Пророк Мухаммад как модель нравственности

Editor

17 мая 2010 г.

Пророк Мухаммад как модель нравственности

Явление Пророка Мухаммада моделью нравственности, требует от него быть примером в претворении в жизнь нравственных ценностей. Пророк, как человек, непосредственно внедрял в жизнь нравственные ценности Ислама и является наглядным образцом для людей.

Нравственные ценности вместе с религией основывают ум, чувства и предчувствия и  основывая эти формы, за исключением веры, связаны с чувственным, умственным и предчуственным миром человека. В результате этого, невозможно поставить в одно место общие, вернее свойственные всем людям, нравственные ценности. Потому что, в связи с изменением человека, местом проживания и временем, понятие нравственных ценностей меняется. Это приводит к невозможности основать универсальную теорию нравственных ценностей и вызывает нравственную подозрительность. Потому что, мы, не в состоянии предположить когда, где и что является правильным.

Чтобы затронуть универсальные нравственные принципы необходимо затронуть обязательные нравственные ценности. Только Абсолютное Существо в состоянии говорить об обязательных нравственных ценностях. Что касается других теорий, основанных религией, то пусть будет предопределен только вахйем или определен умом, источником всех норм ценностей является Аллах. Айаты Корана вместе с определением значений добра и зла определили и нормы ценностей добро - зло, правильное - неправильное, запрещенное - позваленное, красота - некрасивое. Хадисы Пророка по принципам норм Корана определили нормы слов, действий и поведения. Вся жизнь Пророка Мухаммада в целом - это наглядная демонстрация форм понятий, анализа и внедрения в жизнь норм ценностей, определенных Кораном. Вернее, явление Пророка как модели нравственности, исходит от явления моделью для нравственных ценностей. Определенные Кораном нормы и ценности универсальны. Они не меняются в силу времени и местности или условий окружающей среды и далеки от релативизма. Определив обязательные правила, далеки и от нравственных подозрений. Приведение послания в функциональное положение возможно при условии внедрения в жизнь человеком. Точнее, пример анализа и внедрения в жизнь принципов Корана в социальной жизни наглядно показан Пророком. В этом смысле мы нуждаемся в образцовости Пророка. Потому что, он избавив религиозные ценности от всего лишнего, он внедрял их в жизнь в объективном порядке. В лице Пророка наглядно видно каким может быть человек в случае внедрения в жизнь повелений Аллаха. Это очень ясно и точно видно на примере личности Пророка. В этом смысле его жизнь - наглядная модель внедрения ценностей Ислама.

Айаты Корана тоже указывают на наличие понятия ценностей в основе человека и находятся впереди религиозных правил. С момента зарождения чувства нравственности (добро-зло), религия (святое-несвятое), искусство (красота-некрасивое) было вдохнуто в душу каждого человека. Айат "...И всякою душой, и соразмерностью ее (для проживания на сей земле), ее прозрением о том, что праведно, что скверно..."(аш-Шамс, 91/7-8) вместе с определением ценностей человеку Аллахом, подчеркивает их наличие и при зарождении. Человек обязан брать в пример Пророка, чтоб правильно понять ценности, определенные вахием и имеющимся в нем от зарождения. Потому что, Пророк Мухаммад до пророчества устроил свою жизнь в силу нравственных ценностей и после пророчества жил по ценностям Корана и этим явился наглядной нравственной моделью. Самой высокой ценностью Ислама является признание воли Аллаха, а самым ценным действием внедрение в жизнь воли Аллаха.

В Коране зачастую говорится о "верующих и имеющих чистое намерение". Термин "благое намерение" иногда используется для хорошего, иногда для красивого, иногда для дозволенного и саваба, иногда для правильного действия. Становится ясно, что благое намерение применяется в следующих формах: с точки зрения нравственности - добро, науки - угодного признакам, эстетики - красивым действиям. Имеющие в основе данные три действия входят в статус "благих намерений". Действие, далекое от красоты невозможно охарактеризовать как правильное.

Можно привести множество примеров о внедрении в жизнь ценностей Пророком. Но, привлекает особое внимание изменение в жизни асхабов, которые принимали его за модель в жизни. Примером в этом смысле, можно назвать жизнь Умара ибн аль-Хаттаб. И вправду, изменения в его жизни очень внушительны. В книгах по истории, Умар до принятия Ислама известен как очень резкий, безжалостный и грубый человек. Но, со временем он подвергся превосходным изменениям. Нравственность невозможно приобрести внезапно, оно приходит со временем; на протяжении долгих лет необходимо обязательное восприятие Пророка за пример в жизни и обязательное восприятие ценностей Ислама. Этот процесс изменения, наглядным образом виден на примере личности Умара. Грубый Умар ушел и на его место пришел простой Халиф Умар, который таскает на спине мешки с мукой для бедной женщины. Место резкого, безжалостного Умара занял справедливый, не стесняющийся слез Умар.

Сегодня, мы должны правильно понять, внедрять в жизнь то, что предназначено нам Аллахом от самого возрождения и определено Кораном; детально рассмотреть на наглядных примерах из жизни Пророка и стараться жить по этим правилам. Таким образом, возможно с достоинством упоминать Пророка и избавиться от бессмысленного и сухого копирования.

قُلْ اِنَّمَٓا اَنَا۬ بَشَرٌ مِثْلُكُمْ يُوحٰٓى اِلَيَّ اَنَّمَٓا اِلٰهُكُمْ اِلٰهٌ وَاحِدٌ فَاسْتَق۪يمُٓوا اِلَيْهِ وَاسْتَغْفِرُوهُۜ وَوَيْلٌ لِلْمُشْرِك۪ينَۙ ﴿6﴾
Во имя Аллаха,Милостиво и Милосердного!

Скажи: "Я - такой же человек как и вы. Мне внушено в откровении, что наш бог - Бог Единственный. Идите к Нему прямым путем и просите у Него прощения. И горе многобожникам,
(Фуссылат, 41/6)