Общая история ислама

Editor


Общая история ислама

 

В 632 году Досточтимый пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) покинул этот мир. За 23 года пророчества он смог превратить религию в образ жизни и создать совершенно новое государство, которое в течение 10 лет из маленького города-государства превратилось в могущественное государство, охватывающее территорию всего Аравийского полуострова, Палестину, южный Ирак. Кроме того, он воспитал общину численностью в несколько сот тысяч человек, которая ила по сунне Досточтимого Пророка и была готова продолжить его дело.

Земной успех Досточтимого Пророка показался привлекательным для некоторых людей, которые еще в последние дни жизни Досточтимого Пророка объявили о своей пророческой миссии. Возглавивший халифат после смерти Посланника Аллаха досточтимый Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) в первые месяцы своего правления беспощадно воевал с ними. К лжепророкам добавились другие враги ислама, которые, услышав о смерти Пророка, начали поднимать мятежи и смуты.

      В те времена отношения с Византией и с Ираном были очень напряженными. На территории Византии был убит посол Посланника Аллаха. Император, вместо того чтобы уладить конфликт, не только не принял предложение Досточтимого Пророка, но еще и отказал в выдаче убийцы посла. Иран к тому времени уже несколько лет вел кровавую борьбу с арабами, которые находились под их покровительством. Некоторые из этих арабских племен приняли ислам. С этого момента стало понятно, что такая политика Ирана не может не привести к межнациональному конфликту.

Стоит напомнить, что в то время Византийская империя и Иран были супердержавами мира. Арабы представляли собой разрозненные племена кочевников, бедных и плохо вооруженных.

С великой отвагой досточтимый Абу Бакр начал войну одновременно против обеих супердержав. В первых боях мусульмане заняли приграничные территории. Затем халиф, желая завершить дело миром, отправил посла в Константинополь, но не получил ответа. Потерпев поражение около Кайсери, император привел в боевую готовность войска и вывел новые силы. Досточтимый Абу Бакр посчитал необходимым перевести часть войск из Ирана в Сирию. В 634 г. мусульмане одержали еще одну победу в местечке Аджнадейн возле Кудса. Следом за этим они выиграли битву в Пелле и, таким образом, Палестина была потеряна для Византии. Вскоре после этого досточтимый Абу Бакр, находившийся уже в преклонном возрасте, скончался, и досточтимый Умар (да будет доволен ими Аллах), ставший халифом после него, продолжил начатое дело. За короткое время города, находящиеся на севере Сирии, и следом за ними – Хумус, открыли свои врата перед войском победителей.

Следующие за этим события показывали, что местные жители встречали мусульман не как завоевателей и врагов, а как спасителей. Спустя некоторое время после взятия Хумуса вследствие активных действий императора Гераклиуса мусульмане были вынуждены оставить город и некоторые другие территории.

После принятия решения об оставлении города предводители войска повелели вернуть собранные налоги населению города, хотя те были немусульманами. Они исходили из того, что, если не охраняют жителей города, то не имеют права брать за это  налоги. Поэтому нет ничего удивительного в том, что жители завоеванных городов плакали, когда их завоеватели уходили.

«Поистине, дух жителей Сирии был благосклонен к арабам, и они были этого достойны. Так как мягкость, которую завоеватели проявляли к ним, была совершенной противоположностью отвратительной жестокости предыдущих правителей», – говорит Гёте. Благодаря проявленному ими благородству, мусульмане спустя совсем небольшое время желанными вернулись в город.

Похожей была и судьба Ирана: первые боевые действия закончились взятием Хира (Куфа) и других земель. Уход войск в Сирию стал причиной некоторого затишья в Ираке, но через несколько месяцев бои возобновились, и без особого труда была занята столица государства Медаин (Ctesiphon). Император Ирана Йезгерд III обратился за помощью к китайскому императору, королю Туркестана и другим. Но даже их поддержка не принесла ему успеха, войска союзников понесли большие потери.

 Во времена правления досточтимого халифа Умара (634-644 г.г.) завоевания мусульман распространились за пределы Сирии, присоединив Ирак, Иран, достигнув Ливии (Триполи), Белха (Афганистан), Армении, Синда и Гуджурата (Индия, Пакистан). Во времена досточтимого халифа Усмана (644-656 г.г.) халифат увеличился до Донглы и Судана. Была завоевана часть Андалузии (Испания). Пройдя через Джейхун, воины Халифата заняли некоторые земли Китая. Острова Кипр, Родос и Гирит стали землями ислама, к этому же времени относятся первые походы мусульман на Константинополь (Стамбул). Не прошло и 15 лет со дня смерти Досточтимого Пророка, как ислам распространился на огромной территории от востока к западу от Атлантического до Тихого океанов. Особенностью этих молниеносных завоеваний было то, что завоеватели находили поддержку местного населения, среди которого не было недовольных. До 656 года, пока между мусульманами не стали возникать внутренние разногласия, на присоединенных териториях не было ни одного восстания. Византийский император так и не смог восстановить доверие своих бывших подданных и вынужден быть жить на компенсацию правителя Сирии.

Является ошибочным мнение, что быстрое продвижение мусульман происходило по причине междоусобной войны Византии и Ирана. По численности населения, вооружению, организации и другим показателям эти страны превосходили возможности арабов. Это нельзя объяснить и переселением народов и насильственными захватами. Потому что такую огромную территорию, простиравшуюся от Китая до Испании, арабы не могли бы удерживать силой. В то же время, в Коране запрещено принудительное обращение в религию. Доводы, лежащие в основе веры, воздействовали на сердца и умы людей, располагая их к исламу. Обогащение, как цель военных походов, представляется маловероятным. Положение коренного население завоеванных стран доказывает это. На папирусах, не так давно найденных в Египте, описывается снижение налогового бремени после завоевания арабами. Расходы на управление уменьшились не только из-за того, что арабы довольствуются малым и ведут простой образ жизни, а во многом благодаря духовной чистоте. Что же касается трофеев, они принадлежали не воинам, а государству, которое распределяло его между воинами в определенной пропорции. Досточтимому халифу Умару много раз представлялся случай поразиться духовной чистоте и благородству своих подчиненных. Они отдавали все, что добывали, даже драгоценности, которые легко можно было утаить, или вещи, имеющие большую ценность.

В завершении темы приведем записки одного христианина, современника тех событий. Это письмо епископа Настури своему другу: “Эти арабы стали нашими господами, но против христианства никогда войну не ведут. Наоборот, охраняют нашу веру, уважают служителей нашей веры и приносят пожертвования в наши церкви и монастыри”.

Омеяды

После смерти третьего праведного халифа досточтимого Усмана (да будет доволен им Аллах) исламский мир стал свидетелем 20-летней войны за престол. За это время смени-лось около полдюжины правителей. Со вступлением на престол Абдульмалика (годы правления 685-705) государство обрело стабильность и наступила новая череда побед. В эти времена в состав Халифата вошли Тунис и Испания, север Индии и Мавераннахар (Междуречье). А также Бордо, Нарбонна и Тулуза (Франция). Столица была перенесена из Медины в Дамаск. Из-за того, что столица из священного города Досточтимого Пророка  была перенесена в византийский Дамаск, в сердцах людей начал угасать огонь веры. Роскошь, расточительство, интриги верхов явились причиной нарастания недовольства в обществе, вылившегося в народные восстания. Но кризис общества не коснулся науки и искусства, которые при поддержке правителей ознаменовали свое развитие новыми открытиями и достижениями в самых разных областях. Особое развитие получила медицина, благодаря переводам на арабский язык трудов греческих и других ученых.

Особенно ярким в этом отношении было время халифа Умара бин Абдулазиза, хотя его правление было коротким (817-820 гг.). Он имел только одну жену, и весь дух и стиль его правления напоминал времена досточтимых Абу Бакра и Умара. Умар бин Абдулазиз проанализировал документы передачи в собственность и внес коррективы в ошибочные документы, вернув имущество настоящим владельцам или их наследникам. Оптимизировал налоговую систему, отменив ненужные налоги. Его отличало чувство обостренной справедливости, и он судил беспристрастно, несмотря на то, кто был перед ним, – мусульманин или нет. Он без колебаний повелел снести часть большой мечети столицы, так как она стояла на земле, незаконно отнятой у христиан. Даже пошел на то, что приказал оставить города, которые были захвачены вероломным путем. Результат такого правления был ошеломляющим: в начале правления этой династии доход в казну из Ирака составлял 100 млн. дирхем, во времена Умара II он упал до 18 млн, но при Умаре бин Абдулазизе увеличился до 120 млн. Он настолько был богобоязнен и скромен, что даже король Синдов под влиянием его высокой духовности принял ислам. В этот период много внимания уделялось вопросам обучения религии, и за это время было воспитано много ученых и просвещенных людей, которые готовы были передавать свои знания будущим поколениям мусульман. Во всех структурах была проведена работа по предупреждению взяточничества.

 Одним из памятников исламской архитектуры того времени является мечеть Куббатус-Сахра (Золотой Купол), которая была построена в 691 году на скалах Кудса (Иерусалима).

Остатки строений в Сирии и других областях показывают, что к тому времени мусульмане достигли больших успехов в строительстве и архитектуре. То же можно сказать о музыке, но, в связи с тем, что на тот момент еще не было нот, имеются определенные трудности с воспроизведением музыкальных произведений. Начало разделения мусульман на суннитов и шиитов относится к этому же периоду. Оно произошло в связи с вопросом о том, надо ли избирать халифа или назначать его из числа близких родственников Досточтимого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Для шиитов это стало вопросом жизни, мнения разошлись, что стало причиной междоусобиц. Во время одного из восстаний династия Омеядов пала, и их место заняла династия Аббасидов. Для шиитов от этих восстаний не было пользы. В наши дни число шиитов составляет 10% от общего числа мусульман и, если не считать незначительного количества хариджитов, то вся остальная часть уммы – сунниты.

Аббасиды

С приходом к власти Аббасидов (750 г.) впервые произошло разделение исламского государства. Сначала оно было разделено на две части, затем пошел непрерывный процесс дробления на самостоятельные провинции. Появилось соперничающее государство Кордова (Испания), которое просуществовало до 1492 г., так и не объединившись с основной территорией Халифата на востоке. На востоке вместо Дамаска центром Халифата стал Багдад.

Если не считать развития торговли между странами, то в период Аббасидов не было особых достижений. Главы провинций признавали правителем Багдадского халифа, но во внешней или внутренней политике не чувствовали себя подчиненными. Отношения с Византией окончательно перешли в кровопролитное противостояние, греческий император не хотел оставлять Анатолию, и она оставалась колонией Европы.

Аббасиды провели военную реформу, начав формирование профессиональной армии вместо добровольной. Набор воинов в основном производился из числа тюрков. Спустя век после начала правления Аббасидов полномочия на местах стали переходить к местным правителям (вали), власть которых могла иногда ограничиваться территорией их дворца, в то время как земли всей провинции оставались вне их влияния, и самые сильные из князей стали предпринимать набеги на столицу.

Такое положение дел во власти не осталось без внимания Папы римского. Не имеющий никакой политической власти, он желал захватить ее, и в итоге получил власть, которая превосходила власть императора Рима. Это продолжалось до создания Священной Римской Империи, когда Папа римский постепенно стал терять свой авторитет. Халифы, тоже утратившие свое влияние, превратились в простых князей.

Во времена новых Аббасидов правитель Туниса, принадлежавший к роду Аглабидов, был втянут в гражданскую войну на территории Сицилии. Он не ограничился взятием острова, а завоевал большую часть Италии, дошел до стен Рима, обосновался на юге Франции и части Швецарии. Аглабидов сменили Фатимиды. Они были шиитами, впоследствии переместились в Каир и образовали там соперничающий халифат. Правителями обычно становились образованные, интеллигентные представители Фатимиды, но, в силу неустановленных причин, вдруг один из правителей проявил неуважение к христианским святыням в Кудсе. Это действие было сочтено оскорбительным и вызвало такой резонанс в Европе, что главы христианской церкви объявили «священную» войну против ислама и начали крестовые походы, в которых на два века завязли Запад и Восток. Во время первого крестового похода Фатимиды уже покинули Палестину,

и весь гнев крестоносцев обрушился на невинных людей. Мало того, Фатимиды еще и присоединились к захватчикам против мусульман. Турки и курды в войне против Запада заняли решающее место. Во время Второго Крестового похода герой ислама Салахутдин Аййуб изгнал не только европейцев из Сирии и Палестины, но и Фатимидов из Египта. Салахутдин и его последователи признавали власть Багдада, но в действительности халиф никогда не имел полценной политической власти. Она была разделена между несколькими государствами, за счет некоторых из которых увеличились исламские территории.

 Булгарский правитель в 921 году (территория современного Татарстана) попросил у Багдадского халифа прислать учителя ислама, и туда был направлен Ибн Фадлан. Документы свидетельствуют, что правитель Булгар принял ислам, и на территории, ранее населенной немусульманами, появился островок ислама. Также продолжалось распространение ислама на Кавказ и прилежащие регионы.

Индия

Афганская династия Газнели предпринимает попытку завоевать Индию. Победив несколько родов на севере страны, они продвинулись в южном направлении. Темнокожий полководец Малик Кафур в стремительным наступлении достиг мыса Каморин. Но на эти земли еще не скоро пришел ислам. Самые знаменитые правители Индии – Великие Моголы (1526-1858 гг.) в течение долгого периода управляли государством, которое входило в число наиболее крупных государств мира. Начиная с XVIII века, центральная власть стала слабеть, уступая свои позиции местным князьям. Воспользовавшись моментом, Англия ввела свои войска и завоевала 60% территории страны, сделав их своей колонией. Оставшаяся часть была поделена местными племенами, некоторые из которых исповедовали ислам. Эти автономные государства на территории Индии остались исламскими до наших дней. Например, Хайдарабад – по величине равный Италии, с населением более 20 млн. человек, – известен передовыми реформами в исламском воспитании. Университет западного типа наряду с факультетом теологии и других исламских дисциплин имел около 10 других факультетов. Обучение по всем предметам и на всех факультетах велось на языке урду – государственном языке страны – с использованием арабского алфавита. Уже на средних курсах начиналась специализация.

Во время специализации оставались предметы, которые были обязательными: арабский язык, фикх (исламское право), хадисоведение (поступки и высказывания Досточтимого Пророка), а также английский язык, математика и другие предметы современного образования. Кроме того, преподавались сравнительные уроки: фикх и современное право, Калям и история западной философии, арабский, иврит или один из современных европейских языков (французский или немецкий). Сравнительное изучение предметов происходило под руководством 2 преподавателей: профессора факультета теологии и, в зависимости от урока, профессора права или литературы. Это позволяло рассматривать предмет изучения, как с точки зрения ислама, так и с точки зрения современной западной мысли. К сожалению, в настоящее время от этих достижений тридцатилетнего педагогического опыта остались только воспоминания. Как известно, англичане покинули страну в 1947 г., разделив ее на Пакистан (мусульманская часть) и Индию (немусульманская). Индийское правительство провело вслед за этим ряд территориальных реформ, тем самым создав социальную напряженность и противостояние в попавших под передел регионах.

В это время багдадский халиф безучастно взирал на передел своих владений. В результате правительственных переворотов халифат был разделен сначала на две, потом на большее количество частей, которые могли вновь объединяться, в них происходили смены правителей. В то же время, довольно редки были случаи, когда земли переходили к немусульманам.

Особо стоит остановиться на исторической роли турков-сельджуков, появившихся на мировой арене в XI веке и за короткое время завоевавших не только Среднюю Азию, но и дошедших до дальних границ Анатолии. Спустя несколько поколений блистательного правления они оставили большую часть земель Османским туркам. Именно они преодолели Босфор и расширили свои территории до Австрии. Столицей государства турков сначала была Конья, затем – Стамбул, в настоящее время – Анкара. Упадок и распад Халифата, начавшийся с отступления из европейских стран и I Первой мировой войны, закончился в 1919 г. На территории, оставшейся от прежде огромного Османского Халифата, было образовано государство Турция.

Правящий режим этого государства опирался на светские и националистические принципы, но в последствии был вынужден пойти на уступки большинству мусульманского населения. В XVI веке Османский Халифат простирался до Австрии в Европе, до Алжира в Северной Африке и до Грузии и Йемена в Азии. В настоящее время бывшие провинции империи являются независимыми государствами, некоторые из них находятся под суверенитетом России. Здесь мы не будем касаться немусульманских провинций бывшего Османского халифата.

В XIII веке татаро-монголы Чингисхана убили сотни тысяч мусульман, разгромили столицу халифата Багдад в 1258 году. Но в Палестине, в сражении с армией мусульман под предводительством полководца Султана Бейбарса, татаро-монголы потерпели поражение. Но, не желая отказаться от своих притязаний, они предприняли новую попытку захвата, объединившись с крестоносцами, но и эта их попытка была неудачной. Все предшествующие события предзнаменовали закат исламской науки и расцвет западной. В производстве мусульмане все еще были далеки от развитых стран Америки и Азии. Однако, под влиянием исламских мистиков татаро-монголы приняли религию ислам. После этого они не только сражались за веру, но и распространяли религию в различных странах Восточной Европы.

Следы их деятельности можно увидеть в мусульманских общинах Финляндии, Литвы, Польши и России.

Андалузия

С переходом власти к Аббасидам Испания отделилась от исламского мира. Но только в 1492 году последние свидетельства правления мусульман были уничтожены христианамикастильянцами. Столь продолжительное нахождение в составе халифата являлось не только благоприятным для коренных народов, но и престижным. Мусульманский Университет привлекал и студентов-немусульман из самых разных регионов. На Иберийском полуострове все еще можно встретить руины памятников исламской архитектуры, которые до сих пор поражают воображение. После падения исламской цивилизации мусульмане подвергались преследованиям и насильной христианизации. Кроме того, были уничтожены библиотеки на сотни тысяч рукописей, потеря которых невосполнима.

Восточная и Юго-восточная Азия

Китай никогда не принадлежал к мусульманским странам. Мусульмане, прибывшие из Средней Азии, распространили ислам в Восточном Туркестане и, предположительно, морским путем достигли провинции Юн-нан и установили там свою власть. Миллионы жителей Китая и Тибета приняли ислам именно благодаря миролюбивой политике мусульман. Но, в то же время, подавляющее большинство коренных жителей остается неверующими.

История Юго-Восточного региона Азии коренным образом отличается. Между этой частью материка и купцами-мусульманами Южной Индии и Южной Аравии были очень тесные торговые контакты. Благодаря этому, не только Малайзия, но и жители тысяч островов стали мусульманами. Ислам является господствующей религией Индонезии и южных островов Филиппин. Этот регион, включающий много государств, со временем перешел под контроль европейцев, в основном англичан и голландцев. Спустя несколько столетий, Индонезия (с населением около 186 млн.) и Малазийский полуостров обрели свободу и заняли свое место в Содружестве мировых наций.

Африка

Северная Африка (территория от Палестины до Египта) с самого начала распространения ислама вошла в состав халифата. История других частей континента различна. Восточная Африка, благодаря своей близости к Аравии, была среди первых земель, воспринявших истину ислама.

Знакомство Западной Африки с исламом произошло очень поздно. Активные действия мусульманских лидеров предпринимались с учетом местных условий, поэтому были встречены благосклонностью местных жителей и расположили их к принятию ислама. Однако, как и многие государства, они в дальнейшем подверглись насильственной христианизации.

Сотни лет здесь было мусульманское правление. По источникам арабских историков, мусульмане Африки первыми прибы-первыми он увидел чернокожих людей. Несмотря на уничтожение некоторых источников, есть основания утверждать, что мусульмане Африки и берберы были первопроходцами Америки.

Само название «Бразилия» убеждает нас в этом. Среди берберских племен одно из самых известных называется «бирзалах». Множественное число от этого слова – «бразил». Это слово явно не бразильского и не европейского происхождения.

Подобным образом можно проанализировать происхождение названия острова Лас Пальмас (один из Канарских островов в Атлантическом океане). Старое название острова – Бене Хоаре.

Предположительно, оно берет название от другого берберского племени – Бану Хувара. Эти два примера говорят в пользу друг друга. Связь между Африкой и Америкой продолжалась до поражения мусульман в Испании и начала порабощения Америки европейцами. Сама Африка была колонизирована Францией,

Англией, Германией, Португалией и Бельгией. Некоторые ее регионы так и не познали истины ислама и до сих пор лишены этой возможности из-за препятствий, создаваемых европейцами. С освобождением от рабства многие исламские страны обрели независимость. Но, к сожалению, власть в большинстве этих стран принадлежит диктаторам, которые продолжают оказывать давление на мусульман.

Современный мир

В настоящее время в ООН входит более 40 исламских государств от Индонезии до Западной Африки. В Европе исламскими странами являются Турция и Албания, а также некоторые республики, входящие в состав России. Опыт ООН показывает, что сотрудничество мусульманских стран с ней не влечет потерю ими независимости. Достаточно того, чтобы во главе государства стояли умные люди, которые не преследуют личные цели и выгоды, а работают для своего государства. Если жители

мусульманских областей Испании, Франции, Китая, России и т.п. будут воспитываться в духе духовной независимости, то борьба за территориальную свободу потеряет смысл, и каждый человек будет жить для блага своих близких.

Сегодня ислам известен во всем мире (кроме индейцев Америки) и имеет историю, насчитывающую более 14 столетий.

Носители арабского языка гордятся тем, что могут читать Коран и xадисы на своем родном языке. Индия – Пакистан и Малайзия – Индонезия представляют две наиболее крупные группы мусульман.

Точное количество мусульман на планете подсчитать невозможно. Люди постоянно рождаются и умирают, некоторые же, обретая веру, не считают нужным оглашать это. Но ясно, что около четверти или пятой части потомков пророка Адама и его жены Хаввы (Евы) каждый день  обращаются к Каабе со словами “Аллаху Акбар” (Аллах велик).

مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللّٰهِۜ وَالَّذ۪ينَ مَعَهُٓ اَشِدَّٓاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَٓاءُ بَيْنَهُمْ تَرٰيهُمْ رُكَّعًا سُجَّدًا يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِنَ اللّٰهِ وَرِضْوَانًاۘ س۪يمَاهُمْ ف۪ي وُجُوهِهِمْ مِنْ اَثَرِ السُّجُودِۜ ذٰلِكَ مَثَلُهُمْ فِي التَّوْرٰيةِۚۛ وَمَثَلُهُمْ فِي الْاِنْج۪يلِ۠ۛ كَزَرْعٍ اَخْرَجَ شَطْـَٔهُ۫ فَاٰزَرَهُ فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوٰى عَلٰى سُوقِه۪ يُعْجِبُ الزُّرَّاعَ لِيَغ۪يظَ بِهِمُ الْكُفَّارَۜ وَعَدَ اللّٰهُ الَّذ۪ينَ اٰمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ مِنْهُمْ مَغْفِرَةً وَاَجْرًا عَظ۪يمًا ﴿29﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Мухаммад - Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверубщим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. так они предствалены в Торе. В Евангелии же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду.
(аль-Фатх, 48/29)