37 - Назначение досточтимого Абу Бакра эмиром хаджа и последний призыв к многобожникам

Editor


37 - Назначение досточтимого Абу Бакра эмиром хаджа и последний призыв к многобожникам

С завоеванием Мекки управление городом и Каабой перешло в руки мусульман и многие из племен арабов приняли Ислам. Но несмотря на это, были еще и племена, продолжавшиеся поклоняться различным идолам. Некоторые из этих племен мушриков были союзниками мусульман. После завоевания Мекки, Пророк Мухаммад заключил соглашение с племенами мушриков Дамра, Гыфар, Джухайна и Эшджа, которые жили поблизости Мекки и с 1-го года хиджры были в хороших отношениях с мусульманами, о соблюдении безопасности груп паломников во время хаджа и умры и спокойной обстановки во время месяцев харам. После возвращения из похода на Табук Пророк Мухаммад знал, что в Мекке до сих пор находятся мушрики и некоторые из них согласно традициям будут совершать таваф вокруг вокруг Каабы в непристойном виде и поэтому не захотел совершать хадж в том году. Назначив досточтимого Абу Бакра эмиром хаджа, вместе с 300 сахабами отправил их в Мекку (зу-ль-ка'да - зу-ль-хиджа 9-ое марта 631 года). Вслед за этим были ниспосланы первые двадцать восемь айатов суры ат-Тауба. Данные айяты связаны с основным положением мушриков и о их отношениях с Пророком Ислама. Посланник Аллаха для объяснения смысла и норм этих айатов - согласно распространенной традиции арабов ответственным в этом деле должен быть непосредственно сам лидер, подписавший соглашение и кто-либо из членов семьи, поручил эту обязанность досточтимому Али. Досточтимый Али достиг досточтимого Абу Бакра в пути и сообщил ему о продолжении исполнении обязанности эмира хаджа. Досточтимый Али 10 числа месяца зу-ль-хиджа, в первый день Ид аль-Фитр прочитал собравшимся на горе Мина первые айаты суры ат-Тауба и объявил следующее: "неверные не заслужат спасения и войдут в рай; с этого года мушрики не будет совершать хадж и приближаться к аль-Масджид аль-Хараму; никто не будет совершать таваф Каабы голым; заключившие соглашение с Пророком Мухаммадом до конца срока соглашения смогут пользоваться правами, имеющими место в тексте соглашения, но после завершения срока соглашения для тех, кто не принял Ислам, гарантия безопасности потеряет действительность". Данное заявление подействовало и несмотря на то, что часть находившихся там мушриков вначале выразили протест, но потом подумав и принимая во внимание что "даже курайшаты стали мусульманами", не ожидая истечения четырех месяцев, они все стали мусульманами. Таким образом, на Аравийском полуострове было ликвидировано идолопоклонничество и Кааба, в угоду основ пророка Ибрахима и пророка Исмаила,   стала служить для правоверных - последователей тавхида. Согласно 29-ому айату этой же суры представители другой веры были обязаны платить джизью мусульманам, в  первую очередь Ахль аль-Китабу. "Сражайтесь с теми из людей Писания (святого), кто в Господа и в Судный день не верит, и не считает запрещенным то, что не дозвалено Аллахом и Его пророком, не признавая Истины религии Аллаха, - до тех пор пока они вам дань платить не станут, своею собственной рукой, в смирении покорном" (ат-Тауба, 9/29). В результате этого нововведения иноверцы получили гарантию о сохранности своего имущества и право свободы в выборе религии. Таким образом основное понятие Ислама было внедрено на практике.   

لَقَدْ مَنَّ اللّٰهُ عَلَى الْمُؤْمِن۪ينَ اِذْ بَعَثَ ف۪يهِمْ رَسُولًا مِنْ اَنْفُسِهِمْ يَتْلُوا عَلَيْهِمْ اٰيَاتِه۪ وَيُزَكّ۪يهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَۚ وَاِنْ كَانُوا مِنْ قَبْلُ لَف۪ي ضَلَالٍ مُب۪ينٍ ﴿164)
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его айаты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении.
(Али Имран, 3/164)