33 - Завоевание Мекки

Editor


33 - Завоевание Мекки

 

Вместе с Соглашением Худайбия была ликвидирована многовековая кровная месть между племенем Хузаа и племенем Бани Бакр б. Абдуменат из округа Мекки. Бани Бакр заключили союз с курайшитами, а Хузаа с Пророком. Однажды Хузаа, поручившись поддержкой курайшитов ночью напали на Хузаа и убили вождя племени Каб б. Амра и некоторых членов племени.  Хузаа отправили в Медину группу из нескольких человек с просьбой оказать им помощь. Вообще-то Хузаа с самого начала тепло отнеслись к оповещению Пророка, оказали большую помощь мусульманам в деле разведки и все племя до заключения Худейбийского соглашения приняли Ислам. Пророк Мухаммад отправил письмо курайшитам с требованием порвать союз Бани Бакром или же заплатить выкуп за убитых членов Хузаа. В противном случае, из-за игнорирования условий договора, им будет объявлена война. Курайшиты отказались прервать союз с Бани Бакром или выплатить выкуп и для обновления условий Худейбийского соглашения  послали Абу Суфийана в Медину. Но Абу Суфийан не достиг желаемых результатов в Медине и с пустыми руками вернулся обратно в Мекку. 
 
Приняв решение о походе на Мекку, Пророк с целью предотвратить проливание крови и застать врага врасплох скрытно проводил подготовку. Отправил известие мусульманским племенам собраться в Медине. Чтоб скрыть настоящее число войск, Пророк приказал некоторым племенам присоединиться к основному войску по дороге. Пророк Мухаммад запретил выходы из Медины и расставив дозорных на важных пунктах дороги Медина-Мекка предотвратил въезд в Мекку. Хатиб б. Абу Белтеа захотел сообщить о подготовке похода курайшитам, но Пророк Мухаммад посредством вахйа узнал об этом и приказал сахабам схватить его. Также, чтоб сбить с толку мекканцев отправил разведывательный отряд под командованием Абу Катаде аль-Ансари в Батн-ы Ыдам, что находится на дороге Мекка-Медина.
 
Пророк Мухаммад назначив управляющим Медины Абу Рухма и имамом Абдуллах б. Умму Мектума 13-го числа рамадана 8 года (4 января 630 года) покинул город. По причине скрытия цели похода, на месте сбора в Зулхулейфе не надели ихрам и продолжив путь разбили лагерь поблизости Мекки в Мaрруззахране. Исламская армия насчитывала 10.000 воинов. Узнав о прибытии Исламской армии к воротам Мекки курайшиты впали в панику и отправили к Пророку делегацию во главе с Абу Суфийаном. Оставив делегацию на ночь в лагере, Пророк позволил им лицезреть официальную церемонию прохождения армии и призвал их всех к Исламу. Не рискуя сражаться с подобной армией Абу Суфийан и сопровождающие приняли мусульманство и вернулись в Мекку. В этом положении народ Мекки понял, что им не противостоять перед армией Ислама. Абу Суфийан собрал курайшитов возле Каабы и объявил им о своем мусульманстве и что у них нет другого выхода как сдаться, посоветовал людям скрыться в аль-Масджид аль- Хараме или в его доме. Это означало своего рода покорение Мекки. Пророк Ислама предоставил честь в покровительстве, мекканцам сохранившимся в домах, в первых рядах которых находились Абу Суфийан, Умму Хани, Хаким б. Хизам, Абу Рувейха и Будейл б. Верка. Он старался заполнить их души Исламом. После Абу Суфийана в Мекку прибыл и дядя Пророка Аббас, сообщивший мекканцам тоже самое. Они тоже разошлись, кто в аль-Маджид аль-Харам, кто по своим домам.      
 
Посланник Аллаха планировал с четырех фронтов одновременно войти в Мекку. Пророк приказал своим командирам применять оружие только в крайнем случае, не преследовать беженцев, не убивать раненных и пленных . Местом сбора Пророк Мухаммад назначил гору Сафа и приказ первым перейти в наступление с правого тыла получил командир Халид б. Велид.
 
 Отряд из мекканских мушриков под руководством Сафвана б. Умейе и сил союзных племен под началом Икримы б. Абу Джехиля и Сюхейля б. Амра разместился на южной стороне города в местечке Лит. Отряд мусульман, которыми руководил Халид б. Велид, разгромив этот отряд вошел в Мекку. Таким образом была преодолена единственная оборона города. Оставшиеся в живых спрятались в домах или же сложив оружие просили пощады. Во время сражений погибло двенадцать или двадцать восемь мекканцев и двое или трое мусульман стали шахидами. Отряд ансаров под командованием Сад б. Убада вошел в город с западной стороны, а левофланговый отряд мухаджиров, которыми командовал Зубейр б. Аввам, вошел в Мекку с северной стороны. Пророк Мухаммад находился во главе центрального отряда и следуя по дороге Азахир, что на северо западе верхней части Мекки, вместе с ансаром и мухаджирами, постоянно высказывая благодарность Всевышнему, вошел в Мекку. Пророк остановился в Хаджуне и 20 рамадана 8 года (11 января 630 года) встретился с другими армейскими частями на горе Сафа.
 
Затем Пророк посетил аль-Масджид аль-Харам, приветствовал и поцеловал Хаджар аль-Асвад и совершил таваф Каабы. В своем выступлении перед народом, Пророк сообщил о продолжении статуса Мекки как города - святыни, кроме хиджабе (сидане) и сикае упраздновал все обязанности, всязанные с хаджем и управлением Каабой. Обязанность хиджабе поручил Осману б. Талхе, а сикае своему дяде Аббасу. Вслед за этим, Пророк Мухаммад объявил всеобщее помилование: люди, скрывшиеся в аль-Масджид аль-Хараме или в своих домах и сложившиеся оружие отныне будут в безопасности, пленным  будет дарована жизнь, ни за кем не будет приследования. Пророк, получив возможность рассчитаться с курайшитами, которые на протяжении двадцати лет при каждом удобном случае проявляли ненависть к нему самому и к мусульманам, не воспользовался этим, а великодушно простил их всех. Этим он показал редчайший в истории человечества образец милосердия. День победы, в полном смысле, стал "днем милосердия". Имущество мекканцев было полностью сохранено, а пленники отпущены на свободу. Только около десяти особо яростных противника Пророка Мухаммада и мусульман были исключением из списка всеобщего помилования. Трое из этих десяти были убиты, Икрима б. Абу Джахл бежал из Мекки, несколько человека все же получили прощения.         
 
Пророк очистив внутреннюю и наружную части Каабы - символа тавхида - от идолов, совершил внутри Каабы два раката намаза. Он попросил Билаля Хабеши прочитать азан с крыши Каабы. Вместе с азаном, курайшиты и женщины и мужчины, предстали пред взором Посланника Аллаха и приняли мусульманство. К ним не относились как к пленным и предоставили полную свободу. В результате этого их называли "тулека". Между тем некоторые из мекканцкев, как Сафван б. Умейа, попросили время на раздумие и им был предоставлен срок в четыре месяца.  
 
За время пребывания в Мекке Пророк оставался в шатре в Хаджуне. Когда ему предложили перейти в свой бывший дом, он имея ввиду продажу дома, которую после хиджры  Пророка в Медину свершил сын его дяди немусульманин Акил б. Абу Талиб, Пророк Мухаммад сказал: "разве Акил оставил мой дом". Несмотря на то, что является победоносцем, Пророк даже не подумал забрать обратно свой дом. Пророк Мухаммад словами "после победы не будет хиджры " (Тирмизи, "Сира", 33) дал понять, что вместе с завоеванием Мекки наступил конец хиджре в Медину и хиджра больше не является обязательным условием. Название 110-ой суры Корана "наср" (помощь) указывает на превосходство над всеми арабами, а слова "фатх" (победа), имеющее место в данной суре указывает на завоевание Мекки. Наряду с этим, сура  аль-Фатх связана с договором Худейбийе и завоеванием Мекки.  
 
После победы Пророк некоторое время остался в Мекке, затем назначив Аттаб б. Асида наместником Мекки и Муаз б. Джебеля учителем Корана и основ ислама, решил пойти против племени Хaвазин, с которыми мусульмане сразились в войне при Хунейне. После этого вместе с мухаджирами вернулся в Медину. С завоеванием Мекки наступил конец вражде мушриков-курайшитов против мусульман и были ликвидированы  припятствия против распространения Ислама в области Хиджаза.
 
Во время пребывания в Мекке, Пророк поручил некоторым из сахабов разрушить идолы, принадлежащие племенам, которые жили вокруг города. Среди разрушенных идолов находились и идолы Менат, Сюва и Узза. Вслед за этим, Пророк вновь возобновил приглашения в Ислам племен, находящихся поблизости Мекки. 8 числа месяца шавваль, Пророк отправил группу из 350 человек под руководством Халид б. Велида к племени Джезиба б. Амра, которые жили на юге от Мекки. Халид б. Велид предложил им сложить оружие и перейти в ряды мусульман. В результате дисскусий они согласились сложить оружие и чтоб доказать принятие новой веры произнесли "сабе'на", которое означает "мы поменяли веру". Но, Халид б. Велид не поверив в искренность их слов и принимая во внимание их прежнюю вражду взял их всех в плен,  разделил между воинами и на следующее утро приказал убить. Воины из племени Сыны Сулеймана привели приказ в исполнении и казнили около тридцати пленников. Наряду с этим, сахабы из ансара и мухаджиров поверив словам пленников о принятии мусульманства отпустили их на свободу. Пророк Мухаммад, узнав о происшедших событиях от пленника прибывшего в Мекку, сильно огорчился и обвинил Халид б. Велида в поспешности обвинения  относительно искренности представителей племени Джезиб б. Амра. Словами  "Всевышний Аллах, я не причастен к содеянному Халид б. Велидом!" выразил осуждение свершенного. Пророк послал досточтимого Али к племени Джазиба, чтоб оплатить выкуп за убитых. Вместе с этим возместив в многократном размере материальный ущерб племени наладил отношения.
لَقَدْ مَنَّ اللّٰهُ عَلَى الْمُؤْمِن۪ينَ اِذْ بَعَثَ ف۪يهِمْ رَسُولًا مِنْ اَنْفُسِهِمْ يَتْلُوا عَلَيْهِمْ اٰيَاتِه۪ وَيُزَكّ۪يهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَۚ وَاِنْ كَانُوا مِنْ قَبْلُ لَف۪ي ضَلَالٍ مُب۪ينٍ ﴿164)
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его айаты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении.
(Али Имран, 3/164)