наших дней имеют место следующие качества: сохранение внутреннего спокойствия в городе, предопределение опасностей извне, определение судейской комиссии для определения юридических тяжб между гражданскими лицами, определение некоторых экономических норм и тд. Особенно перед угрозой внешней опасностью Медины от евреев требовалось находиться в близком сотрудничестве с мусульманами и в союзе с курайшитами. Было решено - военные расходы каждой группы, произведение уплаты выкупов и дийата (плата за кровь) своими возможностями, свободное исполнение судейства, при решении тяжб между лицами из разных групп обращаться непосредственно к Пророку. Также ясно было определено о свободе веры и совести евреев и мусульман. Между тем, Пророк в рамках статьи договора "долина Йасриба для перечисленных в данном договоре лиц является харамом" поручил Ка'б б. Малику определить границы Медины с центром в аль-Масджид ан-Набави. Впоследствии военная и политическая деятельность проводилась с учетом данных границ. Пророк построил для мусульман в Медине торговый центр, а район Баки' определил под кладбище. Таким образом, Пророк внедрил план города, с расположением в центре города мечети, дома наместника, торгового центра, кладбища и городских улиц с домами жителей. Данный план впоследствии принял классический характер в исламском мире.
 
На 1-ом году по хиджре (622 г.н.э.) одним из новшесвт для мусульман было чтение эзана, необходимого для оповещения о наступлении времени намаза. Существует предание о начале чтения эзана во 2-ом году по хиджре (623 г.н.э.). Во время периода Мекки было объявлено о фарзе намаза, но до хиджры Пророка в Медину не было придусмотрено формы оповещения людей о наступлении времени совершения намаза. Да и условия периода Мекки не позволяли этого. В Медине мусульмане имели возможность свободно совершать религиозные обряды. Число мусульман Медины возрастало с каждым днем. Пророк обсудил с асхабами вопрос внедрения азана, чтоб правоверные знали о наступлении времени намаза. Каждый из присутсутвующих вносил свое предложение по данному вопросу, но после длительных дебатов окончательное решение так и не было принято. Следуя преданию, Абдаллах б. Зейд б. Са'лаба во сне научили эзану и он, представ перед взором Пророка объяснил ему ситуацию. Пророк попросил Абдаллаха научить азану звонкоголосого Билаль аль-Хабаши, после этого Билаль вскарабкался на крышу одного из высоких домов и впервые прочитал азан перед утренней молитвой. Позднее, сзади аль-Масджид ан-Набави было построено специальное место для чтения азана. Таким образом, азан превратился в символ мусульманства. В наши дни азан, как средство призыва людей к рабству божьему, читают во всем мире и почти в любое время дня.
 
 
لَقَدْ مَنَّ اللّٰهُ عَلَى الْمُؤْمِن۪ينَ اِذْ بَعَثَ ف۪يهِمْ رَسُولًا مِنْ اَنْفُسِهِمْ يَتْلُوا عَلَيْهِمْ اٰيَاتِه۪ وَيُزَكّ۪يهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَۚ وَاِنْ كَانُوا مِنْ قَبْلُ لَف۪ي ضَلَالٍ مُب۪ينٍ ﴿164)
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его айаты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении.
(Али Имран, 3/164)