21 - Сражение при горе Ухуд

Editor


21 - Сражение при горе Ухуд

 

После тяжелого поражения в Бадре многобожники курайшиты с целью отомстить правоверным давили на Абу Суфъяна, чтоб немедлено начать подготовку к войне. Средства каравана, явившегося причиной Бадрской войны, хранились в Дар-ун-надве. В целях использования против мусульман, управление данными средствами поручили Абу Суфъяну. Наряду с жаждой мести, курайшиты были обеспокоены контролем мусульман над торговой дорогой Сирия-Египет и нападением мусульман на караваны. Через год после Бадрского сражения, курайшиты призвав на помощь арабов других племен, войском из 3.000 человек двинулись в сторону Медины. Посланник Аллаха встречу с Курайшитами, полными ненависти и мести, желал осуществить в Медине. Только вот, под настоятельными уговорами молодых храбрецов, не принимавших участия в Бадрском сражении и некоторых местных жителей,  которые боялись уничтожения противником пашен и садов, Пророк решил вместе с тысячью воинами пойти в Ухуд, что на расстоянии 5.5 км от города. По дороге, главарь смутьянов Абдаллах б. Убай б. Салуль взяв с собой около 300 воинов повернул назад. Пророк с остальными 700 сахабами достиг подножья Ухуда и самое большое знамя мусульман вручил Мус‘аб б. Умайру, знамя Авса Усайд б. Худайру, знамя Хазраджа Абдаллах б. Джубайру. Для защиты тыла войск Пророк разместил на вершине Айнайн пятьдесят лучников под руководством Абдаллах б. Джубайра и велел несмотря на никакой ход действий, пока не получат приказ непосредственно от него самого, ни в коем случае не покидать данное место. Войска встретились 7 шавваль 3 ( 23 марта 625 года) в субботу и мусульмане успешно отбили первую атаку курайшитов. Многочисленное войско врага вынужденно бежало. Лучники, увидев бежавших курайшитов, невзирая на мольбы своего командира, бросились за трофеями. Хорошо осведомленные о стратегическом значении вершины Айнайн командир кавалерии курайшитов Халид б. Валид, увидев покинувших вершину лучников, предпринял атаку переменившую весь ход войны. Убив на вершине оставшуюся горстку лучников курайшиты атаковали исламскую армию с тыла. Эта атака сразу изменила ход войны и семьдесят мусульман, среди которых находились дядя Пророка Хамза, Абдаллах б. Джахш, Мус'аб б. Умайр и Абдаллах б. Джубайр обрели степень шахида. Пророк был ранен вонзившимися в висок двумя кольцами кольчуги, от которых нижняя губа начала кровить и сломался один зуб. К тому же пронесся ложный слух об убийстве Пророка, что послужило замедлению сражения. Мусульмане отходя от подножия горы Ухуд собрались вокруг Пророка Мухаммада, а многобожники вокруг Абу Суфьяна. Таким образом оба войска отдалились друг от друга и войне пришел конец.
 
Потери курайшитов составляли в 37 или же 22-23 человека и они считали, что отомстили за Бадр. Им не удалось убить Посланника Аллаха, но они убили его дядю Хамзу. Жена Абу Суфьяна Хинд бинт Утба с целью отомстить за убитых в Бадре своего отца Утба, брата Валида и дядю Шайба вынула из тела Хамзы его печень и изжевала. Затем вознаградила обещанным, убийцу Хамзы, Вахши б. Харба.
 
Издевательства многобожников над телами шахидов в Ухуде (отрезали уши, нос и т.п.) причинила глубокую боль мусульманам. Некоторые из правоверных захотели проделать тоже самое с телами врагов, но в результате ниспосланного 126-го айата суры Нахл и предупреждений Пророка, передумали совершить задуманное.
 
Пророк всю жизнь помнил события при Ухуде и шахидов Ухуда. Каждый год посещал могилы шахидов, в последние дни перед смертью вновь посетил их. Впоследствии мусульмане, чтоб извлечь надлежащие уроки постоянно вспоминали события при Ухуде.
 
В сражении при Ухуде принимали участие около десяти женщин из асхаба, которые приносили воду бойцам, оказывали медицинскую помощь раненым и т.п. Среди них находились вольноотпущенная Пророком Умму Айман, Умму Умара, Фатима, Аиша и Умму Сулайм. Особенно Умму Умара в трудные минуты мусульман яростно отбивала саблей врагов вокруг Пророка, а Фатима лечила его раны.
 
Необходимо подчеркнуть, что если бы мусульмане в сражении при Ухуде одержали крупную победу над курайшитами, как в Бадрской сражении, то тогда бы намного усложнилось достижение основной цели Пророком, принятие Ислама курайшитами и их примитивные чувства мести и ненависти развивались бы с новой силой, не осуществились бы условия Худейбийского соглашения. В связи с войной при Ухуде бы ниспосланы некоторые айаты  суры Али Имран 3/120 и др., особенно 139-142, 156, 165.
 
Поход на Хамра аль-Асад.
 
На следующий день, после прибытия в Медину с Ухуда, Пророк Мухаммад узнал, что курайшиты собираются вернуться назад и напасть на Медину. Вслед за этим Пророк решил приследовать армию курайшитов, чтоб предотвратить возможное нападение врага и показать силу мусульман. Пророк пожелал, чтоб в этом приследовании приняли участие только участники сражении при горе Ухуд. Воины Ухуда, только что вернувшиеся с войны очень устали и некоторые были ранены, но все с удовольствие приняли призыв Пророка. Между тем, не принимавший участия в Ухуде Джабир б. Абдаллах на этот раз попросил у Пророка разрешения занять место в рядах бойцов. Отец Джабира Абдаллах б. Амр пал шахидом в Ухуде. Джабир б. Абдаллах сказав Пророку, что несмотря на сильное желание принять участие в Ухуде был оставлен отцом, потому что больше не было никого, кто бы присматривал за семью (или девятью) сестрами, получил особое разрешение. Пророк с армией из 500 воинов дошел до Хамра аль-Асада, что находится на расстоянии 8 миль от Медиины. Узнав об этом, курайшиты передумали напасть на Медиину и повернули обратно в Мекку. После пяти дней прибывания в Хамра аль-Асаде, Пророк 17 шавваль 3 года (2 апреля 625 года) вернулся обратно в Медину. Этот поход иногда упоминается вместе с войной при Ухуде, иногда как отдельный военный поход и подчеркивается, что предпринят он был с целью исправить положение Исламского государства, которое испортилось в Ухуде. Этим походом, мусульмане вновь полностью востановили свой авторитет и дали понять всем племенам арабов, особенно курайшитам, евреям Медины и многобожникам, что они все еще в силе и надеются на себя и свои силы.
لَقَدْ مَنَّ اللّٰهُ عَلَى الْمُؤْمِن۪ينَ اِذْ بَعَثَ ف۪يهِمْ رَسُولًا مِنْ اَنْفُسِهِمْ يَتْلُوا عَلَيْهِمْ اٰيَاتِه۪ وَيُزَكّ۪يهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَۚ وَاِنْ كَانُوا مِنْ قَبْلُ لَف۪ي ضَلَالٍ مُب۪ينٍ ﴿164)
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его айаты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении.
(Али Имран, 3/164)