Ислам — гарантия свободы вероисповедания

Editor


Ислам — гарантия свободы вероисповедания

Решение о выборе религии или вероисповедания относится к ряду важнейших решений, которые только может принять в своей жизни человек. При принятии этого важного решения столь же значимо использование человеком свободной воли и принятие на себя ответственности за выбор. Ислам, призывающий людей к монотеистической вере и к религии Аллаха, являющейся ее выражением, особо подчеркивает, что человек, принявший то или иное решение в этом вопросе, в конце концов, принимает его сам - в пользу себя, или же против самого себя. В оглашении этого и заключается основная цель таких коранических выражений, как:  "Кто хочет - пусть верует, кто не хочет - пусть отвергает" или же "верующий верует ради самого себя, отрицающий - тоже ради себя".

Известно, что выбор религии и следование какой-либо религии теснейшим образом связаны со средой, в которой рождается и вырастает человек. Если так, то, очевидно, что человек привязан к традиционному вероисповеданию той социальной среды, в контексте культурных характеристик, которой он вырос. Еще Пророк Мухаммад, подчеркивавший, что каждый рождается с естественной верой - фитра, вместе с этим обращал внимание и на то, что человек созревает и вырастает, усваивая убеждения и верования, которым следуют его родители. Вместе с этим, в том, что касается выбора религии и веры, Ислам признает только те решения, которые человек принимает своим разумением после достижения совершеннолетия, возлагая ответственность за этот выбор на него самого. По этой причине Ислам предпочитает, чтобы человек искал правду и истину, используя свой разум так, как этого требует божественное откровение, вместо того, чтобы бездумно принимать сведения, данные ему в качестве традиционных знаний, или оставаться под спудом тех знаний, которым он был обучен. Если человек постигает абсолютную единственность и превосходство Аллаха благодаря размышлениям о цели бытия, об окружающем мире и себе самом,  то все это напоминает о необходимости служить Ему. В божественном послании,  передаваемом людям посредством пророков, содержатся адресованные ко всему человечеству напоминания об этом. Более того, айат: "о, вы, кто верит, веруйте в Аллаха" напоминает о  необходимости веры в Аллаха, являющегося стержнем религии, даже тем людям,  которые традиционно относятся к исламской вере и культуре и учит их тому, какой должна быть вера.

Во всех этих вопросах Ислам считает наиболее важным, чтобы человек действовал исходя из собственной свободной воли. Более того, Ислам делает ударение на том, что в вопросе отношения  человека к религии и к небесному руководству вообще недопустимо какое-либо давление. И под таким давлением нельзя понимать только элемент  нажима, который общество может оказывать на человека. Да, в вопросе о выборе непоколебимой и твердой веры Ислам категорически запрещает какое-либо форсирование, обусловленное социальным воздействием. Именно об этом и говорят айаты:  "Нет принуждения в религии" и "у тебя - твоя религия, у меня - моя религия". Но вместе с этим, Ислам не допускает давления и принуждения также и богословского характера. Принуждение в том, что относится к принадлежности к религии или вероисповеданию, в теологическом смысле тесно связано с понятием судьбы, т.е. того, о чем мы говорим "на роду написано" или же  понимаем как изначальную предопределенность всего (predestination). В этой связи известно, что в дискуссии о том, обладает человек свободой, или нет, между религиозными традициями существуют различные подходы, и что разные религии рассматривают тему судьбы и предопределения в соответствии со своими построениями. С точки зрения ряда вероисповедных систем важной проблемой является вопрос о том, зависит ли выбор религии и небесного руководства от воли самого человека, или же это является прерогативой рока, судьбы, которая реализуется независимо от человеческой воли и оказывает на него прямое воздействие. Если мы взглянем на арабское общество эпохи джахилийa как на пример, иллюстрирующий данный вопрос, то увидим, что в названный период понятие религиозной принадлежности было неразрывно связано с племенной или клановой принадлежностью. Более того, в представлении жителей Мекки религия или религиозная принадлежность означали ни что иное, как религиозную традицию их предков. Очевидно, что вопрос выбора религии не являлся для них областью, в которой человек принимал самостоятельное решение. Принадлежность к религии предков означает привязанность к племени или клану. По этой причине арабы периода джахилийa жестко критиковали и преследовали тех, кто уверовал в Пророка Мухаммада и проповедуемое им учение. При взгляде на иудаизм мы также увидим существование похожих тенденций. Даже в наши дни, несмотря на то, что такие, концентрирующиеся в США, религиозные течения, как  реформистский иудаизм и либеральный иудаизм, рассматривают религию и религиозную принадлежность больше как универсальное явление, в традиционном иудаизме, являющемся осью консолидации иудеев, религиозная принадлежность рассматривается в плоскости приоритета этничности. Тот факт, что человек является иудеем или же не является им, рассматривается здесь как  результат божественного предопределения. В таком же ракурсе воспринимается то, что любой человек, являющийся иудеем, автоматически принадлежит клану Сынов Израиля. Таким образом, подчеркивается,  что  человек, который не относится к этому клану, не может быть иудеем. В христианской традиции так же получило распространение представление, согласно которому религиозная принадлежность и спасение определяются судьбой. С самого начала церковь, наряду с догмой об абсолютном предопределении, доминирующей в вопросе  спасения, также взяла под свою опеку и центристское христианское богословие. По этой причине, начиная с Августина, ряд церквей в вопросе о спасении и религиозных предпочтениях человека проповедовали учение о том, что личная воля и действия человека не имеют значения. Привлекает внимание и то, что такие  же воззрения проповедуются различными протестантскими течениями. Параллельно этому, с точки зрения сопоставления с Исламом, важно и учение Католической Церкви, считающей себя первоосновой христианства.  Согласно этому учению человек не обладает какой-либо свободой в том, что касается его религиозных предпочтений и конфессиональной принадлежности, а церковь является незаменимым посредником между человеком и Богом.

При взгляде с этой точки зрения видно, что Ислам отличается от остальных религиозных систем  тем, что делает акцент на свободе человека в выборе религии и подчеркивает роль свободной воли. Ислам не признает существования какого-либо посредника между человеком и Аллахом; Ислам заостряет внимание на том, что человек должен быть независимым в выборе религии и что ответственность за этот выбор лежит на нем самом. В свою очередь человек постоянно получает напоминания  и предостережения со стороны Аллаха для того, чтобы он мог правильно пользоваться свободной волей.  Такое напоминание осуществляется либо посредством разума и совести, которые можно расценивать как своего рода откровение естественного происхождения, либо же через божественное слово, доносимое до человека при  посредничестве пророков.


مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللّٰهِۜ وَالَّذ۪ينَ مَعَهُٓ اَشِدَّٓاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَٓاءُ بَيْنَهُمْ تَرٰيهُمْ رُكَّعًا سُجَّدًا يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِنَ اللّٰهِ وَرِضْوَانًاۘ س۪يمَاهُمْ ف۪ي وُجُوهِهِمْ مِنْ اَثَرِ السُّجُودِۜ ذٰلِكَ مَثَلُهُمْ فِي التَّوْرٰيةِۚۛ وَمَثَلُهُمْ فِي الْاِنْج۪يلِ۠ۛ كَزَرْعٍ اَخْرَجَ شَطْـَٔهُ۫ فَاٰزَرَهُ فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوٰى عَلٰى سُوقِه۪ يُعْجِبُ الزُّرَّاعَ لِيَغ۪يظَ بِهِمُ الْكُفَّارَۜ وَعَدَ اللّٰهُ الَّذ۪ينَ اٰمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ مِنْهُمْ مَغْفِرَةً وَاَجْرًا عَظ۪يمًا ﴿29﴾
Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Мухаммад - Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверубщим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. так они предствалены в Торе. В Евангелии же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду.
(аль-Фатх, 48/29)