Сира
Историческая и социально-культурная среда
 

Аравия доисламского периода

 

С целью правильно понять веру, к которой призывал человечество посланный на милость мирам последний пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) и каково влияние этой веры на общество необходимо в основных чертах знать этнические, географические, социальные, культурные, экономические и религиозные особенности среды, в которой родился и вырос Пророк. Потому что это поможет нам понять процесс, напрямую повлиявший на возрождение исламского общества и положение Пророка в обществе, в кругу которого он провел 40 лет допророческой жизни. Также поможет в осмыслении степени изменений и перемен, появившихся в этом обществе при призыве в Ислам. Во все времена мусульмане ни в коем случае не опровергали период, означенный как "Джахилийа" (невежественность, в истории как доисламский период арабской истории) и на протяжении всех столетий почти во всех книгах по истории Ислама этот период занимал целую главу перед сира. Период Джахилийа воспринимается как неотъемлимая часть истории Ислама.

География

Аравийский полуостров опоясан на востоке Персидским проливом, на юге Индийским океаном и является одним из самых засушливых и бездожьдьевых мест мира.

В старых латинских и греческих источниках под названием "Арабия" подразумевается местность, которая начинается сразу от восточного берега Нила и захватывает на севере Синайский полуостров и Сирию. Современный Аравийский полуостров состоит из 3,1 миллиона квадратных километров и 9 тысяч километров береговой линии.

На полуостров в среднем выпадает меньше 150 миллиметров дождя, что позволяет властвованию в зоне пустынного климата. После геологических развитий Аравия напоминает огромный квадрат между Азией и Африкой. За 130 и 200 миллион лет до нашей эры отдалился от Индии и Ирана и примерно до 65 миллиона лет - от Африки. Восточный и западный берега Красного моря создают гармоничную пару, которая дает важные подсказки о виде и ходе процесса отдаления.

Аравийский полуостров, названный арабами "Джазира аль-Араб" ввиду географического положения и климата делится на несколько районов. Несмотря на то, что количество и границы этих районов на протяжении всей истории были темой для различных дисскусий, на переднем плане было три района: первый - это юго-запад полуострова Йемен; второй - западная часть, Хиджаз; и третий - внутренние части и восточные берега, Неджд. Хиджаз в результате явления местом зарождения Ислама всегда привлекал внимание исследователей-географов, а Йемен имел особенность как важного производственного и торгового центра.

Несмотря на трудные природные условия полуостров был местом проживания городского населения, которое занималось сельским хозяйством и торговлей, и кочевников занимавшихся животноводством. Кочевники бедуины добывали средства для существования различными способами - занимались охраной торговых караванов, брали на себя роль проводников в пустыне, занимались захватом и грабежом караванов. Население прибрежных районов занималось торговлей, мореходством, рыболовством, добычей жемчуга и охотой на губок. Только вот,  и морской климат, и континентальный климат, и география, все вместе словно сговорившись были против полуострова. Поэтому в подобных неимоверно трудных условиях оседлый образ жизни был почти невозможен.

Религиозное положение арабского общества доисламского периода.

Сведения о религии арабов доисламского периода основываются на археологические данные и надписи Южной и Северной Аравии. Только, содержимое данных документов вместо пояснений об основе веры, религиозных обрядах и молитвах дает перечень названий богов и идолов. Сведения о религии арабов доисламского периода, наряду с надписями и работами по археологии можно найти в ассирийских, иудейских, греческих и латинских источниковых материалах. Вместе с этим, возможно почерпнуть сведения из стихов и пословиц Джахилия, которые напрямую дают дерективы об арабском обществе доисламского периода. За исключением этих разных и ограниченных источников, знания о религии многобожников арабов, особенно незадолго до зарождения ислама и в первые годы ислама, находятся в Коране и материалах по тафсиру, хадису, сиру и истории. Данные работы состоят из надежных и детальных материалов.

Идолопоклонство 

Image

Среди арабов доисламского периода существовали приверженцы иудаизма, христианства, язычества, мандеизм (сабии) и ханифзм (монотеистическая секта древней Аравии, выработавшаяся из еврейства и христианства, без националистических и сложных догматов, с покорной верой в единого Бога и в воздаяние). Но, без всяких сомнений, самой распространенной верой было идолопоклонство. Эта вера составляла основу религии бедуинов и представляла собой самый древний и исходный вид религии семитов. В основном восприятие арабами идолопоклонства произошло в довольно поздний срок. Вначале, арабы не отрицали существование создателя, но со временем испугавшись его неизмеримой силы, решили общаться с богом через посредников и выдумали всякие идолы. Таким образом, появились мнения о переходе идолопоклонства к арабам извне. Это утверждение основано на следующей версии: народ Мекки впервые ознакомился с верой в единого бога во время строительства пророка Ибрахимом Каабы, но со временем, когда Мекка уже не отвечала требованиям Ибрахима, его сына Исмаила и их рода они покинули Мекку, захватив с собой маленькие, оторванные от Каабы каменные частички. На новом месте они признали эти частицы святыми и стали им поклоняться.

Восприятие формы поклонения камням приравнивается к третьему веку, когда власть над Меккой и Каабой перешла к племени Хузаа. В одной из легенд говорится, что лидер племени Хузаа Амр б. Лухай в целях торговли посетил Дамаск и взяв оттуда идол под названием Хубел, привез в Мекку. Затем он поставил данный идол перед Каабой и призвал людей поклоняться идолу Хубел. Идолопоклонство, таким образом вошло в полуостров и постепенно распростроняясь, со временем перешло в господствующую веру населения полуострова. Вместе с этим начилось умножение числа идолов в Каабе и достигло такой степени, что у каждого племени, и даже у каждой семьи был свой личный идол. Во время зарождения ислама, количество идолов насчитывало 360 штук. Наиболее известные из них, это Хубел, Исаф и Наила, Вед и три святыни в Хиджазе, которых принимали за "дочерей Аллаха" - Лат, Манат и Узза. Самым уважаемым среди них был Хубел, он имел особенность первого идола Каабы и имел человеческий облик из красного агата. Данный идол был признаным богом у всех арабов, во время перевозки из Сирии одна рука Хубела сломалась, и тогда идолопоклонники курайшиты приделали ему руку из золота. Исаф в Сафа и Наила в Мерве отождествляли двух прелюбодеев в Каабе. Вед- огромный идол мужского пола принадлежал племени Хузаа. Лат - один из самых древних идолов арабов, который считали представителем солнца и изображали иногда как частицу солнца на руинах, иногда как голую женщину, иногда как лошадь. Узза - самый величественный идол курайшитов, которому поклонялись в Хиджазе, Ираке, Дамаске, Набате и Сафе. Манат - являлась богиней судьбы, которой преклонялись курайшиты и многие другие племена, особое уважение она имела у жителей Хиджаза; храм Манат находился на берегу моря. Количество идолов вокруг Каабы и уважение к ним менялось от племени к племени, но следует заметить, что все вышеперечисленные идолы имели определенное уважение среди всех племен.

Арабы Джахилия несмотря на изначальное преклонение идолам, признавали существование самого величественного создателя, которого называли "Аллах". В конце концов существование сторонников веры Ибрахима, Ханифы, является доказательством признания факта единобожья на полуострове. В годы нашей эры, данная вера существовала в Южной Аравии и скорей всего перешла в Мекку посредством торговцев. О ней упоминается в стихах Джахилия. Потому что, в стихах Джахилия с целью выразить Аллаха используется слово "рахман -всемилостивый, милосердный", которое в период Джахилия не имеет множественного числа. Данное слово было истолковано как выражение единственного бога.

Как сказано в Коране (аз-Зумар, 39/3) идолопоклонники арабы поклонялись идолам с целью сблизить только их самих с Аллахом. Они признавали, что Аллах полив землю позволяет взойти урожаю, увеличивает стада и дает их в услужение людям, "создатель всего", "господь вселенной", "владелец неба и земли". Также, в самые трудные моменты они молились Аллаху и самые большие клятвы произносили на Его имя и даже, отделяли часть урожая для Него. Во время опасности молились Аллаху, но когда опасность миновала забывали о Его существовании. Одновременно приносили жертву идолам и молились Аллаху. Все это показывает, что арабы Джахилия находились в религиозном кризисе и смятении, вера в Аллаха была довольно запутанной. Идолы, хоть и показаны на уровне осознаных посредников, они захватили все отрасли жизни и создали господствующую сферу веры.

Арабы Джахилия для идолов использовали самые распространенные и всесторонние выражения - санам (идол, кумир) и васан (идол, предмет любви). Санам использовался как эквивалент слова "памятник" и означал "отдельное от Аллаха, поклоняемое что-то". "Насб" означал "водруженный камень" и применялся для выражения каменных храмов.

В период Джахилия в Аравии очень важно было владеть идолом или храмом, что является вполне естесственным результатом идолопоклонства. Почти в каждом доме имелся идол и помимо этого, каменные идолы ставили в Каабе или перед храмом. В местах всеобщего совершения обрядов преклонения находилось огромное количество идолов, обряды проходили в виде ходьбы вокруг камня. Кочевники в местах остановок под нужды храма выделяли одну из палаток. Храмы пользовались большим уважением у арабов, в основном храмы упоминали под именем "бейт", имевших вид квадрата называли "Кааба". Храм Риям в области Сана, в Йемене, один из самых известных храмов периода Джахилия.

Основной целью религиозных обрядов веры арабов периода Джахилия было -  достигнуть определенных мирских желаний, обряд проходил в виде дуа, седжда и тавафа в храме и вместе с этим жертвоприношение и подача милостыни. В молитвах чаще всего просили о здоровье, богатстве, победе и детях, для осуществления молитв от идолов ждали помощь и милость. Вера Джахилия была основана на мысли, что основной целью жизни является стремление как можно больше воспользоваться мирскими благами. У арабов не существовала вера в загробнуб жизнь, но и это было неопределенным, как и вера в Аллаха. Несмотря на это, вместе с умершим в могилу ставили предметы первой необходимости (еду, питье и др.) и у изголовья могилы покидали на верную смерть животное для верховой езды, чтоб оно прислуживало хозяину по дороге возрождения. Это является доказательством, что в подсознании находилось вера во вторую жизнь после смерти.

Без сомнения, основным центром религии арабов периода Джахилия была Кааба и ее окружение. Обряд хаджа самый распространенный и упорядоченный вид обряда в период Джахилия. В сезон хаджа было запрещено воевать и прекращались стычки между племенами. Каждое племя совершало таваф Каабы, во время тавафа почтительно преклонялись перед своим идолом, молились и произносили телбие. Таваф символизировал очищение от грехов и совершался в голом виде. Хадж воспринимался как большой праздник и основу этого обряда составлял таваф, обязательной частью хаджа было посещение храмов вне Каабы. В помещении храма невозможно было уничтожить ни одно живое существо, потому что храмы считались святым местом, со следом существования бога. В этом отношении храмы являлись идеальным убежищем для людей, которые провинились перед членами племени и испытывали боязнь лишиться жизни. Известно, что арабы Джахилия в храмах преподносили различные подарки и благовония богам и вместе с этим, как иудеи и христиане держали уразу и совершали обрезание детям. Несмотря на сведения о существовании обрядов полного ритуального омовения (гусуль) и вслед за омовением заворачивание покойников в саван, степень распространения данных обрядов неизвестна.

Идолопоклонники арабы просили помощи у идолов в налаживании важных дел; искали разрешении проблем в роковых стрелах выпущенных перед идолами; совершали предсказания по полету птиц или направления животных; носили амулеты и талисманы от сглаза; давали обет для погребенных вместе с вещами и посудой, покойников; воздвигали на могилах памятники или ставили камни.

Ханифизм

Ханифиты, незадолго до появления ислама показали упорство в противоборстве с идолопоклоничеством курайшитов и приняли определенное расстояние по отношению к христианам и иудеям. Таким образом, они сыграли подготовительную роль в появлении ислама и в распростронении веры в единого бога на всем полуострове. Несмотря на малое количество и на отдельное и уедененное проживание вроде отшельников, они простым образом жизни, и родословной, и знаниями, и культурой смогли стать передовыми элементами периода Джахилия. Данная группа восхваляется в Коране (аль-Хадж, 22/30-1), они утверждали и единобожие религии Ибрахима и сыграли важную роль в распространении этой религии в различных местах.

Иудаизм

Image

В арабском обществе доисламского периода, за исключением Йемена и Ясриба,  приверженцы иудаизма были в небольшом количестве. Знакомство данных областей с иудаизмом произошло в результате окуппации Иерусалима в VI-ом веке до нашей эры и жестоких преследований Рима в Сирии и Палестине, которые вынудили евреев к переселению из этих областей Хиджаза. В большинстве переселенцы иудеи поселились в областях Медина, Хаубера, Фадак, Тайма и Вади аль-кура. Впоследствии, возникшие напряженные отношения между евреями и перекочевавшими в данную местность в II-ом или III-ем веке милади племен Авс и Хазрадж из Йемена, не позволили широкому распространению иудаизма среди местного населения. Несмотря на влияние торговцев евреев в данной местности и на то, что правитель Йемена Зу Нувас был евреем иудаизм, хотя и нашел возможность распространения на юго-западе Аравийского полуострова, среди арабов неимел большого предпочтения и влияния по следующим причинам: признания иудаизма как национальной религии; мнение евреев о своём превосходстве над последователями других религий; несовместимость еврейского права с образом жизни бедуинов.

Христианство 

Image

Отмечая ограниченное влияние иудейства среди арабского общества доисламского периода нужно сказать что, христианство имело более влиятельную роль. Распространение христианства на арабском полуострове началось в IV-ом веке, на севере через Сирию и на юге посредством Эфиопии. Сирийские христиане состояли из оппозиционных групп, вынужденных, из-за раздоров религиозного учения между восточными церквями, покинуть земли Византии. Вначали они заслужили влияние между арабами в Хира и Гассани на севере Аравии, но затем способствовали признанию христианства среди многих арабских племен.

Распространение христианства в южной Аравии осуществилось посредством абиссинийцев. Помимо абиссинийцев, пытавшихся превратить Неджран в важный центр христианства на землях Аравии, в распространении христианства важное значение имела поддержка Римской церкви, которая пыталась свергнуть сасанидов и установить превосходство в местности. В результате процесса распространения иудаизма, начатый с переходом в иудаизм короля Химьяри Зу Нуваса, христианство потеряло силу в Южной Аравии. Только это была временная потеря, потому что и Византийская Империя и Абиссинийское Королество немедля приняли надлежащие меры и местные жители вновь перешли в лоно последователей христианства. И даже, достигнув в Южной Аравии своих целей, Абиссинийские силы, посредством своего наместника Абраха продвинулись до области Хиджаз, но недостигли желаемого успеха.

Одной из причин быстрого распространения христианства на Аравийском полуострове было - в отличии от примитивного и простого изображения идолопоклонства - наличие в христианстве роскоши.

Богослужения, религиозные процессии и наряды, великолепие церквей, памятники и иконы христианской культуры сильно привлекали арабов. К тому же наличие в арабском стихотворении помпезности внешнего вида христианства подтверждает это. Здесь огромное значение принадлежит усиленной пропаганде миссионеров и монахов. Среди арабских племен, помимо Северной Аравии и прибрежных частей Йемена, сторонники христианство были и в Кудаа, Гассан, Лахм, Таглиб, Бакр, Бахра, Амила, Сулайх и Ияд.

В Йемене и окресностях Ирака также находились группы, хотя и в небольшом количестве, которые преклонялись звездам и другим небесным телам,  а в окресностях Бахрейна язычники преклонялись перед огнём.

Общественный строй и социальное положение арабского общества доисламского периода.

Строение общества 

Hac Kervanэ

Без сомнения, в формировании социальной жизни на Аравийском полуострове важное значение имело географическое положение и климатические особенности. Основными двумя элементами арабского общества периода Джахилия были проживающие в оазисах хадари и кочевники бедуины. Это определение отражает два совершенно различных образа жизни на полуострове и в тоже время показывает разные друг от друга географические и климатические свойства полуострова. Бедуины, в основном проживали в Северной и Средней Аравии, в местности с трудными географическими и климатическими условиями и довольно таки ограниченными возможностями. Хадари, жили на юге, где  окружающая среда и средствами для жизни были лучше, чем на севере и в средней части полуострова. Впервые на этот раздел в арабском обществе было указано в Коране, в котором сельские и городские жители полуострова упоминались как  "араб", а кочевники пустыни "а'раб: бедуин".

Наряду с определением арабов по причине способа проживания на оседлых и бедуинов, арабы из-за принадлежности к роду, делились на две основные части. Первая часть "араб аль-Баида", это арабы, которые жили намного раньше ислама, поколения их или вымерли или перемешавшись с другими племенами забыли свое имя. Вторая часть под названием "араб аль-Бакийа" продолжали свое существование при зарождении ислама и составляли население полуострова. Представители второй части, между собой были разделены на две основные группы. Первая "араб аль-Ариба" состояла из племени Кахтани, члены которой по происхождению были из Йемена и принадлежали роду Сама, сына пророка Нуха, считавшегося вторым отцом человечества. После Аримского наводнения они были вынуждены покинуть свою страну и поселившись, племя Хузаа в Мекке и племена Авс с Хазрадж в Медине, составили оседлое население данных областей. Некоторые из этих племен, перешедших в Сирию создали Гассанийское государство, а перекочевавшие в Ирак -  государство Хиралитов. Вторая группа араб аль-Ариба "араб аль-Мустарибе" по происхождению были из рода пророка Исмаила, вместе с жителями Хиджаза и Неджда жили в средней части Аравийского полуострова и составляли местное население округов, которые соседствовали с обеими материками. Исмаил был привезен своим отцом Ибрахимом в Мекку и женился на женщине из племени Джурхум, из Кахтанитов. Как было сказано выше, данная группа состояла из потомков Исмаила и была известна под различными именами: в отношении с предком Пророка Мухаммада Аднаном, "аднаниты" и также мудари, маадди, низари. Самой многочисленной была группа к которой принадлежало племя Пророка курайшиты; больнинство племен из этой группы основались в Мекке и окружности и составили превосходствующую часть общества округа.

Бедуины 

Image

Принимая во внимание образ жизни, арабов определили как хадари и бедуины. Бедуины составляли большую часть арабского общества и вели кочевой образ жизни, приютом им служили палатки из верблюжьей или козьей шерсти. Хадари - вели оседлый образ жизни в селах и городах и жили в кирпичных домах. Если брать во внимание появление ислама в Средней и Северной Аравии, то присущий этой, с преобладанием пустынного климата местности, образ жизни можно охарактеризовать как "бедуинство, основанное на кочевом пастушестве верблюдов". В совсем раннии периоды истории, верблюды были приручены арабами и в результате проявления стойкости против голода и жажды превратились в необходимое, при климате пустынь, средство. Со временем верблюды явились неотделимой частью жителей этой географии. Верблюды, необыкновенные животные, которые могут при 57 градусах жары таскать 200 килограмовый груз и в течении 17 дней не пить воду. В связи с климатическими условиями существование бедуинов состоит из постоянных перекочевок и наличие стада из верблюдиц у бедуина, означает огромное богаство. В результате таких качеств как, "животы, способные хранить съестное сроком на неделю; горбы из жира, исполняющие должность хранилища съестного; специальная носовая перегородка против песковых бурь; глаза с двойным рядом ресниц; уши с шерстью внутри; строение рта, способное съедать колючие растения и пищеварительная система, способная перерабатывать подобную пищу; способность выдержки сильного холода и сильной жары; выпив за один раз 60 литров воды, способность очень быстро распределить ее по всему телу; сильная память, благодаря которой не путают дорогу даже при перемене песковых холмов во время бури в пустыне", не у кого не возникнет сомнений, что верблюды созданы именно для этой географии. Наличие в арабском языке очень большого количества слов, связанных с верблюдами и также составление одной из основных тем стиха Джахилия, указывает на роль и место верблюдов в арабском обществе. Способность утолять жажду из собственного тела во время длительных путешествий в пустыне позволила этим животным иметь надлежащую роль в межконтинентальной торговле, и как следствие данного феномена, внести важный вклад в развитии цивилизации.

Если при неожиданных нападениях или посещениях шатров соседних племен предпочтение отдавалось лошади, то верблюды, без сомнения были самыми распространенными животными для верховой езды в арабском обществе периода Джахилия. Верблюдов применяли не только для верховой езды или доставки груза, но и пользовались мясом, молоком, кожей, шерстью, навозом и тенью от их массивных тел.

Аравию доисламского периода лучше всего могут охарактеризовать три вещи, это - пустыня, верблюд и бедуин. Бедуины за счет такого чудесного животного как верблюд облегчали тяжелые условия жизни в пустыне и в основном жили в шатрах из верблюжьей шерсти. Бедуины предпочитали быстро и практично собираемые шатры, в шатрах хранили оружие, продукты питания для себя и животных, посуду и принадлежности для упряжки. Устроением, сборкой и починкой шатров занимались женщины.

Image

Тяжелые экономические и социальные уловия жизни в пустыне способствовали вооруженным стычкам между племенами, в основном из-за вода и пастбищ. В истории доисламского периода Средней Аравии был принят свод законов и правил под названием "аййам аль-араб", в котором важное место занимало решение недоразумений внутри племени.

Наряду с бедуинами, которые состовляли основу арабского общества периода Джахилия, полукочевники оазисов и равнин, расположенных на путях торговых караванов, оседлые жители прибрежья тоже составляли важные звенья общественной жизни Арабского полуострова. Только вот, все эти звенья невозможно резко отделять друг от друга. Потому что были примеры, когда полукочевник переходил на оседлый образ жизни и даже некоторые городские жители, издревле бывшые бедуинами, возвращались в пустыню.

С этой точки зрения, как и во всех обществах, все части арабкого общества доисламского периода жили вместе и делили общую долю. Потому что они нуждались друг в друге. Жители одинокого оазиса посреди пустыни, поручали охрану бедуинам, которые по причине быстроте своих оседлых животных имели военное преимущество, а бедуины удовлетворяли свои различные нужды из населенных мест полуострова. Вернее, когда кочевники ели финики из городов, то городские жители пили верблюжье молоко у бедуинов.

Но, по сравнению с Северной и Средней Аравией Южная часть предстваляла собой более развитый и градостроительный облик. Большое влияние в этом имели преимущества сельского хозяйства местности и возможность занятия торговлей. Несмотря на то, что во время зарождения ислама, оазисы Хиджаза являлись караванными центрами по установлению отношений между Южной Аравией и странами Средиземноморья и в результате этого имели активную торговую экономику, это положение никак не сравниться с ролью Южной Аравии в данной области. Так, Южная Аравия за счет порта Аден и входа в Красное море, Баб-эль-Мандеб, в этот период действовала как самая важная точка пересечения торговли между Средиземноморьем и Дальним Востоком. По сравнению с кочевниками жители прибрежных районов имели более высокий уровень жизни; основными средствами для существования были торговля, мореходство, рыболовство, добыча жемчуга и губок и занятие ограниченным сельским хозяйством.

 

Источники средств для существования.

Image

Экономическая жизнь Аравийского полуострова наряду с изменениями, связанными с климатическими условиями и строением общества, в общем состояла из животноводства, сельского хозяйства и торговли. Бедуины составляли преобладающий класс и презирая деятельность в сфере сельского хозяйства, искусства и ремесел, средства для существования добывали путем животноводства, охоты и торговли. Жители оседлых мест, в большинстве занимались сельским хозяйством и торговлей. Несмотря на окружение с трех сторон морем, рыболовство на полуострове было ограничено определенными районами.

Бедуины, у которых основным источником существования являлось животноводство, в результате тяжелых условий жизни совершали нападения на проходившие через их местность караваны, и видили в содеянном вспомогательный источник для проживания. Установление торговых путей через пустыню в совсем ранние времена истории позволило бедуинам достичь большого мастерства в деле нападения на караваны и захвата имущества. При нападениях вместе с воровством верблюдов и продуктов питания, бедуины забирали женщин и детей, потом как условие за освобождение, требовали за них выкуп.

Предметы первой необходимости бедуины добывали путем товарообмена с городскими жителями. Необходимо четко выделить, что торговля была одной из важных источников существования для бедуинов. Необходимось в зерновых злаках, финиках, одежде, посуде и других средствах первой необходимости бедуины удовлетворяли за счет продажи масла, шерсти, тканей из верблюжьей и козьей шерсти, ковров, изговленных из кожи бурдюков, меха, мешков, веревки и циновок. Процесс, вынудивший бедуинов доставлять товары на ярмарки в различных местах Арабского полуострова, позволил им достичь положения искуссников и ловкачей в караванной торговле. Через некоторое время, бедуины стали заниматься доставкой верблюдов для больших торговых караванов в международной торговле, товары из Индии и Китая через Йемен и Красное море доставлялись в Египет и страны Средиземного моря. Вместе с этим, соблюдая безопасность на путях следования караванов, охраняли их от различных нападений. Плата за охрану и услуги проводников торговых караванов и путников проходивших через их земли, способствовала достижению экономического благополучия.

В косвенно учавствовавших бедуинами торговле, активное место занимали городские жители из местного населения Мекки. Они обязательно принимали участие в больших ярмарках, которые устраивались каждый год во время месяцев харам в окружностях Таифа. В шатрах, под тенью финиковых деревьев, помимо торговли проходили различные действия. С другой строны, каждый год с целью торговли учавствовали в походах, зимой в Йемен, летом в Дамаск и этим вносили вклад в и так оживленную торговлю Мекки, которая являлась важной связывающей точкой на линии Йемен-Дамаск.

Политическая и административная структура.

Image

Единственной государственной организацией Мекки являлся парламент под названием "Мала", членом которого были главы различных родов и аристократы, данный парламент не имел права приведения в исполнение принятих решений. После обсуждения проблем, единогласно принятые в Мале решения считались действительными, вместе с этим каждому роду предоставлялось право независимости. Данная структура представляла собой неважную политическую организацию, в которой авторитет представляли главы племен, под именем шейх, раис, амир, раб и сейид. Раис племени избирался на племенном собрании, с учетом богатсва и чести претендента, из единоправных пожилых членов племени. Должность избранного раиса была больше судейская, чем управленческая. Не имевший исполнительной силы, раис должен был выполнять определенные обязанности: управлять собраниями племени; представлять интересы своего племени в межплеменных отношениях; налаживать проблемы в племени; объявлять войны; командовать войсками во время войны; делить военную добычу; определять время и час путешествий и кочевок; оказывать помощь беднякам племени; установливать договора; принимать гостей; освобождать пленников; совершать плату за кровь. В социальной жизни бедуинов того, кто нарушает принятое судьями решение изгоняли из племени. Дела племени рассматривались на собрании с участием членов племени, одновременно это собрание исполняло обязанность советника раиса. Наказание и вознаграждение определялось только данным собранием. Несмотря на то, что все придавали большое уважение слову раиса и других авторитетных лиц, каждый имел право высказывать свои мысли.

Без сомнения, подобная структура отражала традицию управления арабов-бедуинов, которые жили в пустыне, в шатрах. Что касается управления Мекки с оседлым образом жизни, то здесь встречается намного более организованная административная структура. Дела государства и управления в основном состояли из организации мероприятий для Каабы, которая являлась центром управления и придав вид и форму культуре и религии местности, и также считаясь причиной существования города, составляла средства для проживания народа. В годы зарождения ислама количество должностей в администрации местности достигало несколько десятков, среди которых можно перечислить следующие: сидана (управляющий, швейцар и привратник Каабы), сикайа (доставка и раздача воды поломникам), рифада (раздача пищи бедным поломникам), укаб (знаменосец во время войны), кийада (командир), ишнак (инстанция по определению, выплате и принуждения к выплате долгов и денежных наказаний), кубба (место для военного снаряжения и боеприпасов), эинна (уход, доставка и натяжка поводьев боевых лошадей), сафарат (посольство), исар (помощь в принятии важных решений, особенно путешествия или войны, методы удачи и жребия), хукума (рассмотр правовых дел), махджара (управление деньгами и драгоценностями, преподнесенных идолам Каабы), имаре (инстанция по налаживанию спокойствия и порядка вокруг Каабы), надва и машвера (консультационный совет). Эти должности были распределенны между различными родами курайшитов, несмотря на незначительность некоторых из них, основной целью было осчастливить всех курайшитов и препятствовать соперничеству и ревности между группами племени. Вместе с этим, наверняка считали что, раздел должностей между курайшитами явится вкладом в постоянное и правильное соблюдение служебных обязанностей и привлечет в Мекку большое число поломников.

Семья.

Image

Схема семьи в арабском обществе, которая составляет основу племени, основана на превосходстве мужского пола и родственные отношения в семье налаживаются посредством мужчин. В этом отношении, и для усиления семьи, и для возвраста почтения племени, в арабском обществе считалось очень важным наличие большого числа мальчиков. Согласно мнению арабов, мужчины обладали физической силой, очень важной в тяжелых условиях пустыни, составляли военную силу племени и имели абсолютное превосходство над женщинами. А женщин принимали за общественный груз и людей второго класса: отсутствие социального почтения; никакого права на наследство; даже при смерти мужа, женщины не имели права на опеку собственных детей; право на членство семьи только родив детей. Поэтому новорожденных девочек принимали как необязательных и позорных членов семьи и обречение на смерть новорожденных  девочек не было запретом. Несмотря на то, что имеются сторонники суждения о веском влиянии тяжелых условий пустыни на традицию убийства новорожденных девочек, неприязненное отношение к женщине совершенно очевидно. Не принимая во внимание пренебрежительную роль, известно что женщина в арабском обществе находилась под грузом очень важных обязанностей. Мужчины бедуины в свободные от войн и нападений времена, в большинстве отдыхали, не занимались никаким делом, беседовали о храбрости и любви или спасаясь от удушливой жары спали в шатрах. Женщины бедуины на протяжении всего дня исполняли свои нелегкие обязанности, среди которых, не считая обязанности расчитанной на длительный период времени - производить на свет и воспитывать ребенка, можно перечислить следующие: готовить пищу, доить молоко, сбивать масло, стирать бельё, ткать полотна для покрывал, шатра и одежды, прясти шерсть, водружать и собирать шатер и т.д. Только вот, основной обязанностью женщин было производить на свет мальчиков, потому что бедуины руководствовались логикой о том, что путь усиления семьи проходит через умножение числа мальчиков в семье. В арабском обществе периода Джахилия рассуждать о независимости семейной ячейки невозможно, потому что семья воспринималась как одна из частей племени.

Бракосочетание в арабском обществе было несвязуемо с мыслью, что эта организация, обеспечивающая гарантию женщине и ее семейной жизни. Распространеной формой бракосочетания была женитьба мужчины на женщине из достойного его рода и религиозной группы, с выплатой определенного мехира. Однако, можно встретить образцы совсем различных форм бракосочетаний и совместных проживаний. Например: женщина с целью заиметь ребенка находилась в близости с мужчиной, выбранного ее мужем; обмен двоих мужчин своими женами; по причине независимости не имев возможности прелюбодействовать, женщина являлась любовницей одного из мужчин; составление брака между мужчиной и женщиной на определенное время; одновременный брак женщины со многими мужчинами, при условии что их число не будет превышать десяти; брак мачехи с пасынком; одновременный брак двух родных сестер с одним мужчиной.

 

Социальные ценности.

Image

Арабское общество доисламского периода было основано на племенной системе, которую составляли люди, происходившие от общего предка и связанные между собой по отцовской линии. Единственным определителем социальных ценностей и правил являлись составленные старшинами племени - трация, обычаи племени. Данная структура имела специальные для себя правила и отражала наличие защитной особенности устройства, показывающего внутри себя гармоничность. Также упорядочивала все права личностей и первоочередность уделялась безопасности человека и имущества. Нарушение правил или неподчинение правилам племени означало оказаться за пределами покровительства, которое являлось системой безопасности в пустыне. Это было однозначно самоубийству личности. Принадлежность к племени не ограничивается преподнесением многочисленных прав личности, одновременно с этим признает возможность для создания коллективной ответственности между членами племени.

Арабы периода Джахилие, как члены своего племени жили в полном сознании чувства коллектива, при тяжелых условиях пустыни сформировали, присущии только им, понятие нравственности и достоинства. Эти ценности играли огромную роль в усилении взаимопомощи внутри племени, в возвышении великодушия, щедрости и человечности; на войне - храбрость и стойкость; при бедности - смирение и гостеприимства; ответственность перед обществом и своим обязанностями; терпение во время трагедии; настойчивость в мести и во что бы это не обошлось - даже рискуя жизнью - всегда и везде предпочитать правду. Очень важным качеством считалось покровительство слабого и противостояние перед сильным.

Всё это, были связывающими признаками племени, но основным признаком привязанности между членами племени являлась единокровность племени. Единокровность, родственные связи по отцу, единые или разные, означала наличие чувства солидарности, которое проявлялось в виде обеспечения духовной силы и поддержки друг друга. Суть этого состояла в вере членов племени в единую связывающую их основу. По причине тяжелых природных условияй и борьбе с племенами противников, солидарность внутри племени была необходима. Поэтому бедуины жили совместно, действовали сообща и вместе вели борьбу против несправедливости. За исключением шатров и верблюдов, они имели общее имущество. Земля, охота, травы, огонь и вода считались общим имуществом членов племени.

Непоколебимое место племени в чувстве привязанности членов племени, способствует не только признанием - по их понятиям - святых обязанностей и ответственности, но и заполняет пустоту авторитета в политической и экономической сфере. Если один из членов племени потерпел какой-либо ущерб, то все вместе принимались за работу по возмещению этого ущерба; при убийстве одного из членов все племя старалось наказать убийцу, привести месть в исполнение. Потому что плата за убийство человека, жизнь которого охраняли все традиции и обычаи, была неимоверно тяжелой. Плата определялась в виде "кровь за кровь, душа за душу" и родственники покойника заставляли убийцу оплатить совершенное преступление. В противном случае, человек обязанный исполнить ритуал мести в течении всей жизни будет погребен в бесчестие. Поэтому, иногда из-за убийства возникали продолжительные и кровавые войны. В вопросе убийства человека, бедуины проявляли особую осторожность.

Предусмотренные родственной связью племени ценности брали под свою охрану и человека и имущество, в ответ на это требовалось проявлять почтение перед традициями и обычаями племени, подчиняться заключенными межплеменным договорам. Не преклонявшиеся не перед кем бедуины, безукоризненно подчинялись обычаям и традиция племени.

 По мере установления родственных отношений с другими племенами, привязанность между членами племени еще больше крепла. Это происходило  за счет хилфа, джара и велы,  и таким образом увеличивалась численность племени. Хилф и джар означает - покинувшего или изгнаного из своего племени берет под попечительство (джар) член другого племени или является его союзником (халиф). Вела - это захват пленных во время войны или нападения и предоставление свободы купленным рабам.

Культурная среда.

Image

В трудных условиях жизни пустыни, арабское общество обладало искусством речи, стиха и др. Исскуство помогало арабам стойко выдерживать трудности жизни и вместе с этим, оно является важным связующим признаком для общества, которое находится в вечном движении. Материалом для арабского стиха служили - любовь, вино, война, победа, храбрость, ненависть к врагу, охота, природа и духовные ценности племени. Можно сказать, что стих является зеркалом жизни бедуинов, наличие всего и всех в жизни бедуина, переходило на строки в стихах. Основными элементами восхваления в арабском стихотворении доисламского периода были: многочисленные супруги и дети, стада, верблюды и лошади, торговля, захват и погромы, нападения, вино и развлечения с женщинами. Поэты пользовались большим уважением среди народа и являлись комментаторами, вожатыми, учеными, ораторами и даже историками своего племени. Существовало поверье, что поэты получают поддержку от некой божественной силы, несвойственной другим людям и награждены особо специфическими знаниями. Популярным стилем поэтов было возвеличивание своего племени и унижение враждебного племени. Обязательным условием подобных стихов являлись одинаковые размеры нападения и ответа, и составление в одинаковой рифме. Бедуины любили стихи в виде сатиры и хвалы. Но сатира зачастую переходила в оскорбление, а хвала с легкостью превращалась в лесть и подхалимство.

В доисламской Аравии, за счет взаимной торговли между Южной Аравией и Мессопотамией, между странами Средиземного моря и Дальнего Востока организовывались ярмарки и базары. Народ Мекки имел особое религиозное преимущество из-за положения Мекки как центра идолопоклонства и успешно использовал это преимущество в торговле, при заключении торговых соглашений с соседними странами. Этим, народ Мекки, внес большой вклад в оживление торговой и культурной жизни Аравийского полуострова. На ярмарках пользовались иранским дирхемом и византийской динаром, все племена Аравии принимали участие на этих ярмарках, которые помимо торговли являлись и местом культурного обмена. Во время хаджа Мекку посещали многочисленные поломники и принимали участие в специально организованных больших ярмарках Мина, Маджанна, Зульмаджаз и Указ. Они получали возможность лицезреть и вдыхать арабскую культуру. На ярмарках устраивались конкурсы стихов и ораторского искусства, произведения получившие первое место писали золотой водой и вешали на стену Каабы.

В Аравии с очень низким уровнем грамоты отражение стихов на бумаге произошло в довольно поздний период. Стихи долгое время хранились в памяти людей и передаваясь из уст в уста дошли до исламского периода. Стих имел популярность и в Мекке, самом большом культурном центра Хиджаза, в которой, согласно преданию, число умевших читать и писать не достигало двадцати человек. Среди кочевников арабов встретить грамотного человека было просто невозможно, а в других центрах их число не достигало числа грамотных Мекки. Письмо учили только те, кому это было необходимо для заработка средств к существованию.

Несмотря на низкий уровень грамотности, можно с уверенностью сказать, что арабы создали сильный и здоровый капитал в сферах, в которые сумели перенести свои знания и опыт. Среди "наук Джахилия" можно перечислить следуюшие - родословная наука, история перемешанная легендами, предсказывания по положению воды и неба и  здоровью животных, мастерство вести след.

Положение соседних стран в доиасламский период.

Эфиопия

Эфиопия одно из самых древних поселений мира, основанное сабийцами из Семитского племени, выходцев с юго-запада Аравии, которые в короткий срок прибрали к рукам управление местностью. Со временем, они составили важное звено в международной торговле между Средиземным морем и Дальним Востоком.

В IV-ом веке переход идолопоклонника короля Азана в христианство послужил причиной изменения религии народа Эфиопии, многие предпочли христианство. Но в первой половине IV-го столетия в Йемене стало заметно проявление влияния иудейства; правитель Йемена король Химьяра Зу Нувас перешел в лоно иудейства и начал притеснять христиан. Доведенные до крайности христиане Йемена обратились за помощью к единоверцам Эфиопии. В результате этой просьбы Эфиопия в короткий срок оккупировала Йемен. Эфиопское королевство, в качестве управителей посылало из центра наместников и планировало превратить Йемен в один из главных центров христианства, Первым показателем этого служит строительство церкви Куллайс в Сане. Наместник Йемена Абраха, в 570 году с целью разрушить Каабу и подчинить своему управлению весь Хиджаз устроил поход в Мекку, но не достиг желаемого результата. Безуспешность этого похода, совершенного в год рождения Пророка Мухаммада, послужило ослаблению владычества Эфиопии в Йемене. Стычки, возникшие между окуппантами из Эфиопии и народом Йемена ускорили процесс ослабления владычества Эфиопии. Вслед за этим, самая главная сила в местности, сасаниды, изгнали эфиопцев из Йемена. Таким образом прервалась связь Эфиопии с Аравийским полуостровом. Другим признаком ослабевания интереса к арабским земля было положение внутри страны, где не прекращалась борьба за власть. Отдаление от арабов продолжилось вплоть до хиджрета первых мусульман из Мекки в Эфиопию, которые вняв призыву Пророка Мухаммада о принятии Ислама, стали объектами дурных обращений и мучений. Эфиопия, в первые годы Ислама раскрыла объятия мусульманам и явилась первым прибежищем для правоверных. Первый иностранный правитель принявший мусульманство, это наместник Эфиопии Наджаши Асхама, который впоследствии занял важное место в истории распространения Ислама.

 

Византийская (Восточно-Римская) Империя

Византия, как продолжение Большой Римской Империи, с 1330 года по 1450 год  властвовала над Балканским полуостровом, Анатолией, Сирией, Палестиной и Египтом. Совсем незадолго по появления Ислама на Аравийском полуострове, с землями на трех континентах и господством над огромной областью, Византия была одной их двух важных сил местности. Но, время правления Хераклесиоса (640-641) соответствовавшее периоду зарождения Ислама на Аравийском полуострове, одно из самых тяжелых периодов истории Византии. В результате борьбы за трон в центре, ухудшение гражданского и военного правления и упада экономики, государство переживало глубокие сотрясения. Экономические и религиозные эмбарго, применявшиеся к представителям различных религиозных групп внутри страны, явились причиной серьезного срыва между государством и подданными. Впридачу к  внутренним бесспорядкам, древний враг - Империя Сасанидов - приследовала политику распространения на землях Византии и надвигавшаяся с севера угроза аваров и славян привели Византию к порогу краха. Сасаниды, в 611 году приступили к оккупации восточных областей и Антакья, Дымашк, Иерусалим и Египет оказались за пределами Византии; продвижение армии Ирана вплоть до берегов Босфора нацеливалось на Стамбул. Все это вместе взятое, вынудило императора Византии Хераклиоса заключить соглашение, с довольно таки тяжелыми условиями. Свержению сасанидам и ахл аль-китаб Византии очень обрадовались идолопоклонники арабы, которые от всей души  желали, чтоб мусульман настигла такая же участь.

Требование Византии всех принадлежностей люкса из востока, попытки Ирана установить экономическое преимущество над Византией за счет положения Ирана на дорогах из Китая и Индии и на морских путях из Индии и Цейлона (посредством Персидского пролива) зачастую приводили лицом к лицу эти два сильных государства. До такой степени, что Византия не только в военное время, но и в периоды перемирия вынуждена была выплачитаь высокую сумму сасанидам, за шелк и прянности.

Византия после поражения перед древним врагом, сасанидами, принялась за   внедрение различных реформ внутри государства. Одним из примеров можно назвать установление в Анатолии системы "тхема" (военная область). Тхема стала альтернативой системе платных воинов, к которым государство не питало надежды, и явилось причиной создания сильной местной армии в Анатолии. В результате армейских и административных реформ, Византия собралась с силами и стала оказывать сопративление нападениям сасанидов. В 627 году после сражения Нинова изгнала сасанидов из Анатолии. Но победа, одержанная над сасанидами была не силах решить политические недоразумения внутри государства и религиозные проблемы, возникшие среди различных религиозных групп. Несоблюдение государством нейтралитета при религиозных конфликтах, а напротив вмешиваясь как сторонник одной из групп, вызвало серьезное недовольство среди народных масс. Итак, незадолго после этого, с началом побед Ислама все эти успехи Византии будут бессмысленны и карта местности будет заново прочерчена.

 

Империя Сасанидов

Империя Сасанидов является древним государством и последователем Зороастризма; во время появления Ислама находилось в руках династии, основанной в 226 году. Империя вела борьбу на западе с Византией, а на востоке с турками и границы достигали с одной стороны Афганистана, а с другой стороны Амудерьи. Центр империи находился на богатых иракских землях.

В целях установления господства на Среднем Востоке и землях Египта, сасаниды очень часто воевали с Византией. После установления власти Византии в данной местности, сасаниды устремили взор на Аравийский полуостров и предпринимали попытки установить влияние на побережье Южной Аравии и Персидского Пролива. С присоединением княжеств Южноаравийского побережья и к областей Персидского Пролива империя Сасанидов достигла определенной стабильности. Но после Нуширавана, сасаниды пришли в упадок и вслед за этим последовал недолгий процесс распада империи

Библиография.

 

 

Комментарии

 
Будьте первым, кто напишет комментарий к данной статье..

Будьте с нами Posledniyprorok.info

 

От Редактора

Видео

 

Аудио

Маулид (бахр нур) - Хафиз Кемаль

Азан - Мухаммад Сыддык Миншави

"Teşne Lebler" - Себильджи Хусейн Афанди (марсийа)