Как Пророк Мухаммад использовал язык тела

Editor

13 декабря 2010 г.

Как Пророк Мухаммад использовал язык тела

Чтение языка тела с точки зрения таблига: Таблиг, это деятельность по донесению до людей полученного от Творца божественного учения. Оно подразумевает не только информирование людей, но одновременно включает в себя и разъяснение, и демонстрацию на практике.

Несмотря на то, что Посланнику Аллаха не раз напоминалось, что его обязанностью является не более чем информирование людей, и что остальное не отдается на его собственное усмотрение, все же, целью таблига является приобщение людее к Исламскому учению, переход от состояния необузданного произвола к обстановке ответственности, в которой правят нравственность и законность. Да и сам Пророк различными способами давал понять, что будет гордиться многочисленностью своей уммы перед другими общинами.

Признание ментального склада тех, к кому обращаешься в процессе убеждения, является столь же важным, как и содержание самого проповедуемого учения, более того: важно не только и не столько признание, сколько умение понимать людей. Всегда говорится, что успешное влияние является результатом хорошего отношения. Только нельзя говорить об одинаковом пропорциональном соотношении между правильной коммуникацией и пониманием собеседника. Так же, нельзя забывать и о том, что понимание других играет важную роль в идеальных отношениях. Объемом своего фактического присутствия оно задает общую направленность коммуникации{overlib linktext="1" text="Зухаль-Aджар Балташ, Bedenin Dili (Язык тела), стр. 8." title=""}. Возьмем человека, на которого возложена миссия по разъяснению и оказанию воздействия. В свете сказанного выше понимание им тех, к кому он обращается, имеет приоритетный характер в деле установления позитивной коммуникации и убеждения масс. Такое понимание является необходимостью иерархического характера{overlib linktext="2" text="В этой связи Доган Джуджелоглу говорит о необходимости понять человека, прежде чем оценивать его. См.: Д. Джуджелоглу,  İnsan İnsana (Человек человеку),  стр. 46; Балташ, Язык тела, стр. 139." title=""}. Неудачный финал любых усилий, которые не основывались на подобной иерархии подходов, не должен восприниматься как досадная неожиданность.

Хотя вербальная коммуникация и представляет собой одну из областей понимания, в этом вопросе на первом плане находится, конечно же, физическая, телесная коммуникация. Поскольку послания, передаваемые телом, более реалистичны, чем вербальные послания, по этой причине, они более убедительны. Именно по этой причине физическая коммуникация занимает место на первом плане в понимании / прочтении культурного уровня масс, к которым обращена проповедь, их психологического состояния, их заинтересованности, степени внимания и намерений. Когда хотя бы на словах возникают затруднения в обретении определенных сфер влияния, послания тела, скрывающиеся за покровом слов, помогают проповеднику правильно оценить ситуацию, закладывая, тем самым, основу его успеха. Это свидетельствует о том, что таким посланиям присуще свойство отражать наличную действительность{overlib linktext="3" text="В этом смысле тело характеризуется как перчатка для души. Подчеркивается, что подобно тому, как, глядя на перчатку можно угадывать движения кисти руки, так и наблюдение за движениями тела помогает раскрыть внутренние чувства. См.: Molcho, Язык тела, стр. 27; Schober, Язык тела, стр. 38-39; Неджати Кара, Язык тела в Kоране, Стамбул 2004, стр. 242." title=""}. Успех проповедника тесно связан с правильным прочтением такого рода информации и вниманием, которое он ей уделяет. Внутреннее состояние собеседника в каждый текущий момент времени и его дальнейшее поведение зашифрованы в таких посланиях. Обязанности, направленные на достижение цели, и принимающие во внимание время  и обстановку, учитывающие способности людей, их ценности являются плодом только тех подходов, которые приспособлены к использованию информации, передаваемой физически/телесно. Результаты такого рода коммуникации, конечно же, будут положительными. Степень влияния, ожидаемого в результате коммуникативного акта, зависит от того, насколько учитываются в ходе коммуникативного процесса такого рода телесные послания.

Когда Пророк Мухаммад, исполняя возложенную на него миссию, доводил до масс полученное им послание, физические впечатления, которые он получал от тех, к кому обращался, всегда помогали ему выбрать правильное направление. Выясняя для себя желания и стремления людей, их преимущества, потребности и намерения, он часто следовал полученным впечатлениям и с учетом этого строил свою стратегию. В то же время он избегал подхода, идущего вразрез с телесными посланиями.

Восприятие Пророком языка тела окружающих и результаты такого восприятия: Способ восприятия Пророком демонстрируемого окружающими языка тела, с точки зрения констатации Его восприимчивости к такому способу коммуникации, является темой особого интереса. Положительная картина, возникающая в результате такого исследования, одновременно свидетельствует и о том, что он  осознанно использовал язык тела. Теперь рассмотрим ряд примеров, относящихся к нашей теме.

Согласно рассказу Абу Хурайры, однажды он сидел в некоем публичном месте, испытывая муки голода. Он попросил проходившего мимо Абу Бакра прочитать ему какой-нибудь айат из Корана. Он намеревался таким образом продемонстрировать свое состояние, чтобы Абу Бакр понял, что он голоден. Но Абу Бакр не понял ситуации. Потом мимо проходил Омар. Абу Хурайра, с той же целью и его попросил прочитать айат из Корана. Но и тот не смог разобраться в сути происходящего.

В это самое время мимо проходил Посланник Аллаха. Увидев Абу Хурайру, он улыбнулся. Уловив разницу между тем, что исходило от его сердца, и было написано на его лице, он сказал: "О, Абу Хурайра,  следуй за мной" {overlib linktext="4" text="Бухари, Рикак, 17." title=""}. Улыбка Посланника Аллаха, последовавшая за взглядом на лицо Абу Хурайры, является знаком того, что он понял его цель, прочитав ее по выражению его лица и внешнему состоянию. Да и слова: "Следуй за мной", последовавшие после улыбки, ясно показывают, в связи с чем она возникла.

То, что Пророк посоветовал молиться тому из двух бранившихся в его присутствии людей,  лицо которого покраснело от гнева, а кровеносные сосуды вздулись, выглядит весьма разумным с точки зрения демонстрации внутреннего состояния одного из оппонентов посредством языка тела.

В качестве последнего примера по данному вопросу, рассмотрим одну историю, связанную с Абдуллахом б. Мас'удом. Согласно этому сообщению,  Абдуллах б. Мас'уд, который страдал слабостью ног, однажды забрался на дерево, дабы наломать веток для мисвака.  Благородные сахабы, увидев, как от дуновения ветра задрожало все его тело, рассмеялись. Когда Посланник Аллаха поинтересовался у них над чем они смеются, они ответили: "Над слабостью его ног". Услышав такой ответ, Пророк клятвенно заверил, что эти слабые ноги в день Воскресения окажутся тяжелее на чаше весов, чем гора Ухуд{overlib linktext="5" text="Ахмад б. Ханбал, т.I, стр. 420-421." title=""}. То, что, услышав смех cахабов, Посланник Аллаха тут же принялся выяснять его причину, свидетельствует о его чувствительности в том, что касается языка тела. Вопрос о причине смеха, заданный в данном случае Посланником Аллаха, не подразумевает, что он не догадывался о природе его происхождения. Поскольку Пророку была понятна причина смеха, то заданный им вопрос может рассматриваться как послание, наделенное особым смыслом - предостережением.

Разрешения, связанные с языком тела,  применительно к cахабам.

Однажды, когда женщины тихо оплакивали одного покойника, и Умар запретил им это, Посланник Аллаха остановил  его словами:  "О, Умар!  Оставь их, пусть плачут. Ибо сегодня время для слез..."{overlib linktext="6" text="Ахмад б. Ханбал, т.I, стр. 110,273; Ибн Маджа, Джанаиз, 53; Насаи, Джанаиз, 16." title=""}. Такое указание Пророка следует оценивать как физическое разрешение,  и оно не отличается от уже упомянутого выше вмешательства. В этом случае печаль, являющаяся главной темой разговора, - при условии, что она не переступает границы допустимого, - проявляется на телесном/ физическом плане.  Что касается оплакивания в таком понимании, то это своего рода физическое выражение печали.  Иными словами, Посланник Аллаха уважал слезы, проливаемые в момент печали и горя, чтил физическое проявление чувств, возникающих в такие моменты, и призывал других к такому же отношению к ним. По существу, он относился к физическому выражению переполняющих человека чувств как к языку тела, выходящему за пределы понятия сунны.

Выражение: "Аллах получает удовольствие, видя на рабе своем следы блага, которое Он даровал ему"{overlib linktext="7" text="Тирмизи, Адн, 3; Абу Дауд, Либас, 15." title=""} также является установкой физического характера. Эти слова Посланник Аллаха сказал в адрес одного человека, который, при имеющихся у него возможностях к лучшему, выглядел неопрятно. И хотя причиной этого пророческого разъяснения была одежда, было бы неправильно ограничивать данное указание только лишь платьем.  Надо помнить о том, что одеяния, будучи предметным языком тела, представляют собой ядро емкого и концентрированного послания. Одним словом, нормальная, - не переходящая в расточительство, -  манера одеваться, питаться и расходовать средства на иные нужды является материальным отражением дарованных свыше благ. Это, в свою очередь, является формой благодарности.

Известно, что человек, насытившийся первым, не должен вставать из-за стола, дабы не прервать тех, кто еще не закончил прием пищи. Это тоже является рекомендацией физического характера. Наевшийся человек, который не встает из-за стола только потому, что другие еще едят, оставаясь на месте, как минимум, языком тела дает знать остальным, что он продолжает есть. Благодаря такому развитию ситуации, те, кто еще продолжает прием пищи, избегают участи оказаться под прицелом взоров окружающих и, как минимум, сами не будут испытывать сомнений на этот счет.

В то же время Пророк корректировал, когда это было уместно, те проявления языка тела, которые могли привести к отрицательному эффекту. Однажды, во время совершения тавафа вокруг Каабы он увидел, как один человек помогает другому совершить этот обряд, ведя его за собой на веревке, прикрепленной к кольцу, продетому в нос ведомого. Пророк тут же удалил кольцо и объяснил, что для помощи в исполнении обряда нужно позволить человеку держаться за его руку.

Выражение: "Когда в одном месте присутствуют трое, то пусть двое не перешептываются друг с другом, отдалившись от третьего, ибо сие огорчит третьего"{overlib linktext="8" text="Ахмад б. Ханбал, т.I, с. 438; Абу Давуд, Адаб, 24." title=""}, является еще одним поучительным преданием, которое мы можем отнести к той же категории. Нетрудно догадаться, что таким образом Посланник Аллаха стремился предотвратить возникновение ситуаций,  которые порождают в людях сомнения или огорчают их.

Некоторые случаи предумышленного развития ситуации, несовместимые с понятием честности, тоже испытали меру пророческого вмешательства. Предание, которое запрещает повышать цену товара, используя другого покупателя, который делает вид, что он вот-вот совершит покупку, является   показательным примером в данном вопросе. Человек, который, выдавая себя за покупателя, способствует росту цен, может стать причиной завышения стоимости товара выше действительной его цены и стать причиной обмана настоящего покупателя. Посланник Аллаха своим ясным указанием по этому вопросу запретил разыгрывание подобных ситуаций с целью фальсификации.

Заключение

Доводя до людей вверенное ему послание, Пророк Мухаммад всегда использовал в качестве подсказок физические впечатления, получаемые им от тех, к кому он обращался с проповедью. Выясняя для себя их интересы и желания, приоритеты, потребности, намерения и духовное состояние, он часто учитывал такие впечатления и строил свою деятельность на их основе. В то же время он старательно избегал использования подходов и приемов, которые не соответствовали физическим посылам его собеседников.

Поле деятельности Пророка Ислама не ограничивается лишь вербальным измерением. Разъяснения, основанные на физических, телесных данных естественным образом тоже представляют собой  важную область мотивации поведения. Сам в этих рамках побуждая к использованию положительного языка тела, он вносил коррективы, исправляя неподобающие телесные реакции. Пророк, будучи исполнителем такой  миссии, как оказание воздействия на людей, осознавал, что успех в этом деле является результатом безупречного правильного отношения к окружающим, и, в целях создания идеальных отношений, придал особое значение пониманию людей. Точка, к которой он привел свое учение в конце двадцатитрехлетнего периода, является ярким свидетельством успеха, достигнутого им в построении правильных отношений, вернее, свидетельством того, что между убеждением людей и пониманием их, он отдавал приоритет пониманию. Несомненно, такой подход, в котором первенство принадлежит пониманию, и который привел его к успеху, является стройной иерархической формулой, пригодной для каждого, кто по роду своих обязанностей должен убеждать и оказывать воздействие.


{overlib linktext="@info@" text="Полностью см.: Доц. Maхмут Kaваклыоглу, Пророк с точки зрения чтения языка тела других, Журнал Чорумского факультета теологии, 2004/2." title=""}

لَقَدْ مَنَّ اللّٰهُ عَلَى الْمُؤْمِن۪ينَ اِذْ بَعَثَ ف۪يهِمْ رَسُولًا مِنْ اَنْفُسِهِمْ يَتْلُوا عَلَيْهِمْ اٰيَاتِه۪ وَيُزَكّ۪يهِمْ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَۚ وَاِنْ كَانُوا مِنْ قَبْلُ لَف۪ي ضَلَالٍ مُب۪ينٍ ﴿164)
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Аллах уже оказал милость верующим, когда отправил к ним Пророка из них самих, который читает им Его айаты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они находились в очевидном заблуждении.
(Али Имран, 3/164)