Место празднования маулида в религии

Editor

5 сентября 2010 г.

Место празднования маулида в религии

Мы полагаем, что ни в один из периодов своей истории человечество не сталкивалось с мировозренческим хаосом. Главную роль в распространении этого, напоминающего заразную болезнь, беспорядка по всему миру вплоть до каждой отдельно взятой культуры играли средства связи называемые медиа.

Приобретение одним и тем же понятием самостоятельных значений, отвечающих интересам каждого из его пользователей, или же использование его в различных смыслах исходя из конъюктуры,  является не только помехой для правильного понимания людьми другу друга, но и причиной появления в итоге ошибочных и неверных решений.

Влияние беспорядка, о котором идет речь,  в наиболее мастшабной форме проявляется особенно в тех местах, которые подвержены культурной колонизации, поскольку беспорядок в сфере человеческих представлений превращается в одно из главных средств культурного колониализма. В исламском мире одной из областей, в которой ощущается широкое присутствие такого беспорядка, является область религиозной тематики. По этой причине стороны испытывают затруднения в понимании друг друга по некоторым из обсуждаемых тем.  

Одной из наиболее обсуждаемых тем, вне всякого сомнения, является понятие бид‘а (недозволенное нововведение в религии). Получившая широкое распространение в обществе религиозная неграмотность подготовила условия для возникновения определенного количества недозволенных новшеств, а также стала причиной того, что некоторые новые явления и религиозные составляющие, не являющиеся недозволенным нововведением, были, тем не менее, заклеймены как таковые. Эта ситауция стала причиной того, что люди были ввергнуты в сомнения относительно религиозных вопросов, что они стали воспринимать религию как препятствие на пути прогресса и всего нового, стали относиться к ней как пережитку прошлого и вести себя нерелигиозно. Ниже мы поговорим о некоторых примерах такого понятия, как бид‘а, и, приблизительно очертив его границы, примем получившееся в качестве точки отсчета в подробном рассмотрении различных аспектов мавлида.Лингвистически слово бид‘а означает действие или вещь, которых раньше не было, равно как не имелось и чего-либо подобного или похожего на них. В этом значении это слово вошло в Коран. (См.: Бакара, 2/ 117; ал-Ахкаф, 46/9). Таким образом, выражение: "Он совершил/ввел бид‘а" означает: "он выдумал и ввел что-то новое, первым сделал это, иными словами, совершил нечто соврешенно новое".

Иными словами, понятие бид ‘а включает в себя все: как абстракции, такие как мысли, идеи, действия, так и вещи (объекты), т.е. все, что до того не имело никакого подобия, но появилось на пустом месте. В этом понимании бид‘а, не ограничена религиозными категориями, такими, как вера и поклонение, грех и богоугодность.

Что касается слова бид‘а, используемого  в религиозной литературе, то оно является термином, имеющим строго определенное значение. По нашему мнению, из всех данных учеными определений понятия бид‘а, наиболее полной и понятной является следующая формулировка:  бид‘а - это то, чего не было во времена Пророка Мухаммада и его сподвижников, то, относительно чего не имеется каких-либо намеков, содержащихся в трех ипостасях сунны: в словах и поступках самого Пророка, и в том, что совершалось в качестве подражания ему; (хотя оно и выглядит вполне соответствующим шариату, преследует цель увеличения поклонения Аллаху).

Их этого и други похожих определений бид‘а можно вывести следующие особенности данного феномена:

  • 1. Оно должно возникнуть после эпохи Пророка,
  • 2. Оно не имеет какого-либо шариатского доказательства,
  • 3. Оно должно совершаться в качестве поклонения,
  • 4. Оно должно выглядеть соответствующим шариату,
  • 5. Оно имеет способность принимать общий характер.

Место Маулида

Слово маулид означает дату рождения и место рождения. Как термин, распространенный в народе, это слово используется в самом широком смысле, включающем в себя следующие значения: день, в который наш  Пророк почтил мир своим рождением, день, в связи с которым проводятся различные мероприятия, а также давно уже ставшее традицией напевное чтение  хвалебных од - нат, касыд и стихотворений. Главной целью чтений (как самостоятельных, так и по заказу), проводимых в день маулида является выражение радости, переживаемой по поводу чести, которую Пророк оказал этому миру своим рождением. С позиции религии нет никаких препятствий для ощущения радости, связанной с этим днем, являющимся важнейшим событием, из всех, которые только произошли и произойдут с момента сотворения вселенной и до Дня воскресения, а также выражения этой радости дозволенными способами. Конечно, нам нечего возразить тем, кто уподобляет маулид сравнительно недавно заимствованной у Запада традиции отмечать день рождения и подходит к данному вопросу упрощенно, даже непочтительно, и, особенно рьяно выступая против заимствованной оттуда же традиции отмечать Новый год, заявляет: "В религии нет празднования дня рождения пусть даже и Пророка!" По сути, те, к кому мы обращаемся, не относятся к таким людям. И все же день, в который Господин всех господ почтил своим рождением этот мир, не является рядовым днем. В таком случае как можно считать неприемлемым делом или недозволенным нововведением проведение в пределах допустимого собраний-мaджлисов в честь этого дня и бесед на религиозные темы, вознесение молитв, накрытие праздничных столов с угощениями, дарение подарков, чтение мунаджатов и хвалебных касыд в честь Досточтимого Пророка? Или успешно проводимые с недавних пор Управлением по делам религии (Турция) Недели Благодатного Рождения, в ходе которых человечество знакомят с жизнью Пророка во всей ее полноте - разве это можно отнести к разряду бид‘а?

При всем разнообразии деталей празднование маулида проводится следующим образом:  какая-либо организация или частное лицо устраивает торжества по поводу дня рождения Пророка.  Присутствующие на этом торжественном мероприятии люди слушают айаты, мунаджаты и касыды в исполнении одного или нескольких чтецов, обладающих красивым голосом. Они возносят молитвы и мольбы, знатоки религии ведут беседы на религиозные темы, а в конце, после угощения предложенными явствами, они призывают божье благословение на организаторов этого богугодного дела.  Поскольку книга маулида "Василат ан-наджат", написанная Сулейманом Челеби, является прекрасным произведением, именно оно широко используется в торжествах в честь мавлида. В восточных странах вместо него читаются другие произведения, написанные на местных языках. Помимо официальных мероприятий в связи с маулидом в сельской местности издавна получило широкое распространение чтение подобных касыд и стихотворений. Можно говорить о многих томах поэтических произведений, написанных с целью восхваления Пророка и напоминания о его высочайших качествах, достоинствах и дарах, которые он принес человечеству.

А теперь посмотрим, является или нет с точки зрения религии недозволенным новшеством торжество в честь маулида, проведенное  описанным выше образом ...  Мы уже очертили границы понятия бид‘а и описали присущие ей черты. Если вам угодно, то  давайте, вооружимся данным материалом и взглянем на маулид под этим углом:

1. Оно должно возникнуть после эпохи Пророка: восхваление Пророка, написание  и чтение с этой целью стихотворений, проведение собраний с целью вознесения молитв, угощения присутствующих и бесед на религиозные темы не является чем-то новым. Часть перечисленных вещей предсталвяют собой те особенности религии, которые ею же и рекомендованы и гарантируют доброе воздаяние; другая часть имела место во времена Пророка и находила одобрение, как, например, написание и чтение хвалебных од... Те, кто настаивает на существовании двух форм бид‘а, таких как дурная и хорошая, дают хорошей бид‘а следующее определение: "То, что присутствует в корнях религии, но отсутствует в ее ветвях". Очевидно, что у рассматриваемой нами темы мавлида имеются свои корни в религии. Ибо Пророку посвящались оды, они декламировлаись в его присутствии, он одобрял это и одаривал чтецов. А что касается формулировки, называемой "ветви религии", т.е. подробностей и деталей, то они возникли позже, и некоторые ошибки в этом отношении не свидетельствуют об отсутствии соответствующих явлений в основах религии.

2. Оно не имеет какого-либо шариатского доказательства: как уже было упомянуто в первом пункте, часть совершаемого в ходе торжеств по поводу мавлида является сунной; другая часть хоть и не называется сунной, но подходит под определение мандуб или мустахаб. Это то, что подразумевается под теми поступками Пророка, которые он иногда совершал, а иногда - отказывался от их совершения, а также то, что было желанно для праведных предков и за совершение чего полагалось благое воздаяние, и несовершение чего не считалось грехом.

3. Оно должно совершаться с целью поклонения. Этот пункт гораздо важнее предыдущих и вот почему: Известно, что некоторые люди считают проведение мавлида самостоятельным видом поклонения. Конечно же, молитвы, совершаемые во время торжеств в честь мавлида, мольбы, пища, которой угощают собравшихся, религиозные беседы являются поклонением, поскольку за них полагается доброе воздаяние-саваб. Однако читаемые тексты  мавлида немогут быть названы поклонением в свете религиозных понятий. Но, поскольку в присутствии Пророка декламировались посвященные ему стихи, а он благоволил этому и даже подарил чтецу такой дорогой подарок, как плащ с собственного плеча, такое чтение пусть и нельзя назвать поклонением, но и запретным нововведением его нельзя назвать тоже. В таком случае можно сказать так: Как единое целое торжество в честь мавлида не подобны таким обрядам, как намаз или хадж, но оно обладает многими составляющими, которые являются поклонением и достойны воздаяния. Следовательно, нет повода говорить о чем-либо таком в рамках мавлида, что было бы запретным.

4. Оно должно выглядеть соответствующим шариату. Как единое целое торжества в честь мавлида не похожи на установленные шариатом формы поклонения и потому не являются бид‘а. Иными словами, народ не может спутать это с чем-то похожим и в результате этого впасть в заблуждение, в головах людей ничто не может перепутаться, ибо не существует какого-либо похожего обряда поклонения.

5. Оно имеет способность принимать общий характер. Ни официальные, ни частные организации и вакфы, равно как и мусульманские ученые богословы не провозглашают необходимость чтения мавлида в качестве элемента религии и не внедряют практику проведения торжеств в эту честь. Так же не подвергаются критике те, кто не проводит подобных мероприятий. Интересно, сколько семей из миллионов семей нашей страны до этого дня провели чтения мавлида? Следовательно, и здесь мавлид не подпадает под определение бид‘а.

Кроме этого, существует практика чтения мавлида вне привязки ко дню почтения Пророком этого мира своим рождением. Полагаю, что основная масса критики направлена в адрес именно таких мероприятий. Известно, что мавлид читается при возвращении из хаджа, рождении младенца, обрезании, избавлении от болезни, трудоустройстве и других радостных  событиях, или посвящается скончавшемуся человеку или павшему мученику. Даже если народ делает это лишь в угоду традиции, не понимая в полной мере сути дела, то ведь все они преследуют одну цель:  читая мавлид в честь радостных событий они стремятся выразить благодарность Аллаху за дарованные Им блага и возможности. Эта благодарность выражается посредством угощения гостей, вознесения мольбы и молитв, участия в беседах на религиозные темы и слушания историй из жизни Пророка, являющегося центральной фигурой торжества. И до тех пор, пока в этом действе не наблюдаются недозволенные шариатом явления и намерения, до тех пор это будет оставаться красивой традицией, не несущей в себе какой-либо опасности. Целью же мавлида, читаемого в честь усопших, является посвящение покойному благодати, обретаемой в результате этого мероприятия. Как известно, вознесение молитв за умерших, угощение и раздача милостыни-садака являются разрешенными, с точки зрения религии, действиями. Религия, напротив, даже побуждает к таким вещам.

Мы хотим в нескольких предложениях раскрыть что мы подразумеваем под выделенным выше выражением: недозволенные шариатом явления и намерения:

а) В отличие от Корана, тексты мавлида никогда не должны восприниматься в качестве священных текстов, за чтение и слушание которых полагается благое воздаяние - саваб.  Они не должны приравниваться также и к священным хадисам.

б) Ходят слухи о том, что лица, занимающиеся чтением мавлида превращают свое дело в бизнес, и делают свое дело за солидную плату. Конечно,  корыстный умысел, примешанный к такому благородному и нацеленному на благое воздаяние делу, умаляет его чистоту и заслуженно становится причиной для критики. Даже если это дело, и совершается под видом следования указанию Аллаха: "Не продавай дешево Мои айаты", эксплуатируя чистые и возвышенные чувства людей, имеющих самые добрые намерения, тем не менее, его никто не одобрит.  Но если, вдохновившись поступком Пророка, подарившего свой плащ, сделать подарок чтецу с намерением следовать пророческому примеру, не превращая это в торг и какие-либо ожидания, а также чтобы не остаться в долгу, то это не является чем-то недозволенным.

в) Поскольку мероприятие проводится с целью снискания божьей благодати, и в ходе него поминается имя Пророка Мухаммада, все присутствующие на торжествах люди во главе со чтецами, должны осознавать серьезность момента и сохранять чистоту сердец. Маджлис, проводимый беспорядочно, ради показухи, каждое слово которого произносится лишь языком, но не исходит из глубины сердец, будет не только ошибкой, но даст массу поводов для критики, и неизвестно, заслужит ли такое действо хоть какой-то саваб.

г) Кроме того, общепринятый и привычный текст мавлида, те или иные части которого уже заучены людьми наизусть, а другие части остаются непонятными из-за голосовых вариаций чтеца и его игры интонациями, короче говоря, текст, а порою и айаты Корана читаемые под плотным покровом единообразия и непонимания, не вызывают у слушателей содрогание сердец, потока эмоций и чувств, не заставляют их соотносить услышанное со своей жизнью. Следовательно, мероприятие, проводимое в такой форме, говоря по правде, может принести больше вреда, чем пользы. Ибо там, где разговор идет о высших истинах, нет места для невежества, небрежности, показухи и формального подхода "лишь бы отдать дань традиции". Этот важный момент, вообще, должен соблюдаться каждый раз, когда мы совершаем поклонение или иное религиозное действо.

д) И еще один важный момент:  кто бы ни проводил мероприятия в честь мавлида - организации ли это, вакуфы или  же отдельные лица из народа, ни в коем случае недопустимо  рассматривать эти торжества как некую реакцию, тем более, как заимствование празднуемого в христианском мире рождества пророка Исы. В таком случае мавлид вообще достоин только порицания со стороны религии. Ведь мы каждый наш поступок совершаем лишь ради снискания довольства Аллаха, совершаем потому, что Он вменил нам их исполнение, и мы  исполняем их, дабы приблизиться и узнать Его  лучше. А раз так, то мы должны оставаться самими собой, жить своими ценностями и каждый наш поступок должен отражать наш собственный дух.

е) Наконец, мы должны особо подчеркнуть недопустимость и недозволенность некоторых аспектов поведения состоятельных людей на таких торжествах. Речь идет о допускаемых ими излишествах, которые можно назвать преступным расточительством (исраф), о демонстративно крупных затратах и богатых дарах, о денежных суммах, которые непременно избалуют чтецов и запятнают их внутреннюю чистоту. Конечно, в отношении к таким вещам нельзя говорить о каких-либо мерах и критериях. Но мы не должны забывать, что совестливый и честный человек способен адекватно оценить других и должным образом исполнить свои обязанности вопреки любым соблазнам.

Вывод

Вы, конечно, осознаете, что невозможно во всей полноте осветить тему, о которой уже сказано много слов посредством ограниченного текста, написанного для определенного места.   Однако, как это уже было с некоторыми вопросами,  тема мавлида, при условии исключения из нее ошибок, коренящихся в несовершенстве религиозных знаний, предстает перед нами в качестве серьезной проблемы. Мы убеждены, что не существует почвы для разговоров о недозволенности религией чтения мавлида и о том, что это является недозволенным нововведением. В связи с этой проблемой необходимо проводить более детальные и академические исследования. У моего Господа я молитвенно прошу даровать нам отвечающее ее  достоинству правильное понимание религии и жизнь в соответствии с ее требованиями.

مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللّٰهِۜ وَالَّذ۪ينَ مَعَهُٓ اَشِدَّٓاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَٓاءُ بَيْنَهُمْ تَرٰيهُمْ رُكَّعًا سُجَّدًا يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِنَ اللّٰهِ وَرِضْوَانًاۘ س۪يمَاهُمْ ف۪ي وُجُوهِهِمْ مِنْ اَثَرِ السُّجُودِۜ ذٰلِكَ مَثَلُهُمْ فِي التَّوْرٰيةِۚۛ وَمَثَلُهُمْ فِي الْاِنْج۪يلِ۠ۛ كَزَرْعٍ اَخْرَجَ شَطْـَٔهُ۫ فَاٰزَرَهُ فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوٰى عَلٰى سُوقِه۪ يُعْجِبُ الزُّرَّاعَ لِيَغ۪يظَ بِهِمُ الْكُفَّارَۜ وَعَدَ اللّٰهُ الَّذ۪ينَ اٰمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ مِنْهُمْ مَغْفِرَةً وَاَجْرًا عَظ۪يمًا ﴿29﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Мухаммад - Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверубщим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. так они предствалены в Торе. В Евангелии же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду.
(аль-Фатх, 48/29)