Шамаил

Editor

10 декабря 2010 г.

Шамаил


Шамаил
является множественным числом слова шималь. В арабском языке слова образованные из этого корня имеют совершенно противоположные значения. Одним из этих нюансов являются: нрав, природа, характер, состояние и поведение, поступок и манеры. Использование множественного числа нюансов шимаил в данных значениях применяется в виде шамаил.

Ученые ислама переняли это обширное словарное значение в термин пояснявший жизнь одного человека, вернее его биографию. Со временем данное слово индивидуализировавшись перешло в термин означавший "человеческие навыки, форму жизни и личную жизнь Пророка Мухаммада".

Появление шамаил как самостоятельное слово приходится на конец второй половины III века хиджры (IX век). Первым пользователем слова шамаил и автор перехода слова в систему и пояснитель значения данной системы слова является известный ученый ислама Тирмизи. В конце концов, и до Тирмизи и среди его современников, в кругу знатоков хадиса и историков не встречается имен использовавших данное слово.

Работа Тирмизи под названием Китаб аш-шамаил состоит из 55 частей (баб) и одного заключения. Шамаил Тирмизи занимает одно из первых мест среди классических произведений над которым больше других проводились работы по толкованию, комментарию, виду письма и переводу. Вклад в форму шамаил, начатый Тирмизи впоследствии продолжился другими мусульманскими учеными.


{overlib linktext="@info@" text="Данная глава взята из книги Али Ярдыма, Пейгамберимизин Шемаили (Шамаил  Пророка), Стамбул, 2005. " title=""}{mospagebreak title=Знаки Пророка}

Знаки Пророка

Знак Пророческой Миссии

{mosimage}

Исламские источники в связи со знаком пророческой миссии подробно останавливались на следующих деталях: его сущность, форма, было ли с рождения или нет, нахождение на теле какой либо надписи и исчезновение знака после смерти Пророка. Как известно, Пророк наряду с общими для всех людей прирожденных качеств имел некоторые, особенные только ему качества. Пояснения об его особенных качествах, отдельно от шамаил и сиры (жизнеописание Пророка), были разработаны под общим названием "далаил" или "хасаис". Сведениям и комментариям по данной теме посвящены работы под названиям Далаил ан-нубувва или аль-Хасаис ан-набавиййа.

С другой стороны они, непосредственно сами подтверждали факт того, что Пророк является последним звеном в цепи пророков. Среди хадисов по данному вопросу есть хадис который показывает пророческое звено в целом, Последнего Пророка в литературном стиле:

"Со мной, и бывшых до меня пророков положение полностью похоже на это: один человек построил дом. Он закончил постройку, красиво разукрасил, но оставил пустым место одного углового камня. Приходившие посмотреть на этот прекрасный дом после внутреннего обхода заметили пустое недоделанное место: "здание получилось прекрасным, вот если бы место этого углового камня не было пустым!" Так вот я, такой же, как и оставленное пустым место углового камня. И я, последний из пророков".

Из пояснений в Коране и хадисах вполне точно можно понять что, начиная от первого пророка Адама, последним из ниспосланных человечеству пророков является Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), "Пророк времени воскресения". После него больше не явится никакой пророк.

Поэтому Великий Аллах, с одной стороны категорически объявляя о "знаке пророческой миссии" Пророка, и после него ни в коем случае не будет послание другого пророка с другой стороны запечатлел этот "знак" на его святом теле.

Асхабы Пророка и последующие мусульманские ученые для обозначения пророческого знака использовали термин "хатем ан-нубувва". Это можно изложить в виде: заключение нубувва, знак нубувва, знак порочества, признак пророчества, печать пророчества, родинка пророчества, след пророчества...

По сведениям в источниках: на величественной спине Пророка между двумя лопаточными костями, находился вполне чувствуемый рукой, немного пухлый след, похожий на знак печати.

Исламские источники останавливали внимание и на том, был ли этот знак от рождения или появился потом. Становится ясно, что при взгляде с другой точки, источники дают выводы о том, что знак не был от рождения. Однако относительно времени появления существовали разногласия. Среди часто встречающих сказаний существует то, что этот знак, в детстве, после вскрытии груди ангелом при чистки был им напечатан. Также существует сказание, что знак пророческой миссии как не был при рождении, так же исчез после смерти Пророка. Из всего этого становится ясно что знак пророчества не являлся прирожденной частью его благославенного тела, но был божественно отождествленным признаком.

Кольцевая Печать

{mosimage}

Вплоть до хиджры (переселение Пророка Мухаммада из Мекки в Медину) в области Хиджаза не существовало традиции использования печати. Пророк в шестой год хиджры (627) написав официальные послания послал во все соседние государства. В послании был призыв признать вновь образовавшееся Исламское государство. Адресованные правителям иностранных государств "письма с призывом к вере" привели лицом к лицу с новой, доселе неведанной проблемой. Некоторые из асхабов высказали мнение: "О Посланник! Правители иностранных государств не придадут должного внимания письмам без печати. Они не признают официальность подобных писем. Наши послания будут впустую". Вслед за этим срочно была создана печать и письма с официальной печатью были отправлены адресатам.

Оригинальным значением термина "мухр" (печать) является "хатем". В результате изображения мухр-и шариф (благородная печать) в виде кольца, слово хатем стало использоваться как "кольцо". Поэтому словосочетание "хатем ан-Наби" нужно переводить и понимать в значении "кольцо - печать Пророка". Абдаллах б. Умар говорил: "Посланник Аллаха приобрел себе кольцо из серебра. Он ставил им печать в письмах, посланных в различные места и никогда не надевал его на палец".

В документах дошедших до наших дней говорится, что мухр-и шарифы Пророка были сделаны из серебра и имели коронку. Местом исполнявшим должность печати была именно коронка. Над коронкой были выскреблены в ряд по одному три слова "Мухаммад Посланник Аллаха". Слова находились в следующем порядке: снизу вверх, в первом абзаце благородное имя "Мухаммад", во втором абзаце "Посланник", в третьем "Аллах". Сказания о том, что коронка кольца печати была из того же металла что и само кольцо вполне в силе.

После изготовления Пророку подобных кольцо - печатей и вследствии надевания их на пальцы, из числа асхабов появились желающие изготовить себе такие же кольца. Но Пророк немедленно проявил контроль над этим положением и сказал: "Никто не вправе изготовить себе кольцо с надписью подобно моей". Данным запретом Пророк проявил признаки соблюдения дисциплины и серьезности в отношении образовавшего государства и проявил категорическое различие личных и официальных отношений. Несмотря на то, что все личные вещи Пророка, начиная от обуви и джуббе и вплоть до стаканов для воды и сабель, перешли к асхабам и хранились как память, мухр-и шарифы составляли исключение. В источниках вполне ясно излагается что, после его смерти мухр-и шарифы перешли Абу Бакру, Умару; затем согласно преданию, в шестую годовщину 12-летнего правления Усмана оно упало в "Колодец Арис" и пропало. Передача мухр-и шарифа не кому либо, а по очереди  данным трем личностям показывает, что это не личная вещь, а символ государства. Как известно, эти трое, поочередно стали халифами после смерти Пророка и руководили государством. Все трое, когда полагалось поставить печать под документами лицу руководившим государством, использовали мухр-и шариф. Благодаря сказанию переданному Хусейном, Али выскреб на своей печати такие же фразы.

{mospagebreak title=Стиль одежды Пророка}

Стиль одежды Пророка

Принимая во внимание жизнь Пророка, в форме одежды видны три меры, которым он следовал:

  • избегать излишностей
  • не использовать одежду как способ показухи, гордости и тп.
  • одеваться так, как положено своему социальному положению.

Как известно из источников дошедших до наших дней, одежда Пророка, за исключением одного, не была новшествами ислама. Все виды одежды принадлежали современному обществу или являлись традиционными. Например, такие, как рубашка (камис), ланиты (изар), плащ (рида), джуббе, кулле и налейн использовались как в доисламском периоде идолопоклонниками и представителями других верований, так и продолжались использоваться мусульманами после принятия ислама.

{mosimage}

Однако, единственным исключительным новшеством был головной убор Пророка под названием чалма (имаме). На превосходную голову надевались бурнус или каленсуве и на них наматывалась чалма.

Поверхностная одежда была в виде рида, изар и камис. Она в основном состояла из двух частей, верхняя часть называлась рида, нижняя изар. Больше всего Пророк предпочитал длинную рубаху с закрытым передом под названием камис. Если требовалось, то на нее надевались джуббе, аба или бурда.

{mosimage}

На ноги надевал обувь типа сандалет налейн или ботинки хуффейн.

По сведениям из источников, одежда Пророка состояла из вышеперечисленных вещей. Вместе с этим не существует серьезного достоверного источника о том, что Пророк ненадевал носки на ноги.

Также Пророк не настаивал на каком либо определенном цвете одежды. Он, в различные времена, надевал и белые, и черные, и желтые, и зеленные и красные цвета одежды. Но принимая во внимание природные условия предпочитал одежду белого цвета и советовал мусульманам одеваться в белое. Остальное было делом вкуса самих людей.

{mosimage}

Вместе с изделиями из хлопка использовалась и шерстянная одежда. Только вот, в результате того, что шелк был импортируемым материалом и являлся показателем люкса, шелковые изделия не пользовались спросом среди мужского пола. Но в особо торжественных случаях некоторым из асхабов позволялось нaдевать шелковые рубашки.

Абу Саид аль-Худри говорил:

"Пророк всякий раз когда надевал что-нибудь новое из одежды - пусть это будет чалма, рубашка или кофта - постоянно читал следующую молитву: "О Великий Аллах, приношу тебе бесчисленные благодарения за то, что позволил надеть мне эти новинки. Пусть эта одежда и тот, кто ее надевает будут удачливыми и благонравственными. Также прошу защитить от неблагих поступков  того, кто надевает!"

{mospagebreak title=Личная гигиена Пророка}

Личная гигиена Пророка

Волосы

По сведениям из различных документов Пророк не был лысым, а имел длинные волосы. Стиль волос определялся по длине волос и имел три вида. Самый короткий стиль достигал мочки уха, самый длинный доходил до плеч. Для выражения каждого из трех стилей существовали отдельные термины. Начиная от коротких к длинному они имели следующие названия:

{mosimage}

Доходящая до мочки уха "вафра", немного длиннее мочки уха "лимма", до плеч "джумма".

Различия среди преданий достигших наших дней вполне нормальны. Потому что каждый видел Пророка с разной формой волос и передавал этого другим. В результате этого не следует принимать различия за разногласия.

Что касается способа расчесывания волос Пророка, то, как известно из сказаний Ибн Аббаса в области Хиджаза было модным два способа расчесывания волос. Последователи истинной веры расчесывали прямо и не делили передней челки волос. Идолопоклонники же делили челку посередине.

Для внедрения новой модели волос не предпринималось никаких попыток. Лишь поле полного уничтожения идолопоклонников в области Хиджаз все желающие использовали их способ расчесывания.

Уход за волосами:

Пророк по уходу за волосами имел личные наставления: "Кто отращивает волосы должен за ними ухаживать". "Имевший волосы должен их баловать".

В исламских источниках зарегистрированы личные вещи Пророка. Это расческа, зеркало, мисвак (зубочистка), ножницы, коробочка для сурьмы.

Пророк был очень внимательным и чистоплотным в отношении содержания и использования одежды и тела.

Вместе с пожеланием соблюдения порядка и чистоты Пророк не был сторонником проведения большей части времени в разнаряжении и отделял разнаряжение от простого и шикарного вида.

По сведениям дошедших до нас, прекрасные волосы и борода Пророка не сильно поседели. Интересен  факт того, что тело Пророка не испортилось и не изменилось вплоть до последнего вздоха. У него не проявились никакие признаки старости, такие как выпад зубов, ухудшения зрения и слуха, выпадение волос, седина бороды и др.

{mosimage}

По сведениям из текстов, поседевшими были концы бороды, бакенбарды между глазом и ухом, место между нижней губой и челюстью и немного волос на голове. Седина на бороде была больше чем на голове, но не настолько много, чтоб сразу бросаться в глаза. Причины повлиявшие на появление седины Пророк объясняет следующими словами: "Причиной поседения моих волос и бороды стали сура Худ и похожие айаты".

Пророк не использовал краску для волос, но время от времени наносил на волосы оливковое масло. После нанесения на волосы подкладывал под чалму марлю чтоб она не выпачкалась. Марля впитывала излишки масла и предохраняла чалму.

По сведениям Ибн Са'да Пророк мыл голову составом приготовленным из листьев дерева арабской чирешни. Некоторые из асхабов во главе с Умм аль-Му'минин Умму Салама старательно сохраняли волосинки с головы и из бороды Пророка. Эти волосы переходили по наследству, как великая ценность.

Использование благовоний:

Умм аль-Му'минин Аиша, одна из женщин кто напрямую интересовался одеждой Пророка. Она постоянно наносила на одежду Пророка "найденные самые лучшие запахи" и надевала их на него. Пророк всегда имел при себе блоговоние "сукка" и по мере необходимости наносил его на тело. Необходимой деталью в дальних путешествиях был "флакон с благовониями". Также обязательным правилом Пророка было не опровергать поднесенные благовония.

"Ибо блоговония угощение без затрат"

"В бренном мире мне полюбились женщины и хорошие запахи; молитва же является лучом спасения".

Когда Пророк появлялся на улице, то сразу отличался спецефическим для него запахом. Энес б. Малик объясняет это таким образом: "Когда Пророк проходил по одной из улиц Медины то сразу чувствовался его запах и люди говорили здесь прошел Пророк. Мы, понимали приход по его прекрасному запаху".

Подводка глаз сурьмой:

Пророк уделял важное значение так называемой предохранительной медицине: нанесение масел на волосы, чистке зубов мисваком, подводке на глаза сурьмы, питью воды небольшими глотками, неупотребление известковой и некачественной воды и привоз воды из источников вне Медины, употребление полезных для тела продуктов и многое другое.

Пророк подводил глаза сурьмой ночью перед сном, вначале три раза наводил подводку на правый глаз, затем на левый и после этого ложился в постель. Становится ясным что и время подводки сурьмы на глаза и сама сурьма использовались не для красоты, а для здоровья глаз. Из предания Ибн Аббаса известно: Пророк советовал: "Подводите глаза сурьмой. Потому что сурьма придает глазам блеск и рестницы густеют". Ибн Аббас говорил: "У Пророка имелась коробочка для сурьмы и он каждый раз перед сном подводил глаза сурьмой, сначала три раза на правый глаз, затем три раза на левый."

{mospagebreak title=Порядок и язык тела Пророка}

Порядок и язык тела Пророка

Стиль походки

{mosimage}

По сведениям из источников Пророк при походке не шаркал ногами, а твердо приподнимал ступни ног от земли. Когда был в движении то не качался по сторонам, на дороге с различными препятствиями наклонялся чуточку вперед. Он не шел кичинясь, но и не шел пробежными шагами, длинные расстояния преодолевал за короткое время.

Манеры сидеть

Сведения о манере сидеть Пророка дошедшие до наших дней находятся в разных строках хадисов и заключают в себе следующие знания:

  1. Манера сидеть в стиле курфеса: прямое значение слова не найдено. Посадка следующая - сидя на предмете человек подтягивает колени к животу и обхватывает их руками. Также это можно назвать посадкой с поддержкой. Находятся докуметы подтверждавшие, что Пророк иногда сидел в подобной позе.
  2. Манера ихтиба: ихтиба такая же манера сидеть как и предыдущая и отличается только тем, что вместо рук для обхвата использовались ремень или что-нибудь наподобие ремня.
  3. Манера скрещивать ноги: по преданию Абу Давуда, "Пророк после утренней молитвы до полного захода солнца мог сидеть скрестив ноги".
  4. Сидеть на корточках: обозначив словами "ихтифаз" или "ика" данный способ чаще всего употреблялся во время принятия еды.
  5. Лежа на спине накинуть ногу на ногу: в источниках говорится о том, что Пророк отдыхал в мечети лежа на спине и накинув ногу на ногу.
  6. Сидеть со свиснутой ногой: в хадисах говорится, что когда Пророк вместе с асхабами сидел над колодцем то свисал ноги в бездну колодца.
  7. Подгибать колени: в сведениях о манере посадке Пророка, как и все остальные, манере подгибать колени посвящена отдельная глава. Однако в части сабаб аль-вуруд сборников хадисов и книг об асхабах Табакат подобных сведений не имеется.

Подгибать колено было традицией Пророка. Поэтому один из асхабов сказал: «Я видел Пророка  преклонившего колени». Распространение этих слов было бы впустую, потому что все и так прекрасно знали эту привычку Пророка. Слова асхабов о других позах посадки Пророка подтверждают, что они иногда видели его в таком состоянии. Пророк в течении жизни использовал все вышеперечисленные манеры сидеть и не затруднил последователей всего лишь одной позой.

Опиравшиеся вещи

Пророк сказал: "Есть три вещи которые невозможно опровергнуть: подушка, благовоние и молоко!"

Пророк при длительных беседах брал себе под руки "подушку" и опирался на нее.

Также имеются сведения, что Пророк сидел на сплетенным из пальмовых лисьев невысоком "серир".

Вместе с этим Пророк пользовался изделиями для сидения из дерева или железа.

Пророк сидел на всех преподнесенных ему в подарок вещах и следил чтоб это были не сильно дорогие вещи. В результате, следуя условиям посещаемого места мог сидеть и на находившемся там ковре или матрасе из козьей шерсти, и на сухой доске и на голой земле.

Манеры разговаривать

{mosimage}

Одной из наиболее отличительных черт Пророка является красота и превосходство речи. Пророк говорил: "Я, ниспослан с особенностью коротко, но ясно выражать свою речь". Большую роль в преобладании красивой речи у Пророка имела среда в которой он вырос.

Пророк выговаривал слова по одному,  в для всех понятном виде. До такой степени, что слушатели могли вполне считать произносимые слова. Если нужно было, то повторял важные места по три раза.

Пророк иногда как учитель, как муфтий, как судья, как воспитель, как хозяин в семье, как дипломат, как командир, как победитель, как человек с широким кругозором  представал перед людьми. Он никогда не отделял друзей и врагов, мусульман и немусульман, боготых и бедных, младших и старших, мужчин и женщин, одинаково уделял всем время.

Во время беседы с асхабом Пророк вел себя как любящий брат, как вежливый учитель, как заботливый отец и когда хотел чему нибудь научить пояснял им это сладкой речью. Слова высказывал иногда как шутку, иногда как извинение, иногда как наставление, иногда как обнадеживающие, иногда как любовные, но всегда после его слов люди задумывались над сказанным.

Тон и стиль речи Пророка в выступлениях перед обществом были разными. Источники чтобы подчеркнуть беседы произвели термины из слова с корнем "хутба". За исключением "хутба уль-вуда" (Прощальная Речь) не встречается  длинной речи.

В выступлениях обращенных к народу его глаза краснели, тон голоса повышался, волнение нарастало и всегда имелась в руке "михсара" (палочка, костыль и т. п.) на которую опирался и использовал если нужно было что-нибудь указать.

Пророк не любил слов и речей приносящих вред исламу и его основным принципам и если встречался с подобными случаями, то всегда расстраивался, гневался, соблюдал расстояние и высказывал твердые предупреждения.

Манеры грубить, обижать, унижать, превышать дозу и т.п. никогда не отождествлялись с личностью Пророка Мухаммада.

Манера смеяться

{mosimage}

По единогласным сведениям источников, Пророк от рождения был с улыбчивым лицом. "Улыбка" никогда не покидала его прекрасного лица. Даже в самое трудное время не проявлял грусти, не портил настроения ближним. Если ненароком встречал кого либо из близких, то обоятельная улыбка озарялась на лице.

Помимо этого нормального состояния Пророка были и особенные улыбки. Источники хадис зарегистрировали много документов относительно смеха Пророка. Умм аль-Му'минин Аиша относительно смеха Пророка говорила: "Никогда не видела Пророка высунувшим маленький язык от смеха и потерявшим контроль над собой. Его смех состоял из улыбки". Многие из сахабов в различних отношениях объясняя манеру смеха Пророка говорили: "... были видны только передние зубы". В подобном стиле зубы были заметны, но не издавалось голоса. Такой была манера смеха Пророка.

Шутки

Энес б. Малик говорил "Пророк был большим шутником среди детей и людей". "Пророк среди людей больше всего шутил с женщинами".

Пророк много шутил с детьми, с женщинами, с бедняками и теми кто нуждался в заботе и ласке. Когда Пророк сказал окружающим: "Не вступай в пререкания с друзьями; не шути с ними; не давай слов, которых не сможешь сдержать", то они спросили "Но и ты сам, Пророк, всегда шутишь?" Последовал следующий ответ: "Да, я тоже шучу, но даже в шутке всегда говорю истину".

Энес б. Малик поясняет: Пророк называл меня "двух ухим". Учитель Тирмизи Махмуд б. Гайлан опираясь на сведения исходящие от своего наставника Абу Усама говорил: "Ясно что Пророк пошутил"

{mospagebreak title=Культура пищи Пророка}

Культура пищи Пророка

"Я кушаю как простой человек и сижу как обычный простолюдин".

{mosimage}

В источниках сказано, больше всего говорилось не то, как полагается вести себя за столом, а то что не неподобает делать. Особенно указывается на манеру сидеть на корточках. По данной теме источники начального периода единогласно заявляли:

"Что касается меня, то я никогда особенно не рассиживался за столом!" (хадис).

Перед пищей посланной Аллахом Пророк всегда был уважителен и приносил благодарения. Пророк и его последователи всегда сомневались насчет того, как будет действовать съеденная пища. Они просили Аллаха, чтоб пища превратилась в полезную для истинных дел энергию.

Традиционные исламские источники затрагивавшие тему принятия пищи Пророком придавали место одному интерессному факту. Это "облизывание после еды трех пальцев" (ла'к аль-асаби). Имеются устные и письменные советы Пророка; "Конечно же не в состоянии предполагать каково основное назначение пищи!.."

Пророк настоятельно требовал ни в коем случае не тратить впустую - вплоть до рисинки - пищу и продукты.

Употребляемый хлеб

По данным имеющихся документов Пророк постоянно употреблял овсянной хлеб. Он никогда не кушал хлеб из муки без отрубей, "очищенной муки". Как известно, в те времена в области Хиджаза пшеница импортировалась и стоила довольно дорого. Многие из жителей не могли позволить себе подобную роскошь. Пророк был яростным противником признаков люкса и старался быть примером для окружающих. Наряду с выгодой в цене, овсянной хлеб является очень сытным.

Пророк во время еды отдавал предпочтение скатерти из полотна или выделанной кожи на полу и не пользовался столом или разносом на ножках.

Также среди еды не ставилась пища разыгрывавшая аппетит, вроде салата, солений, прянностей... Пророк ни в коем случае не ел больше положенного.

{mosimage}

В источниках начального периода говорится о "двухразовой еде". Завтрак назывался "гада", ужин "аша". Пророк кушал всего лишь два раза в день, один из которых обязательно состоял из легкой пищи. Легкой пищей были "хурма" (финики).

Пророк советовал не пропускать ужин: "Если имеется хоть горсточка хурмы не обходитесь без ужина, потому что злоупотребление приведет к старению и похудению.".

Пророк с одной стороны просил: "Великий Аллах защити от голода, потому что голод плохо влияет на  человека и делает его безразличным." С другой стороны объяснял вред переедания:

"Человек, не наполнял посуду хуже чем желудок. На самом деле человеку хватает несколько глотков пищи. Но если все таки надобно много поесть, тогда, одну треть желудка уделите пище, одну треть напиткам, одну треть доле воздуха!."

Умм аль-Му'минин Аиша говорила: "Члены семьи никогода не были свидетелямитого,  чтоб Пророк кушал два раза подряд или ел досыта овсянной хлеб."

Ибн Аббас вспоминал: "иногда бывало что Пророк несколько ночей подряд ложился спать не поев. Потому что в доме не было съестного, они обходились только овсянным хлебом."

Основным свойством, которого придерживался Пророк в еде было дозволение пищи шариатом, чистота и польза телу. Он не имел привычки выбирать еду или искать недостатки. Абу Хурайра говорил: "Пророк ни в коем случае не выбирал еду. Если был аппетит кушал, то что преподнесут, если не было аппетита, то не ел."

Пророк не являлся особым любителем какой либо еды, никогда не имел "особого желания" именно что-нибудь съесть. "Съедать все что пожелаешь считается ненужным излишеством".

В гостях, чтобы не обидеть хозяев всегда с удовольствием съедал преподнесенное и высказывал восхваление пищей.

Употребляемые Пророком приправы можно перечислить в подобном виде: мясо передней лопатки и спины овцы, отбивная, кебаб, курятина, мясо дрофы, мясной бульон, супы, кабачки, оливковое масло, творог, дыню, халву, мед, хурму, свеклу, хайс, рыбу. Может есть возможность сделать добавки к этому перечню, но не существует сведений о кухонной культуре того времени. Простота превосходствует в еде, простота является показателем полной зрелости.

Мытье рук перед едой

Пророк не довольствовался обычной чистотой простых людей и при каждом удобном случае соблюдал особую чистоплотность. Особенно настаивал на чистоте перед едой. Что означает омовение перед молитвой, то и мытье рук перед и после еды. Обычай "мытья рук" перед и после еды не существовал в других религиях, впервые был введен Пророком.

"Если кто-либо лег спать с остатком пищи на руках, пусть не ищет причины возможных недоразумений в других, они кроются в нем самом!."

Салман аль-Фариси пояснял: "польза пищи в мытье рук до и после еды."

Молитвы п роизносимые до и после еды

Пророк, как и при всех благоначинающих делах, обязательно перед принятием какой-нибудь пищи произносил "Бисмиллах-ир-Рахман-ир-Рахим." Если "бисмиллах" забывалось вначале, то произносилась по мере впоминания.

Пророк после еды также обязательно читал "молитву". Самая короткая состояла из "Альхамду лиллах" (хвала Аллаху). Пророк сказал: "самый добродетельный зикр "Ла Илаха Илаллах", самая высшая молитва "Альхамду лиллах". Молитвы не состоят из единственной формулы. Каждый волен длинно или коротко произносить то что желает, то что у него на сердце и на душе.

Пророк на протяжении всей жизни предпочитал кушать "на скатерти на полу" и "из одной посуды". Поэтому хотел чтоб брали ту еду которая перед ними. Пророк наряду с тем, чтоб вместе принимать пищу советовал "всем вместе покидать стол". Также советовал соблюдать правила этикета за столом: "Пусть никто не покидает стол пока он не будет убран. Даже если наелся не должен убирать руки со стола пока все присутствующие не наедятся. Вернее не должен дать понять что наелся. Тот кто раньше встанет из-за стола поставит в неудобное положение друзей, потому что они должны будут прекратить прием пищи. Может они еще не наелись".

Человек приглашенный сесть за стол или которому преподнесли угощение , если голоден, не должен опровергать это словами вроде "я только что поел... я сыт". Пророк произнес эти слова: "Еда одного человека хватит на двоих. Еда двоих хватит на четверых. Еда четырех человек хватит на восемь человек".

Омар б. Аби Салама рассказывал: Я посетил дом Пророка. Они все сидели за столом. Увидев меня он сказал: "Дитя мое, садись за стол, произнеси "бисмиллах", бери еду правой рукой и обязательно бери со своей стороны".

Абу Саид аль-Худри вспоминал: когда Пророк вставал после еды, то произносил данную молитву: "аль-хамду лиллах аллази ат'амана ва сакана ва джа'алана мин аль-муслимин" (Хвала Аллаху что присвоил нам Мусульманство и насытил нас).

Абу Умама говорил: Пророк перед уборкой со стола произносил эту молитву: " аль-хамду лиллах хамдан касиран таййибан мубаракан фихи гайра мувадда'ин ва ла мустагнан анху Раббана" (Великий Аллах благодарю самой искренней благодарностью, далекой от неискренности).

Употребляемые фрукты

Известно, что Пророк любил и часто упротреблял дыню, арбуз и огурцы; к  перечисленным можно добавить виноград, айву, аджур и кебас.

{mosimage}

Пророк усердно следил чтоб принимаемая пища не вредила здоровью. Фрукты ел не из за того что фрукт, а из з того чтоб удолить жажду тела, ел во время или после еды.

Абу Хурайра вспоминал: асхабы Пророка как только появлялись раннии фрукты сразу угощали Пророка. И тогда Пророк брал этот ранний фрукт в свои прекрасные руки и произносил следующие слова: "О Великий Аллах! Дай благодать нашим фруктам, нашему городу, нашим мерам! Могучий Аллах! Ибрахим твой раб, друг и посланник. Я тоже твой раб и посланник. Он, молил тебя для Мекки. Я же, молю тебя как и он, даже в несколько раз больше чем его молитвы, молю Тебя за Медину!" После этого угощал фруктами находившихся поблизости детей.

Напитки В те времена напитками были: медовый шербет (асель), соки из хурмы и сухого винограда и молочные напитки. На свадебных торжествах гостям преподносили "шербет из хурмы". Среди напитков Пророка особое место занимало "молоко". Иногда добавлял в молоко холодную воду. Особенно в жаркие дни, если можно было достать, охлаждал молоко холодной водой. Пророк строго следил за качеством употребляемой воды, за исключением большой нужды не пил какую попало воду. Умм аль-Му'минин Аиша говорила: "Для Пророка доставляли сладкую питьевую воду из колодца буйут ас-сукйа в расстоянии двух дней от Медины".

Пророк предпочитал сладкую воду "простоявшую ночь". Эту простоявшую воду выпивал иногда в три, иногда в два глотка. "Пей не торопясь; быстрее утолишь жажду и быстрее переварится; к тому же будет намного полезней" слова Пророка указывают на придаваемое им большое значение здоровью человека.

Ибн Аббас пояснял: "Пророк отучил нас пить воду прямо с горлышка кувшина. После этого поучения один горожанин среди ночи встал чтоб утолить жажду и поднес горлышко кувшина прямо ко рту. И что же оказалось там - Змея!."

Благородные стаканы

У Пророка имелось около одиннадцати добровольных служателей. Асхабы Энес б. Малик и Абдаллах б. Масуд были одними из них. Например Абдаллах б. Масуд таскал "обувь", "зубочистки" и "подушки" Пророка, следил чтоб они были готовы к употреблению. Когда Пророк поднимался на ноги сразу приносил обувь и собственноручно надевал; когда садился снимал их и держал на руках.

Энес б. Малик был водоносом. Он носил "стакан для воды", следил за его чистотой и готовил напитки для Пророка.

Пророк, включая воду пил все напитки из одного стакана. Этот стакан был изготовлен из древесины дерева "нудар" похожего на тамариск и растущего в области Хиджаза. Однажды данный стакан треснул по краям, опоясав его "серебрянной пряжкой" он продолжал пользоваться им. Ширина стакана была больше чем глубина и для подвески на стену имелся "деревянный круг". Впоследствии Энес попытался заменить этот круг на серебрянный или золотой. Но его отчим Абу Талха (у. 34/654) разубедил сказав: "Не смей. Ни в коем случае не меняй то, что сделал Пророк!" После этих слов Энес хранил стакан в таком виде в каком он был сделан Пророком.

Личные вещи Пророка аккуратно хранились последователями и переходили из поколения в поколение как драгоценное состояние.

Все вещи сохранявшие благую память Пророка; места для сна, для молитв, для отдыха и все прочие места имели огромное уважение и почтение среди асхабов. Данные вещи хранились как символы почтения, уважения, величия, благословения, оздоровления и счастья. Также занимали достойное место в величественных зданиях.


{overlib linktext="@info@" text="Данная глава взята из книги Али Ярдыма, Пейгамберимизин Шемаили (Шамаил  Пророка), Стамбул, 2005. " title=""}

قُلْ اِنَّمَٓا اَنَا۬ بَشَرٌ مِثْلُكُمْ يُوحٰٓى اِلَيَّ اَنَّمَٓا اِلٰهُكُمْ اِلٰهٌ وَاحِدٌ فَاسْتَق۪يمُٓوا اِلَيْهِ وَاسْتَغْفِرُوهُۜ وَوَيْلٌ لِلْمُشْرِك۪ينَۙ ﴿6﴾
Во имя Аллаха,Милостиво и Милосердного!

Скажи: "Я - такой же человек как и вы. Мне внушено в откровении, что наш бог - Бог Единственный. Идите к Нему прямым путем и просите у Него прощения. И горе многобожникам,
(Фуссылат, 41/6)