Пророк Мухаммад
Социальная жизнь
 

Пророк Мухаммад как руководитель



Наряду с исследованием роли и деятельности Посланника как организатора строительства новой жизни, в поле зрения всегда присутствует и личный план - личная жизнь Пророка. Она заполнена жизненными деталями, что дает возможность судить о Пророке со всей подробностью и конкретностью в самых разных жизненных ситуациях. Так вырисовывется его человеческий образ, позволяющий понять его социальное поведение и социальную деятельность в целом.  
В этой связи важно подчеркнуть, что то новое, что было привнесено в жизнь Посланником Аллаха, основывалось на Коране и его практике. При этом сама эта практика, вошедшая в хадисы, стала составляющим звеном учения веры. В ней зафиксирован опыт конкретного применения Корана в реальных условиях жизни мусульманского общества. Можно подчеркнуть, что социальная жизнь мусульман, основанная на Коране и сунне (излагающей события из жизни и практики Посланника Мухаммада), ориентировалась на их личную жизнь. То есть в ней стремились к тому порядку и спокойствию, который был в личной (семейной) жизни. В западном мире принято разделять религиозную жизнь и материальную (социальную). В этой связи посланничество принимается как имеющее значение лишь для личной и духовной (духовно-нравственной) жизни. Но реальная история утверждения ислама показывает, что этот процесс был широким социально-историческим процессом, в нем участвовали все действующие в обществе силы. Более того, Пророку Мухаммаду и его сторонникам противостояли люди, сопротивлявшиеся в принятии веры Аллаха. С ними пришлось бороться, в том числе и вооруженным путем. С победой ислама на долю Пророка выпала миссия управления обществом, которая была реализована в соответствии с предписаниями Аллаха, которые нашли себе место в айатах Корана... Всё это, вместе взятое, совершенно определенно вскрывает социально-исторический характер посланнической мисси Мухаммада. В ней личная жизнь была подчинена целям утверждения нового вероучения и практической реализации его положений в жизни и деятельности общества... Другой проблемой, мешающей западному сознанию адекватно оценить роль Посланника Мухаммада, является начальная предвзятость мнения. Эта тенденция идет со средневековья и сохраняется и по сей день. Хотя, справедливости ради, следует отметить интерес западной науки и общественного мнения к личности Пророка и истории ислама, наметившийся в последние годы.

Плодотворный ход посланнической миссии создателя новой мировой религии Посланника Мухаммада мусульманские ученые объясняют очевидным обстоятельством: Мухаммад был избран Аллахом из членов самого общества и послан к ним с миссией посланничества от Аллаха. Об этом прямо и неоднократно говорит Коран, представляя его людям, описывая его функции и требуя к нему соответствующего отношения. Западные исследователи объясняют успех Пророка Мухаммада историческими и личными причинами. К примеру, говорится о его способности быть лидером и харизматической природе личности. С этим следует согласиться. По своей человеческой природе Посланник Мухаммад был и в самом удивительной и неординарной личностью. Он стал образцом для всех мусульман. Вместе с этим Мухаммад является на деле Посланником Аллаха. Если исключить это, то никакими его личными качествами невозможно объяснить его успех в деле создания и распространения новой религии по воле и предпианиям Аллаха. С другой стороны, в этом случае остается открытым и вопрос о Коране. Коран есть то ниспослание (Книга ниспосланий), с которым обращается Аллах к Мухаммаду, наставляя его на действия по своей воле. Всякий, кто возьмет его в руки, с легкостью может убедиться в этом... Аллах поддерживал своего Посланника и содействовал ему. Это принимают все, кто нисполнен веры в Коран. Впрочем, и историческая практика победы ислама (в условиях борьбы с идолопоклонничеством), как отмечено, сама за себя говорит об этом. Но, разумеется, нельзя приуменьшать и личную роль Посланника Аллаха, его личные качества в этом деле. И это не только является совершенно естественным, но также подтвержается реальной историей и всей практикой посланничества. Это говорит о том, что нельзя характеризовать Посланника Аллаха только как механического "передатчика" или рассказчика. Это и неверно, и, по-человечески, безнравственно... Посланник Аллаха Мухаммад был высокой личностью, почему и справился с такой высокой миссией, как посланничество от Аллаха...

Следует указать на то, что несмотря на свою (посланническую) миссию и способности, Посланник Аллаха Мухаммад жил среди людей и вел присущий всем образ жизни. Особенность, может быть, состояло в том, что в отличие от других, Посланник вел образ жизни, который был и для окружающих, и для всей последуюзей истории образцовым. В принципе, потому его образ жизни и он сам был поставлен в пример другим людям в Коране, как об этом уже сказано выше. Напомним, что Мухаммад был не только Посланником Аллаха, получателем айатов, которые ниспосылались ему. Он был еще и руководителем общества. Он управлял людьми в согласии с теми предписаниями для них, которые содержались в Коране. И несмотря на все это, он оставался человеком, который был притягательным и интересным для всех людей... Сочетание этих качеств делао его уникальной личность. Пророк (посланник), государственный руководитель и человек сливались в его личности в единый образ. Это, пожалуй, единственный из известных нам посланников... И в каждой из этих областей Посланник проявил лучшие качества человеческой натуры. Так, его деятельность в политической, правовой, экономической и социальной сферах стала событием в истории, а личность, как отмечено, образцовой...

Можно еще раз подчеркнуть, что Посланник Аллаха не только передавал людям ниспосланное ему содержание знания и распространял его в обществе, среди людей, приглашал людей к распространяемой им религии, разъяснял и практиковал ее положения в жизни (аль-Бакара, 2/151; Али Имран, 3/164;  аль-Джумуа, 62/2 и др.). Он еще и руководил обществом в направлении тех идей, принципов и положений, которые были ниспосланы ему (ан-Ниса, 4/105 и др.). По существу, формировалась новая модель жизни и общества. И во всем этом был личный вклад Пророка Мухаммада. То есть опять же цель заключалась не в только в том, чтобы преподнести некое знание людям. Она заключалась и в том, чтобы повернуть общество, личную и общественную жизнь, на новый путь развития.

Как это понятно, посланническая миссия, возложенная Аллахом на Мухаммада, отличала его от других людей в обществе. И Коран со всей определенностью говорит об этом. Он подчеркивает его мировую роль и указывает на его отличие от всех остальных людей. Признание Себя Аллах связывает с признанием своего Посланника (Мухаммада). То есть верующий должен повиноваться не только Аллаху, но и носителю и глашатаю его Слова - Посланнику (ан-Ниса, 4/59 и др.). Требованием веры является признание авторитета и руководства Пророка Мухаммада в политческой и правовой областях, которые связаны в своей основе. В Коране говорится о том, что прежним посланникам были даны знания и руководство (власть) (мюлк - в тексте. - пер) (аль-Бакара, 2/251; ан-Ниса, 4/54; Сад, 38/20 и др.). Они даны и Пророку Мухаммаду как посланнику. Но в Коране по отношению к Посланнику вместо понятия мюлк было использовано понятие хюкм (приказ, предписание, властвование и др.). По преданию от Ахмеда Ханбелла - Всевышний Аллах предоставил своему Посланнику свободу выбора между понятиями "пророк-властитель" и "пророк-служитель" . По предложению Джабраила, он, в знак смирения перед Аллахом, предпочел первое понятие ("пророк-служитель") (см. Ахмед б. Ханбал. аль-Муснад, т. 2, стр. 231). Есть такой исторический пример: Некто, оказавшись перед Посланником Аллаха, стал дрожать от страха. "Успокойся, - сказал Пророк Мухаммад, - я не правитель (властитель)" (Ибн Маджа. Этиме, 30; Муттаки аль-Хинди, Кензул-Уммал, Хайдарабад, 1314, т. 6, стр. 88)        

Как уже отмечалось, построение образцового исламского общества стало возможным благодаря руководству Посланника Аллаха, направляемого Его (Аллаха) предписаниями. В Коране это отражено в понятиях хюкм (приказ, предписание, властвование и др.). Речь идет об управлении Посланником Аллаха обществом во имя претворения в нем целей Аллаха (ан-Ниса, 4/60, 65 и др.). Для этого Коран требует бесприкословного подчинения Пророку и его слову, безусловного исполнения его предписаний. Поскольку следование Пророку является основой следования Аллаху, постольку следование Посланнику Аллаха является единственным доказательством следования Аллаху. Всевышний Аллах говорит так: "Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху..." (ан-Ниса, 4/80). Поскольку посланническая миссия Посланника Мухаммада не ограничивается одним лишь "духовным просветительством", а служит еще и задаче построения исламского общества (общины), постольку и следование ему не ограничивается одной лишь сферой религии, а включает в себя всю социальную сферу. Это - социальная сфера, политика и право, экономика, военная сфера (деятельность). Речь идет о том, что построение исламского общества включает в себе подчинение Пророку во всех конкретных сферах социальной жизни и деятельности, а не только в одной лишь религиозной сфере. Это - важное заключение для понимания истинной роли, назначения и миссии Посланника и посланничества в обществе. Именно по этой причине айаты, ниспосланные в Медине, связаны не только с верой как таковой, но включают в себя и целый спектр вопросов социального характера, начиная от вопросов политики, экономики, военного дела и кончая вопросами правового и нравственного регулирования социальной жизни во всем присущем ей многообразии. Так закладываются основы новой жизни на коранических приниципах.

В западном общественном сознании до сих пор продолжает иметь место необъективная оценка личности и деятельности Пророка Мухаммада. Так, например, утверждается, что если в мекканский период он был снисходительным и приветливым, то в мединский период, благодаря набранной силе, он превращается в политизованную (политическую) личность со склонностью к насилию, его цели перемещаются в политическую сферу.

Еще одна особенность в понимании и оценке личности и деятельности Пророка Мухаммада состояла в его усилиях по созданию (строительству) новой организации общественной жизни, как это имело место и у некоторых других посланников в отличие от пророка Исы (Иисуса). Потому деятельность Посланника Мухаммада следует оценивать исторически, а значит и на почве социальных и политических условий своего времени. Западные исследователи не всегда в должной мере учитывают это обстоятельство, что, в итоге, и порождает ложный политизированный образ Пророка. На это обращается внимание и в самих исследованиях. К примеру, Руди Парет говорит о том, чтобы не впадать в ошибку, которая связана с переносом на Пророка Мухаммада угла зрения на пророка Ису и его модели, который говорил о том, что его управление (властвование) не относится к этому миру. В этой связи следует подчеркнуть, что и в мединский период, то есть в период формирования арабского исламского общества, Посланник Аллаха не обращался к силе (в вопросах управления обществом), напротив, он действовал в полном соответствии с кораническими предписаниями по этому вопросу. А его военные и политические успехи были достигнуты, в первую очередь, в силу поддержки его миссии Аллахом и содействия ей. В его стратегии не было никаких изменений. Он как действовал с самого начала, так действовал и весь последующий период. Такие авторы как Р. Босфорц и Эдит Голланд отмечают, что мединские условия делали необходимым применение силы со стороны Пророка Аллаха (речь идет о силе, применяемой по отношению к врагам веры, наступавшими на Пророка и его сторонников. - пер.). А Э. Голланд (англичанин) в изданной в 1914г. книге, то есть в период войны англичан с немцами, вспоминает о Пророке Мухаммаде и его сторонниках, подчеркивая, что они, первые мусульмане, были готовы отдать за победу свои жизни, имущество и всё, чем они владели. Автор желает и англичанам того же настроя. Эдвард Гиббон говорит о праве каждого на защиту своей жизни и своего имущества в случае нападения. В этом отношении он указывает на Пророка Мухаммада, который оказался перед необходимостью принятия соответствующих мер, когда в реализации своей мирной и благородной миссии его сторонники стали наказываться ссылкой или подвергались нападениям и ограблениям. Это было предпочтением, выбором независимого общества - выдвинуть мекканского переселенца (то есть Мухаммада) на должность руководителя и наделить его полномочиями создания объединений и ведения защитной войны.

В то же время многие западные исследователи указывают на то, что трактование Посланника Аллаха только как умелого политического деятеля или государственного руководителя, абстрагируясь от его духовной миссии, не соответствует исторической реальности. Точно также является отступлением от исторической правды и характеристика его как двух различных личностей в мекканский и мединский периодах. Это необъективный и неисторический подход, ибо, как отмечено, личностные качества Посланника Мухаммада не претерпели никаких изменений на этом отрезке времени. В силу этого все подобные походы лежат за пределами объективной истории. Они не только искажают характеритику личности Пророка, но служат еще основанием для искажения ислама в целом. {mospagebreak title=Управление.}

Управление.

После мекканского опыта (периода) стало совершенно ясной необходимость политического руководства обществом. Оно был необходимым для распространения ислама на мировой арене, для защиты мусульман и обеспечения им условий мирной жизни.

Обстановка в Медине тоже была непростой. В ней одновременно существовали арабские мушрики, иудеи и мусульмане. А еще велсь старая вражда между родами Авс и Хазрадж. Был также блок, состоящий из иудейских родов Бани Кайнука, Бани Надир и Бани Курайза. Было еще пассивное сопротивление мунафиков (лицимеров). Это были те силы, которые были помехой для создания единого общественного управления, которое было задачей Пророка Мухаммада. Первый шаг был сделан принятием двумя арабскими родами ислама, а значит и подчинения руководству Пророка. Первоначально предполагалось интегрировать в мединскую общину и иудейские роды. Но вскоре выяснилось невозможность этого. А еще они могли представить угрозу для единого мусульманского общества и его веры. Потому от включения иудеев в состав мединской общины пришлось отказаться. Так сложилась возможность создания в Медине единого исламского общества.

В условиях, сложившихся в связи с хиджрой, встал вопрос о формировании  мусульманского общества и его связях с другими группами в обществе. Руководство этим процессом выпало на долю Пророка. Так началось становление его как политической личности и государственного деятеля. В его лице сошлись воедино политическое (общественное) и религиозное руководство.  Еще до того, как возглавить Медину, Пророк Мухаммад занял благожелательную позицию по отношению к своим врагам по вере, которые были в Мекке и в других местах. Те, из них, которые приняли ислам, прибыли в Медину и пополнили число его сторонников. Так постепенно, шаг за шагом Посланник Аллаха взял город под свой контроль.

Дальнейшее развитие событий только упрочило пожение Пророка Мухаммада. Вскоре он стал бесспорным политическим руководителем. За год-два до его смерти многие племена Аравии приняли ислам и сложилось широкое политическое единство под его руководством. М. Ватт, говоря об истоках упеха Пророка Мухаммада, отмечает, что, хотя условия во многих случаях и способствовали ему, тем не менее следует учитывать и его личные способности. Как государственному деятелю и руководителю ему была свойственна дальновидность, политическая мудрость, умение общаться с людьми и понимать их, сочувствоввать им. Он был человеком слово, а слово и дело не расходилось у него. Всё это, вместе взятое, сделало ислам притягательным для людей. Оно отвечало потребностям практиковавших его арабов. В свою очередь, это сформировало ислам как единую религиозно-социальную доктрину (учение) и систему. Сформировалось общество с внутренней гармонией и благожеланием в отношении человека, доверием и любовью к нему. Эти качества исламского общество особенно заметны на фоне современной жизни с характерным для нее внутренним неспокойствием и неудовлетворенностью.

Еще при жизни Посланника Аллаха изменилась политическая структура общественной жизни на Аравийском полуострове. То есть за четверь века удалось добиться поразительных перемен в жизни арабов. Арабы, ведущие кочевой и полукочевой образ жизни и разобщенные по родовому признаку, объединились в единую нацию. Посланник Аллаха начал борьбу с доисламским сознанием (в основе которого лежало идолопоклонничество) и связанными с ним социальными структурами. Мединское общество находилось в состоянии падения и загнивания в вопросах нравственности и социальной справедливости. Посланник Аллаха вывел их на совершенно новый уровень. Ему удалось преодолеть межродовую рознь, социальную несправедливость и неравенство. Он отбросил идею превосходства от рождения, упразднил искусственные преграды, разделяющие людей. Он способствовал зарождению общества, основанного на принципах братства, взаимопомощи и любви. Он запретил убивать родившихся девочек, а также выступил против плохого отношения к женщине. Он возвысил женщину до уровня мужчины, избавил ее от насилия, которому она подвергалась в обществе и в семейной жизни. Он стал характеризовать ее как человека, который разделяет свою жизнь с мужчиной (ведет с ним совместную жизнь), наделив при этом ее соответствующими правами и обязанностями, возложив на ее и свою долю ответственности. Женщина могла обрести специальность и работу, могла стать владелицей (собственником) имущества, могла вести свои расходы по своему усмотрению. Новые предписания в области семейного права, введенные Пророком, разрушали старые представления (речь идет о таких жизненных вопросах, как брак, развод, наследство), которые не признавали за женщиной самостоятельной (независимой) стороны. Он принял меры к постепенному преодолению рабства, которое в тех исторических и международных условиях не могло быть отменено в одностроннем порядке. Меры эти были столь эффективными, что освобожденные рабы в скором времени пришли в такое состояние, что могли соперничать со своими бывшими хозяевами в таких областях, как наука, искусство и др.

К 10-му году хиджры ислам побеждает в Аравии. Земли вокруг Медины стали областями Исламского государства. Для управления ими Посланник Аллаха Мухаммад направляет специально выбранных лиц по преимуществу из своего рода. Мерой отбора лиц на управление были личные способности кандидата. Если назначенный не справлялся со своими обязанностями, то Пророк не колебался в вопросе о его замене. Он не назначил на должность человека, относительно которого был уверен в неспособности занять эту должность, даже несмотря на то, что этот человек мог быть обладателем знания в каких-то других областях. В назначении на должность Пророк исходил не из родства (родственных отношений и связей), происхождения, богатства или класса. Он принимал во внимание веру и ценности, личные способности и качества людей. Так каждому человеку предоставлялась возможность проявить себя наравне со всеми остальными. По этой причине он привел к руководству способных молодых своих сторонников (сподвижников).

Одним из незыблемых принципов системы управления Посланника Аллаха был совет (обсуждение намечаемого решения, испрашивание совета у людей, выяснение и учет их мнения). Серьезное значение, которое придавалось этому шагу, видно и по тому, что Посланник принимал общее решение, если даже оно не соответствовало полной мере его собственному решению, как это было, к примеру, в Ухудском сражении.

Посланник Аллаха был очень чувствительным и в вопросе преодоления трудностей, которые порой имели место между руководителями и руководимыми (возглавляемыми) ими людьми. Следующие извлечения из хадисов говорят об этом со всей определенностью:

"Кто берется за дело людей, а потом, в силу своей слабости и бессилия, ставит (между собой и людьми) преграду, то и Аллах поставит перед ним преграду в Судный день" (Ахмед б. Ханбал, аль- Муснад, том 5, стр. 239),

"Кто берется за дело мусульман, а затем закрывает дверь перед бедными, подвергшимися несправедливости и нуждающимися, - и Аллах закроет перед ним (его потребностями) двери милости" (Ахмед б. Ханбал, аль- Муснад, том 3, стр. 441, 480),

"Кто не может разрешить (некий) вопрос, пусть обратится ко мне. Кто, не будучи способным сам решить вопрос, передаст его другому руководителю, Аллах сделает обе его ноги неподвижными в Судный день" (Бейхаки, Шуабул-Иман, том 2, стр. 156; Табарани. аль-Муджемул-Кебир, изд. Хамди Абдулхамид ас-Селефи, Бейрут, без даты (Дару Ихяит-Турасил-Араби), том 22, стр. 157).

Эти принципы управления,  имеющие вдобавок ко всему еще и высоконравственную и гуманистическую направленность, непосредственно входило в практику и образ жизни Посланника Аллаха. Он всегда был среди людей, интересовался их вопросами, был на рынке и торговых местах, лично выслушивал жалобы и в необходимых случаях непосредственно вмешивался в ход дела. А руководителям говорил так: "Одаривайте, не восстанавливайте (людей) против себя. Облегчайте, не затрудняйте" (Муслим, Джихад, 6). Посланник со всей резкостью выступал против тех, которые стремились использовать свою должность в своих личных (корыстных) интересах, подвергая их строгому контролю (Бухари. Ахкам, 24, 41; Муслим, Имаре, 7). {mospagebreak title=Внешние отношения.}

 

 

Внешние отношения.

Подобно тому, как это имело место в личной и социальной жизни, так и в сфере международных отношений деятельность Посланникак Аллаха Мухаммада не может рассматриваться в отрыве от его посланнической миссии. В то же время западные исследователи склонны к тому, чтобы успехи Пророка в этой сфере тоже относить к его личным способностям. Современные западные историки часто говорят о политическом искусстве Пророка Мухаммада в мединский период, его интеллектуальном преимуществе и весьма умелой дипломатии лица, являвшегося военначальником Бадрского сражения или добившегося подписания Соглашения (о перемирии) при Худейбийе. Все эти успехи объясняются как отдельные проявления выдающихся способностей личности Пророка. Эта мысль развивается и меж строк.     

Вскоре после прибытия Посланника Аллаха в Медину здешние арабские племена приняли ислам. За его пределами остались одни лишь иудеи. Посланник Аллаха отнесся к ним без всякой предвзятости, при каждом удобном случае демонстрируя по отношению к ним эту свою позицию. Было объявлено о едином (с мусульманами) гражданском (социальном) статусе иудеев. Но иудеи, как это выяснилось потом, исходили из того, что они могли раствориться в обществе с многообразным этническим составом под руководством единого Посланника Всевышнего, который был к тому же еще и "не от них". Они предпочли не расставаться со своей национальной самобытностью и сохранить ее. Пророк Мухаммад не имел в виду цели навязывания им ислама. Он лишь желал подготовить почву для соглашения о мире и сотрудничестве. Но иудеи решили действовать по-другому. Они не стали открыто на сторону курайшитов, но образовали оппозиционную группу, которая меняла свою позицию в зависимости от конъюнктуры в отношениях с курайшитами и войне с ними. Это создавало неустойчивость и неуверенность в отношениях. По мере нарастания угрозы безопасности Пророку тоже пришлось изменить свое отношение. Иудеи были удалены из данной местности. Опять же следует подчеркнуть, что основанием для этого послужили совсем не вопросы веры. Основанием стали сами иудеи, их действия в политической, социальной и экономической областях, не соответствовавшие предписаниям Пророка, направляемого волей и Книгой Аллаха.

Если к тому не было религиозных препятствий и ограничений, Посланник Аллаха Мухаммад следовал и требованиям дипломатии. Когда, желая направить письмо Византийскому правительству, ему напомнили, что оно не принимает писем без печати, он направил письмо с печатью... Письма, которые направлял Пророк другим правителям, как в части обращения к правителю, так и в части изложения своих целей и намерений, написаны с большим искусством дипломатии. Высоким уровнем дипломатии отличались и послы, направляемые Пророком Мухаммадом. Они вызывали восхищение правителей своими речами и выступлениями, их содержанием и манерой изложения.

Особой формой представления и демонстрации государственности был флаг (знамя). Впервые знамя было поднято при входе в Медину, затем оно сопровождало все военные походы и сражения.

Для установления, защиты и сохранения мира Пророк Мухаммад встречался с руководителями и ведущими лицами других государств и религий. При этом Пророку были присущи в высшей степени тонкое и великодушное обращение, отношение к стороне с доверием. А еще он предлагал одаривать сторону, которая обращалась к нему. В одном из хадисов говорится так: "Если (некий) (лидер, родовитый, уважаемый) приходит к вам, одаривайте его" (Ибн Мадже, Адаб, 19). Как видим, в этом хадисе нет критериев веры и др. А из практики известно, что и к лидерам или представителям иноверцев  Пророк относился с уважением, одаривал их, оказывал им высокую честь. Так, когда к нему в качестве посла пришел Абраха б. Шурахбиль, ученый, Посланник Аллаха постелил ему свою риду, для того, чтобы он сел (Ибн Хаджер, аль-Исабе, том, 1, стр. 16). В другом случае его посетил Ади б. Хатим. Посланник Аллаха лично положил для него подушку для сидения. Это сильно подействовало на Ади. Он высказал свое свидетельство в том, что у него нет намерения господствовать в мире и сеять смуту. Так он стал мусульманином. Предводители многих родов и общин стали мусульманами под влиянием мягкого и доброго нрава Пророка. За ними последователи члены этих родов и общин.{mospagebreak title=Экономика.} 
 

Экономика.

Посланник Аллаха Мухаммад не только провозгласил принципы социальной справедливости, но также и реализовал их. Принятыми экономическими мерами он, насколько это было возможно, сократил разрыв между богатыми и бедными. Сложилось равновесие и равенство в соответствии с человеческой природой. Сложилось такое положение, когда бедные стали желать благополучия для богатых, а богатые стали защищать бедных и следить за ними.   

По прибытии в Медину Посланник Аллаха первым делом отделил торговые места мушриков и иудеев. Для мусульман (сторонников новой веры) было отведено свое место для рынка. Пророк приказал не уменьшать его, не закреплять здесь места за отдельными лицами и освободить торгующих здесь лиц от уплаты налога. Так мусульмане получили возможность реализовать принципы ислама в отношениях между собой. Они также освободились от зависимости от мушриков и в особенности от иудеев в экономических вопросах и получили возможность вести торговлю в своем экономическом пространстве. Освобождение от уплаты налогов позволило повысить конкурентоспособность мусульманского рынка. Запрет на постоянные места создал возможность для поддержания справедливости среди предпринимателей. Посланник объявил о поддержке тех, которые доставят на рынок товары, и осуждении тех, кто станут делать это незаконным путем (по каналам "черного рынка"). Посланник Аллаха отменил и внутренний налог, взимаемый с товара при перевозках его из города в город. Так для мединского базара сложились условия беспошлинной торговли, связанные с отменой налога при въезде в Медину. Это, естественно, еще больше усилило привлекательность мусульманской торговли в Медине.


По мере того как увеличивались исламские земли, уведичивались и поступления в казну государства. Для взимания налогов (таких, как закят, джизья, харач, ушур) Посланник Аллаха назначил специальных лиц. Они должны были соблюдать все правила сбора налогов, не доставляя неудобств для людей. Так, при сборе закята обязывалось не резделять единое имущество и не объединять разное, чтобы избежать закята или, наоборот, получить его. При отборе животных предписывалось брать не очень упитанного и не очень худого. Надо было брать среднего (средней упитанности). Если из стада выбирались упитанные животные, они возвращались назад самим Пророком.

Еще при жизни Пророка под власть ислама вошли земли, налоги от которых предназначались, естественно, и Пророку Мухаммаду. Но ни эти поступления от налогов, ни подарки, преподносимые ему, Пророк не оставил себе. От поступлений он выделил часть, необходимую для удовлетворения годовой потребности семьи. Всё остальное он потратил на пути Аллаха. Несмотря на свою власть и богатство, Посланник Аллаха Мухаммад удовлетворялся необходимым. От Аллаха он просил только это необходимое. Он вел скромную, без всякой роскоши и показухи, жизнь.

Этой своей скромностью, простотой и естественностью Посланник Аллаха возвысился до образца (примера) для подражания, как это отмечает, к примеру, Р. Босворт Смит. Развивая свою мысль, Смит подчеркивает, что Посланник Аллаха вёл возвышенно-прекрасный образ жизни. Он преодолел нечеловеческие трудности, совершил чудеса. Он завоевал авторитет и уважение во всей Аравии (арабском мире). Ни один араб до него, не возвысился до той морали, которая была присуща ему и которую он пропагандировал и распространял в обществе. Несмотря на всё это, он даже не помышлял о том, чтобы быть выше простого смертного со всеми присущими ему слабостями и ошибками. Это восхищает и привлекает людей к его личности...

Посланник Аллаха Мухаммад стал примером человека и личности благодаря тому, что ему удалось направить общество на путь Аллаха. Слово Аллаха, которые он привнес в общество, кардинально изменило его. Оно указало на меру прекрасного в жизни людей. Как в личной плане, так и социальном. А сама личность Пророка стала выражением совершенного, возвышенного и гармоничного. Не может быть другим человек, который наставляет людей на путь Аллаха, нашего Творца и Творца миров...


 

Комментарии

 
faizullax
faizullax27.09.2012

Вы заслуживаете огромную благодарность за таккие прекрасные деяния.
Хвала Творцу Миров!

27.09.2012

 

Будьте с нами Posledniyprorok.info

 

От Редактора

Видео

 

Аудио

Маулид (бахр нур) - Хафиз Кемаль

Азан - Мухаммад Сыддык Миншави

"Teşne Lebler" - Себильджи Хусейн Афанди (марсийа)