Posledniyprorok.info
Ислам
 

Как Священный Коран описывает образ человека?

Исламское понимание человека

Согласно Корану человек является наместником Аллаха на земле. С точки зрения присущих ему качеств и характерных черт он уникален. Каждый человек отличается от другого. Ни один человек не идентичен другому человеку (сура "Ночной перенос"/ 84).

Человек, о котором повествуется в Коране, по сравнению с другими созданиями обладает совершенным творением. Он является проявлением таинства "наилучшего творения" (сура "Смоковница"/4) и несет в себе проблески качеств, присущих Аллаху. Вместе с этим, по сравнению с Аллахом он является ничтожным созданием. Это так, поскольку абсолютное совершенство присуще одному только Аллаху. Подобно тому, как в Священном Коране имеются айаты, делающие акцент на присутствие в человеке божественной, непреходящей и небесной природы, в нем есть и такие айаты, в которых подчеркивается его ничтожность, некомпетентность, строптивость, неблагодарность, слабость и т.д.

Исламская доктрина в наилучшем виде отражает баланс, существующий между человеком, который, с одной стороны, занимает почетное место во вселенной, а с другой - является бесконечно зависимым от Аллаха ничтожным рабом.  Согласно этому балансу его нельзя ни обожествлять, ни презирать. Он является единственным в мире сущего созданием, отражающим в себе все имена Аллаха, и в то же время он является рабом Аллаха.

Поскольку человек представлен в Коране в качестве "наместника" ("Корова/30"), то в свою очередь, данный титул делает его ответственным по отношению ко всем созданиям и самой земле. Эта, возложенная на человека обязанность, а именно: построение на земле общественной системы на основе нравственности, Кораном описана  как "залог" ("Союзники"/30). Когда Аллах предложил этот залог небесам и горам, то они испугались принять его на себя, однако человек согласился. Но Коран весьма деликатно порицая такое состояние человека, говорит о его "несправедливости" по отношению к самому себе и "безрассудной смелости". Обязательство, которое человек взялся исполнить, является следствием его осознаваемой свободы и обладания позитивными и негативными силами (способностями и слабостями). Присутствие в человеке этих двух диаметрально противоположных потенциалов ("Солнце"/7-9) неизбежно с позиции испытания, которое человек должен пройти на земле. Выбор одного из этих двух направлений зависит только от поведения человека. А божественное руководство в этом случае представляет собой не более чем рекомендацию или указатель пути ("Человек"/ 2-3). Такова глубоко укоренившаяся этическая действительность, которая выставила человека на арену вечной борьбы и превратила его жизнь в бесконечный джихад нравственности. Если человек проявляет должное усердие в этой борьбе, то и Аллах помогает ему.  В подлинном смысле этого слова именно эта борьба и возложена на человека. Ибо он, будучи наместником Аллаха, наделен свободой воли, необходимой для того, чтобы он мог выполнить свое обязательство, и именно благодаря этому качеству он занимает уникальное место среди всех прочих творений.

Коран о положительных и отрицательных качествах человека

Человек представляет собой создание, которое Аллах сотворил в наилучшем виде, ("Смоковница"/ 4), вдохнул в него от Своего духа ("Скала"/ 29), заставил ангелов поклониться ему ("Сад"/ 72; "Преграды"/ 11), возвысил его ("Ночной перенос"/ 62, 70), даровал ему возможность обретать знания ("Корова"/ 31), и поставил весь космос ему на службу ("Корова"/ 29).

Но в то же время человек является созданием неблагодарным своему Господу ("Мчащиеся"/ 6; "Йунус"/ 12; "Пчела"/ 4), падким до мира и его соблазнов ("Воскрешение"/ 20-21, "Семейство Амрана"/ 14), слабым ("Женщины"/ 28), скупым ("Ночной перенос"/ 100), торопливым ("Ночной перенос"/ 11), склонным ко злу ("Йусуф"/ 53), отчаивающимся в Аллахе ("Худ"/ 9), придающим сотоварищей Аллаху ("Румы"/ 33-34). (Не является ошибкой, что убежденность человека в существовании Аллаха здесь приводится в числе человеческих слабостей. Между девиациями верований человека и его человеческой природой существует обоюдное влияние. Об этом см. Эрих Фромм, Психоанализ и религия). 

Истоки поведения человека согласно Корану

Вглянув на айаты Корана, повествующие об этой теме, мы увидим, что при описании и определении истоков человеческого поведения говорится о влиянии множества различных факторов. Наряду с тем, что в Коране имеются айаты. В которых почеркивается самостоятельность и вытекающая из этого ответственность человека ("Заворачивающийся"/ 38, "Солнце"/ 7-10, "Ночной перенос"/ 84, "Совет"/39-41, "Разъяснены"/ 46), там также имеются айаты, говорящие о Божьем предопределении ("Смоковница)/ 4-6, "Сворачивание"/ 29, "Творец"/ 8, "Покаяние"/ 115) и о влиянии на человека его окружения ("Преграды"/200-202, "Семейство Амрана"/ 175, "Сонмы"/ 67-68, "Женщины"/ 97-99). Подобная многогранность, формируя нашу человеческую природу, побуждает нас не сбрасывать со счетов ни одну из ее особенностей (наследственность, окружение, силу воли) посредством чего мы можем достичь определенной гармонии.

Похвальные особенности человека

Шайтан начал свой путь вместе с Адамом. Оба они являются сверстниками. Коран постоянно говорит о шайтане, но не как о некоем анти-Боге, а скорее как о силе, противостоящей человеку, силе, которая посредством порочных поступков стремится увести человека в сторону от естественно присущего ему "Прямого пути" (сират-и мустаким).

Несмотря на то, что шайтан пытается заманить и поймать человека во всевозможные ловушки, все его западни на самом деле не действуют против тех, кто творит добрые дела. Не только пророки, но каждый человек, обладающий истинной верой и доброй волей обладает силой противостоять козням дьявола ("Ночной перенос"/ 65, "Пчела"/ 99). Ведь в действительности именно люди являются высшей ступенью творения, они превосходят в знаниях и благе даже ангелов. Вот некоторые из важных качеств людей. которые упоминаются в Священном Коране:

Богобоязненность

Богобоязненность - это "вверение человеком самого себя под защиту Аллаха и по этой причине отстранение его от грехов, которые нанесут ему вред в Грядущей жизни (ахира) и стремление к совершению богоугодных дел".  Богобоязненность имеет три ступени: первая представляет собой полное признание единобожия и отказ от многобожия (ширк); вторая ступень - исполнение обязательных предписаний и отказ от совершения запретного; третья ступень - сердечная привязанность к одному только Аллаху и всецелая устремленность к Нему. "О, верующие! Если будете вы богобоязненными, дарует Он вам способность отличать (добро от зла), покончит с вашими пороками и помилует вас. Аллах - Обладатель великого блага" ("Добыча"/ 29)

Любовь к Аллаху и поминание Его

"Поминай имя Господа твоего и предавайся Ему всей душой" ("Прикрывающийся"/ 8),  "О, верующие! Да не отвратят вас богатство ваше и дети ваши от поминания Аллаха А кто поступает так,  те - потерпевшие убыток" ("Лицемеры"/ 9).

Благодарность по отношению к Аллаху

Благодарность означает "осознание блага и его демонстрация". Обратное является "неблагодарностью" (куфр), понимаемое как "сокрытие, утаивание". Аллах постоянно испытует верующих не терпение и благодарность. Человек, признающий Аллаха и верующий в Него значет, что невзгоды и блага представляют собой испытание. "И воистину, даровали Мы Лукману мудрость, сказав: "Благодари Аллаха. Кто благодарит, тот благодарит ради собственной души, кто же отрицает, то (пусть знает), Аллах - не нуждающийся, но Достойный восхваления" ("Лукман"/ 12), "За что Аллаху наказывать вас, если благодарите вы и веруете? Аллах видит сотвореное добро и знает (то, что делаете вы)" ("Женщины"/ 147).

Священный Коран, одобряя благодарных рабов, подчеркивает, что большинство людей, все же, не являются таковыми: "Корова" 60; "Земной поклон" 9; "Иосиф" 38; "Муравьи" 73; "Верующий" 61...

Внутренняя связь с Аллахом (искренность, ихлас)

Ихлас или искренность означает "очищение, устранение всевозможных неясностей и путаницы". Это означает совершение добрых дел не иначе, как ради довольства Аллаха, не преследуя иных целей кроме этой; искренность, бескорыстие проявляется в том, что человек, сделавший доброе дело не огорчается, когда окружающие не оценивают его. "Он творит добро не в ответ на добро, сотворенное другим, но лишь стремясь к благосклонности Господа своего, Самого Возвышенного" ("Ночь"/ 19-20).

На фоне того, что сатана самыми разными способами стремится сбить человека с правильного пути, Аллах подчеркивает, что его ухищрения бессильны против искренних людей с чистым сердцем: "(Сказал Иблис:) Клянусь Твоим величием, я соблазню их всех, кроме рабов Твоих, что искренне преданы Тебе" ("Сад"/ 82-83).

Покаяние (тауба) и испрашивание прощения (истигфар)

Покаяние означает "отказ от совершения грехов". "О верующие! Обращайтесь к Аллаху с искренним покаянием" ("Запрещение"/ 8). В этом айате покаяние описывается как "чистосердечие", "искренность", "откровенность". Оно также имеет такие значения, как починка путем латания прорех и дыр. Иными словами. Слово "искренность" (насух), представляющее собой гиперболу, означает предельно аккуратного ремонтника который не оставит ни пятнышка грязи и ни малейшей прорехи. "Искреннее покаяние" заключается в очищении сердца, чтобы на нем не оставалось ни пятнышка греха, так и в излечении раны, нанесенной сердцу грехом, заделывание прорехи, сделанной грехом в вере и знании.

"Аллах любит кающихся и очищающихся" ("Корова"/ 222).

"...кто кается, верует и творит добро, тем Аллах заменяет дурные дела их на хорошие. Ведь Аллах - Прощающий, Милосердный" ("Различение"/ 68-70).

Мольба (ду‘а)

Мольба является обращением, просьбой, которая посредством слов и движений возносится от малого к большему, от слабого к сильному. "(О, Мухаммад!) Скажи: Господь мой не заботился бы о вас, если бы не мольба ваша. О, отвергающие! За то, что отвергли вы, кара грядет неизбежно" ("Различение"/ 77).

Мольба и поклонение характеризуются тем, что дополняют друг друга.  "И говорит Господь ваш: "Взывайте ко Мне, отвечу Я вам; Кто пренебрегает служением Мне, несомненно, в униженном состоянии будут ввергнуты в ад" ("Верующий"/ 60)

Упование (таваккуль)

"Разве недостаточно Аллаха для рабов Его? (О, Мухаммад!) Они пугают тебя другими, кроме Него. И нет наставника для того, кого Аллах оставил в заблуждении" ("Толпы"/ 36)

"Тех, кто веруют и творят добро, поместим Мы в раю на местах возвышенных, где текут реки, и пребудут они там всегда. Превосходна награда тружеников, которые терпеливы и полагаются на своего Господа" ("Паук"/ 58-59).

Размышление (тафаккур)

Мыслью называется сила, благодаря которой из познанного извлекается знание, а активность этой силы называется размышлением. Дар размышления присущ только людям. Это понятие не применяется ни по отношению к Аллаху, ни по отношению к животным. В Коране размышление используется в значении умозаключения и извлечения поучительных уроков в результате размышления над словами Аллаха, наблюдения всевозможных феноменов, событий и процессов. Также это слово используется в значении постижения того, что скрывается за внешней оболочкой тех или иных событий и процессов и обретения истины, лежащей в их основе.

"В сотворении небес и земли и в смене ночи и дня - воистину, есть знамения для людей разумеющих. Те, кто поминают Аллаха стоя, и сидя, и лежа на боку, и размышляют о сотворении небес и земли" ("Семейство Амрана"/ 190-191)

Знание

Знание означает "постижение сути чего-либо". Знание является одним из важнейших атрибутов Аллаха. Основу Ислама составляет именно знание и оно дается только Аллахом. "Знание принадлежит только Аллаху" ("Пески"/ 23), "Возносим Мы по степеням, кого пожелаем. И над всяким знающим есть еще более знающий" ("Иосиф"/ 76), "И боятся Аллаха из рабов Его только знающие" ("Творец"/ 28).

 

Терпение

Терпение означает "способность сохранять самообладание в тяжелой, трудной ситуации". Это очень широкое по значению слово. Например, терпением называется выдержка, проявленная в час беды, противоположным тому являются спешка и слабость. Героизм и стойкость на поле боя - терпение, а обратным этому являются трусость и бегство. Умение, при необходимости, хранить тайну, отказ от пустой болтовни являются терпением, а обратное этому - пустословием... "Отвергай зло наилучшим! И тогда тот, с кем у тебя вражда станет словно другом. И никому не дается это, кроме тех, кто терпеливы и никому не дается это, кроме обладателя доброй судьбы" ("Разъяснены"/ 34-35)


 

Комментарии

 
Будьте первым, кто напишет комментарий к данной статье..

Будьте с нами Posledniyprorok.info

 

От Редактора

Видео

 

Аудио

Маулид (бахр нур) - Хафиз Кемаль

Азан - Мухаммад Сыддык Миншави

"Teşne Lebler" - Себильджи Хусейн Афанди (марсийа)