Умел ли Пророк Мухаммад читать и писать (умми)?

Editor

14 мая 2010 г.

Умел ли Пророк Мухаммад читать и писать (умми)?

Умел ли Пророк Мухаммад в жизни читать и писать всегда был спорным вопросом. У нас на руках не имеется точного наса относительно данной темы и поэтому подобные споры дошли и до наших дней. Среди ученых иногда проходили довольно таки жесткие обсуждения. Эта тема явилась выгодным козырем в руки врагов, которые использовали этот случай для нападений и беспочвенных наговоров на ислам и его пророка.  

Взгляды относительно данной темы:

Взгляды о том умел ли Пророк Мухаммад читать и писать можно собрать в семь основных точек:

  1. Посланник Аллаха на протяжении всей жизни никогда не писал и не читал по книге.
  2. Пророк Мухаммад в результате чудо написал свое имя и кое-что прочитал при подписании договора Худейбие.
  3. К концу жизни написал и прочитал несколько слов, из-за которых невозможно было согласиться, что он умеет читать и писать.
  4. В результате важного значения науки для Ислама и вере в священный знак для обязательного образования мусульман, Пророк Мухаммад немного научился читать и писать.
  5. В результате чудо вместе с пророчеством Пророк Джабраил научил его читать и писать.
  6. Умел читать, но не умел писать.
  7. Умел и читать и писать.

У каждого сторонника этих различных взглядов существовали доказательства, способные подтвердить их взгляды.

Характеристика данной темы.

  1. Одним из свойств Пророка Мухаммада определенных в Коране является "умми", которое означает "человек умеющий читать и писать". Во множественном виде данное слово "уммийюн" проходит в нескольких айятах. При детальном рассмотрении этих айятов произношение слова имеет смысл "неумеющие читать и писать", что является неправильным. Например в 20 айяте суры Али Имран гоаорится: "скажи тем, кому даровано Писание, а также необразованным людям: обратились ли вы в ислам?" Здесь под словом уммийюн подразумеваются все, кроме людей Писания (эхл-и китаба) и многобожники арабы в области ниспослания Корана, независимо от того умеют они читать и писать или нет. А 75-ый айят этой же суры намного яснее, в ней говорится что люди Писания не несут никакой ответственности за тех, кто не из их среды и не признают никокого права и норм. Причиной данного отношения является не явление неумения читать и писать, а явление ими сторонниками других религий. Придать другое значение айяту просто невозможно.   
  2. 48 айят суры Анкебут: "Ты не читал прежде ни одного Писания и не переписывал его своей десницей. В противном случае приверженцы лжи впали бы в сомнение". Доводы и события, доказывающие, что Пророк Мухаммад не умел читать и писать являются правильными.  
  3. В дошедших до нас достоверных преданиях, на шестом году хиджрета во время подписания договора Худейбие Пророк самолично написал свое имя. С данными сведениями невозможно несогласиться.   
  4. Слова Пророка Мухаммада  досточтимому Али в Худайбие "Покажи мне это место", группе Таифа "Положи мою руку на это предложение" не являются твердым доказательством того, что Пророк Мухаммад не умел читать. Потому что и мы, чтобы узнать место заинтересованного нас сведения в какой-нибудь газете, книге или других документах говорим "где? какое? покажи и тп.", что не является доказательством нашей необразованности.
  5. Другие предания относительно умения читать и писать Пророка Мухаммада являются ненадежными. Подтверждение об их ненадежности и слабости приводят и книги, в которых они указываются.

Заключение

Без сомнения необходимо согласиться, что Пророк Мухаммад до ниспослания вахия не умел читать и писать. Ведь вырос он в среде не имевшей ничего общего с наукой и образованием, число умевших читать и писать не превышало пальцев одной руки.  Если бы он умел читать и писать, то после прибытия вахия, окружавшие его невежды впали бы в сомнение типа: "может он передает нам заранее прочитанное в других священных книгах и таким образом обманывает нас". Всемогущий Аллах, чтоб защитить Посланника Истины и божье предание от подобных наговоров и сплетен объявил о неумении Пророка Мухаммада читать и писать. 48-ой айят суры Анкебут говорит об этой истине: "Ты не читал прежде ни одного Писания и не переписывал его своей десницей. В противном случае приверженцы лжи впали бы в сомнение".   

До пророчества Пророк Мухаммад не испытывал нужды в письме и по условиям среды  проживания не имел близкого отношения с окружением писцов. Но после пророчества положение изменилось. Примерно в течении 23 лет происходило непрерывное ниспослание айятов и писцы вахия для определения этих айятов непременно перед взором Пророка Мухаммада, перед его глазами использовали письменный материал. Особенно после хиджрета в Медину Пророк Мухаммад имел отношения с различными кругами. В результате этих отношений перед его взором подписывались различные договора, составлялись письма, издавались указы и тп. По мере расширения государства увеличивался и аппарат секретарей.  

Помимо этого, являясь пророком веры, которая  придавала очень важное значение науке и при каждом удобном случае способствовала размышлению, знаниям и изучению, Пророк Мухаммад всегда поощрял науку, умение читать и писать определил как настоящую свободу и всячески поддерживал старания асхабов при изучении письма.

После пророчества, особенно в период Медины у Посланника Аллаха были более близкие отношения с чтением и письмом. В таком случае, может быть в результате повседневной секретарской работы вид и способы письма букв привлекли внимание Пророка Мухаммада, который обладал качеством "фетанет" и вполне нормально, что данные образы письменных букв запечатлелись в его голове. Признание того, что после распространения ислама, когда не осталось сомнений в ниспослании Корана Аллахом, когда многобожники не были в состоянии прочитать хотя бы одно предложение из Корана, Пророк Мухаммад знал чтение и письмо очень простых слов. Мы считаем, что для этого не существовало никаких препятствий и признание этого ни в коем случае не противоречит нормам ислама. 

Правда при изучении доводов сторонников незнания чтения и письма Пророка Мухаммада и доводов сторонников знания чтения и письма, то доводы стронников незнания более сильнее и убедительнее. Признать, что до и после пророчества Посланник Аллаха не умел читать и писать, и вместе с этим в первые годы пророчесва умел читать и писать только несколько слов означает использование части имеющихся доказательств и опровержение другой части доказательств. В противном случае необходимо следовать точным и веским доказательствам.


(полностью см. Ахмет Онкал, Хз. Пейгамберин уммилиги (Уммийство Пророка Мухаммада) Журнал Факультета Теологии Сакарьинского Университета, год 1986, номер 2).


لَقَدْ اَرْسَلْنَا رُسُلَنَا بِالْبَيِّنَاتِ وَاَنْزَلْنَا مَعَهُمُ الْكِتَابَ وَالْم۪يزَانَ لِيَقُومَ النَّاسُ بِالْقِسْطِۚ وَاَنْزَلْنَا الْحَد۪يدَ ف۪يهِ بَأْسٌ شَد۪يدٌ وَمَنَافِعُ لِلنَّاسِ وَلِيَعْلَمَ اللّٰهُ مَنْ يَنْصُرُهُ وَرُسُلَهُ بِالْغَيْبِۜ اِنَّ اللّٰهَ قَوِيٌّ عَز۪يزٌ۟ ﴿25
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали а ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости. Мы также ниспослали железо, в котором заключается могучая сила и польза для людей, для того, чтобы Аллах узнал тех, кто помогает Ему и Его посланникам, хотя и не видит Его воочию. Воистину, Аллах - Всесильный, Могущественный.
(аль-Хадид, 57/25)