Не гневыйся, войди в рай

Editor


Не гневыйся, войди в рай

Один из сахабов попросил у Пророка Мухаммада совета. Он хотел чтобы совет был коротким настолько, чтобы тот мог легко его запомнить. Наш Пророк сказал ему:
"
Не гневайся!" Сахаб несколько раз переспросил, но каждый раз Благородный Посланник повторял ему: "Не гневайся!"

(Источник: Бухари, Адаб, 76)


Гнев является естественной и обычной эмоцией, нистинктивным поведением, встроенным в человека с целью  его защиты в случае опасности. При использовании его в разумной мере оно весьма действенно, но при бесконтрольной вспышке гнев разрушителен. Как минимум, он способен сделать несчастными двух человек.

Мы гневаемся, когда видим, что нас не понимают, что наши желания не воплощаются в действительность, когда наши ожидания не находят отклика, когда мы чувствуем угрозу или нападение на нашу личность, на наши ценности или на то, что мы чтим и уважаем, гневаемся, когда чувствуем себя в загнанными в тупик, когда сталкиваемся с препятствиями в тот момент, когда движемся к какой-либо важной цели. Это чувство настраивает нас соответствующим образом в случае возникновения какой-либо проблемы и с целью нашей самозащиты, приводя в движение такие чувства, как огорчение, ненависть, желание отмщения и агрессивность.

Для того, чтобы мы могли решить наши проблемы, нам необходимо понять истинную ее причину, которая лежит в основе раздражающего нас фактора. Иначе гнев рефлекторно препятствует поиску нами решения проблемы и становится причиной того, что мы ощущаем себя одинокими и никому не нужными. В итоге мы обижаемся и гневаемся еще сильнее. Наше поведение может вообще выйти из под контроля.

Гнев, который не был своевременно выражен в приемлемой форме, который подавлялся, игнорировался, накапливался и, перестав быть внутренним переживанием, вдруг вырвался наружу в неконтролируемой форме выливается в жестокость. Она разрушительна для своего носителя и для его окружения. Она является предпосылкой возникновения враждебных чувств между отдельными индивидами и в обществе в целом, становится причиной физических и психических недугов и социальных проблем.

Аристотель говорил: "Каждый может разгневаться. Это легко. Но разгневаться на того, кто это заслужил, в должной мере, в должный момент, по должному поводу и в должной форме, вот это - нелегко".

В одной старинной японской притче рассказывается о задиристом самурае, который однажды решил узнать у своего учителя дзен о том, что собою представляют рай и ад. Учитель в пренебрежительной по отношению к нему манере заявил: "Ты осел. Мне недосуг тратить время на таких как ты". Самолюбие самурая было сильно задето, и, вспыхнув от гнева, он выхватил свой меч из ножен и воскликнул: "Да я убью тебя за твою наглость!". "Ну вот!" - спокойно сказал учитель дзен "Это - ад".  Самурай вздрогнул от слов учителя, намекающего на гнев, которому он поддался, успокоился и вернул меч на место.  Затем он поклонился учителю, и поблагодарил его за преподанный урок самосозерцания. "А вот это - рай", сказал мастер.

Осознавание эмоций и их преобразование идут рука об руку.  Эта осознанность представляет собой эмоциональную достаточность, взведенную на фундаменте спобностей, подобных эмоциональному самоконтролю. Осознание "Я поддался гневу!", предоставляет свободу более широкую, нежели строить свое поведение оставаясь под влиянием этой эмоции.  Умение отойти немного назад и взглянуть на ситуацию под иным углом, умение переосмыслить ее в позитивном свете - вот что гасит огонь гнева.

Сулейман ибн Сурад (да будет доволен им Аллах) сообщает: "Однажды я сидел рядом с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует. Двое их присутствующих людей ругались друг с другом. Лицо одного из них побагровело от гнева, на его шее вздулись вены. Увидевший это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Я знаю одно слово, если этот человек произнесет его, то его гнев тотчас исчезнет. Если он скажет:"Аузу би-ль-ляxи мин аш-шайтаани-р-раджиими" (Я прибегаю к Аллаху от дьявола, побиваемого камнями) то состояние, в котором он оказался, исчезнет"

Присутствующие передали тому человек совет Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), который он адресовал ему. (Бухари, Адаб, 44, 76)

Сообщается, что когда совет Благородного Посланника дошел до разгневанного сподвижника, он действительно успоколился, произнеся это выражение и пришел в себя сказав: "Я сошел с ума? Что со мной?" (Рияд ас-салихин. Т.1, с.265).

Что еще кроме прибегания ко Всевышнему Аллаху может избавить верующего от печалей и успокоить его!

Ссора, ругательства, жестокие поступки не только не способны решить проблему, , но напротив, они лишь усугубляют ее, усложняя ситуацию в целом. Вдобавок, это не показывает ни нашу правоту, равно как и не позволяет взять ситуацию под контроль. Умение хоть на миг выйти из под воздействия сложившейся обстановки и умение взглянуть на нее извне, дистанцирование от дьявола и подход к проблеме, заручившись помощью Аллаха, поможет нам понять причину гнева и решить проблему.

Хадис, который мы вынесли в название статьи, в некоторых сообщениях выглядит так: "Не гневайся, ибо гнев портит чувства и поведение", или "Не гневайся, войди в рай!"

(Рияд ас-салихин, т.1, с.268).
 

مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللّٰهِۜ وَالَّذ۪ينَ مَعَهُٓ اَشِدَّٓاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَٓاءُ بَيْنَهُمْ تَرٰيهُمْ رُكَّعًا سُجَّدًا يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِنَ اللّٰهِ وَرِضْوَانًاۘ س۪يمَاهُمْ ف۪ي وُجُوهِهِمْ مِنْ اَثَرِ السُّجُودِۜ ذٰلِكَ مَثَلُهُمْ فِي التَّوْرٰيةِۚۛ وَمَثَلُهُمْ فِي الْاِنْج۪يلِ۠ۛ كَزَرْعٍ اَخْرَجَ شَطْـَٔهُ۫ فَاٰزَرَهُ فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوٰى عَلٰى سُوقِه۪ يُعْجِبُ الزُّرَّاعَ لِيَغ۪يظَ بِهِمُ الْكُفَّارَۜ وَعَدَ اللّٰهُ الَّذ۪ينَ اٰمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ مِنْهُمْ مَغْفِرَةً وَاَجْرًا عَظ۪يمًا ﴿29﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Мухаммад - Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверубщим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. так они предствалены в Торе. В Евангелии же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду.
(аль-Фатх, 48/29)