Общество - нация - экономика

Editor

8 ноября 2016 г.

Общество - нация - экономика

Общество

Ислам, с одной стороны, развивая личность человека, с другой стороны, идет по пути улучшения общества, являющегося совокупностью индивидуумов. Это истекает из всех его религиозных и общечеловеческих установлений. Богослужения – намазы принципиально совершаются вместе с джамаатом, то есть с обществом (хотя ежедневные пять обязательных намазов можно совершать и в одиночку, но пятничный джума-намаз и другие праздничные намазы совершаются только вместе с обществом). Хадж является самым ярким примером братства и единения, так как му’мины со всех концов земного шара отправляются в путь, чтобы встретиться в одном месте. Объединяющая сторона поста проявляется в том, что мусульмане всего мира держат пост в одно и то же время. Обязанность выплаты закята, который идет на удовлетворение общественных потребностей, – тоже наглядное свидетельство общественных целей, которые ставит ислам. И нет необходимости говорить о том, что люди сообща могут достичь тех целей, которые недостижимы для каждого из них в отдельности.

По причинам, которые знает только Аллах, Он наделил людей разными способностями. Никогда не найдется двух учеников в одном классе с одинаковыми способностями и качествами, и даже близнецы никогда не бывают одинаковы по своим способностям. Не все поля одинаково плодородны. Разница в климатических условиях еще более прибавляет различий. Два дерева одного сорта не приносят плоды одинакового качества и количества. Каждое существо, каждая часть существа несет в себе отличительные характерные черты. Исходя из этих объективных условий, ислам признает равенство людей по их общей основе, но в индивидуальном отношении одни в том или ином превосходят других. Да, все мы в равной степени являемся рабами нашего Господа, но не материальное превосходство является причиной довольства нашего Создателя нами.

Богобоязненность, то есть безупречное служение Господу, – вот единственный критерий измерения величия человека. Ведь жизнь в этом мире не вечна, а уровень потребностей, устрем- лений и чувств человека не должен опускаться до уровня животного.

Нация

Исходя из этого миропонимания, ислам не считает основой взаимопомощи между людьми принцип принадлежности к "обществу людей, связанных между собой кровными и родственными узами". Конечно, привязанность к своим родственникам и к своему отечеству является естественной, но принадлежность к единому роду человеческому требует доброжелательного отношения и к другим подобным сообществам. Неравномерное распределение природных богатств влечет за собой, как следствие, взаимозависимость и взаимосвязь народов друг с другом.

Принадлежность к нации или роду определяется судьбой, неизбежностью, обстоятельствами, которые человек не выбирает.

В этом отношении понимание ислама очень прогрессивно, так как берет за основу только личный выбор человека, потому что религия ислам предлагает единство и единое общество всем, кто верит в ее основополагающие принципы, вне зависимости от расовой, языковой принадлежности или места проживания.

В исламе не может идти и речи об уничтожении или подавлении кого-либо, поэтому происходит единение одних с другими. Каким еще путем может достигаться единение народов, как не путем единой веры?

Идеология ислама является благодатной для объединения и слияния разных народов. Ислам не только обеспечивает объединение ради удовлетворения духовных и материальных потребностей, но и, в то же время, терпимо и доброжелательно относится ко всем основным мировым религиям. Поистине, согласно вероубеждению ислама, в различные периоды человеческой истории к разным народам Всевышний Аллах направлял пророков из них самих, (поэтому ислам видит себя лишь обновляющим, восстанавливающим божественное послание, которое множество раз ниспосылалось разным народам). Ислам отвергает принуждение в религии. Религиозный и правовой суверенитет народов-немусульман, проживающих на территории исламского государства закреплен в законодательстве ислама. Из положений Корана и Хадиса следует, что нему-сульманские народы должны регулировать свои религиозные и общественные вопросы посредством собственных руководителей при невмешательстве мусульманской власти, они должны иметь свой суд и судей, принимающих решения по своим законам, – и это положение ислама соблюдалось в исторической практике мусульманских государств.

Экономика

Нет необходимости говорить о важности и значимости вопросов экономики. Коран ничуть не преувеличивает, говоря, что имущество является "источником существования человека" (Коран, "ан-Ниса", 4/5). Но когда основной заботой всех становится только собственное обогащение, общество распадается на очень малую группу богатых и большую часть бедных людей, что представляет угрозу для общества, так как бедняки, составляющие большинство, ради собственного выживания поднимаются на борьбу с богачами, составляющими меньшинство. Сын человеческий может вытерпеть многое, но прожить без пропитания не может. Позиция ислама в этом вопросе широко известна: это постоянное перераспределение благ в обществе. Поэтому бедняки освобождены от налога, а состоятельные обязаны выплачивать установленную долю налога для бедных. Для справедливого распределения средств существуют законы, запрещающие накопление богатств в рнебольшой кучки людей (запрет на использование процента, запрет на лишение наследства близких родственников и т.п.). Кроме того, существуют законы, устанавливающие порядок расходования государственных доходов (цель этого в том, чтобы установить самый лучший способ распределения этих доходов и, в первую очередь, – направление их на обеспечение потребностей бедных и неимущих). Взяв за основу этот принцип, ислам приветствует разнообразие средств и методов, направленных на достижение этой цели, для различных стран, эпох и обстоятельств. Конкуренция разрешается, но с тем условием, чтобы эта конкуренция не приводила к эксплуатации и страданиям "экономически слабых". Разрешается и общее планирование, если оно становится необходимым вследствие установившихся условий или экономического и общественного развития. Во всех этих и тому подобных обстоятельствах нужно находить самые лучшие средства и методы для того, чтобы избежать напрасных трат капиталов и энергии, и действовать сообразно требованиям эпохи.

مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللّٰهِۜ وَالَّذ۪ينَ مَعَهُٓ اَشِدَّٓاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَٓاءُ بَيْنَهُمْ تَرٰيهُمْ رُكَّعًا سُجَّدًا يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِنَ اللّٰهِ وَرِضْوَانًاۘ س۪يمَاهُمْ ف۪ي وُجُوهِهِمْ مِنْ اَثَرِ السُّجُودِۜ ذٰلِكَ مَثَلُهُمْ فِي التَّوْرٰيةِۚۛ وَمَثَلُهُمْ فِي الْاِنْج۪يلِ۠ۛ كَزَرْعٍ اَخْرَجَ شَطْـَٔهُ۫ فَاٰزَرَهُ فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوٰى عَلٰى سُوقِه۪ يُعْجِبُ الزُّرَّاعَ لِيَغ۪يظَ بِهِمُ الْكُفَّارَۜ وَعَدَ اللّٰهُ الَّذ۪ينَ اٰمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ مِنْهُمْ مَغْفِرَةً وَاَجْرًا عَظ۪يمًا ﴿29﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Мухаммад - Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверубщим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. так они предствалены в Торе. В Евангелии же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду.
(аль-Фатх, 48/29)