Пророк Мухаммад
Кто он
 

Не oбижающий и не обижающийся Посланник

Коран повествует о милостивом и сочувственном (сострадательном) отношении Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) к живым существам и к людям в частности. В Коране говорится: "из вас самих пришел посланник к вам, его тревожит то, что вы грешите. Он ревнует о вас, а к верным - милосерд и добр!"1

В айате употреблены такие понятия как очень сострадательный и милостивый. Эти понятия, оба одновременно, не были использованы Всевышним Аллахом в отношении ни одного из предыдущих посланников. 

В человеческих отношениях самой важнейшей чертой симпатии является мягкость. И Пророк в силу этого своего качества был принят людьми. Он нашел свое место в их душах. В принципе, в человеческих отношениях привлекательным для людей является не величие и ум, а сама личность, присущий ей характер и коммуникативность. Всевышний Аллах говорит так: "В силу милости Аллаха к тебе, ты действовал мягко по отношению к людям. Если бы ты был человеком с твердым (черствым) сердцем, резким и безжалостным, люди покинули бы тебя"2 .

Важнейшей особенностью человеческих отношений является осознание того, что стоящее против тебя лицо тоже является человеком. Не понимать этого, жить и мыслить по принципу восприятия себя как "центра всего" или превращать свое "Я" в такой центр, считать окружающий за "ничто" - это является одной из самых больших проблем и трудностей, а заодно и слабостей, человеческих отношений. Ученые, изучающие эти отношения, говорят о важном принципе в их сфере. Речь идет о том, что человек должен поставить себя на место другого человека (в системе отношений) и оценить проблему еще и с его точки зрения и его глазами (принцип эмпатии).  

Период Пророка Мухаммада принято характеризовать как "период (век) счастья" 3 .  В силу характера и особенностей личности Пророка люди испытывали к нему глубокое расположение. Они окружали его, получая ответы на вопросы, запавшие в их души. Он не использовал свое положение для извлечения личных выгод. Люди отметили про себя, что он был первым при решении проблем и последним при разделении благ. Рассказывают такую историю. Однажды в Медине по неизвестной причине поднялся грохот. Все были в растерянности. Посланник Аллаха сел на лошадь Абу Талхи (да будет доволен им Аллах) по кличке Мендуб и поскакал в сторону шума. Вскоре он вернулся и успокоил всех, сказав, что ничего страшного (бóязного) нет"4 . .

Есть еще и такой случай. Он имел место при подготовке к битве, которая вошла в историю под названием "аль-Хандак". Людей, копавших ров, Джабир б. Абдуллах (да будет доволен им Аллах) пригласил к столу. Так как людей было много, то в их обслуживании принял участие и сам Пророк лично. Он сел за стол последним"5 . . . Эта его простосердечность, открытость людям, скромность, постоянное стремление помочь им, высокое благородство, способность идти на риск -  все эти качества поражали и восхищали людей. Они непроизвольно привлекали их на его сторону.

Подобное отношение Посланника к людям, начиная с членов семьи и близких и включая сюда всех остальных, отношение, одинаково равное и достойное человека, поддерживающее его личностное начало, встречало у людей глубокую поддержку и удовлетворение. Такой Посланник не давал человеку никакого повода для обид.

Когда он видел ошибки и неверные действия в поступках  людей, он как бы относил это к себе, говоря что это он, скорее всего, видит так. Мол, на деле действия должны быть иными. И говорил так: "Что это случилось со мной, что я вижу некоторых моих братьев в таком, вот, положении (состоянии)"6 . Он опять же хотел сказать, что люди не поступят так. Это он видит неверно. Какая высокая человеческая тонкость и уважительность!..

По отношению к несправедливости и неправде, которые проявлялись к нему, Посланник Аллаха вел себя в высшей степени взвешенно, отвечая на них своим мягким характером, блaгородством души и высоким словом Корана. По отношению к ошибкам людей он был человеком простительным. Был такой случай. Однажды при раздаче военных трофеев один бедуин набрался такой смелости, что схватил его за ворот и потребовал для себя дополнительной доли. Он только улыбнулся и удовлетворил его просьбу. И простил его)"7 . Ибо Всевышний Аллах говорит: "(О, Посланник мой!) Будь терпеливо снисходителен к таким, зови к добру и удаляйся от невежд")8 .

Это трудное дело - не обижать и не обижаться в отношениях с людьми, которые не отдают себе отчета в своем поведении и переходят меру. Но Посланник Аллаха умел быть с ними дружелюбным и приветливо улыбчивым. Можно утверждать, что не обижаться труднее, чем не обижать. Ибо не обижать - это то, что лежит у нас на руках. Если вы способны владеть своими руками, языком и взглядом, можете сдержать себя, то можете избежать и того, чтобы обижать людей. Но необижаться, зачастую не зависит от нас. Перед определенными действиями людей это и в самом деле становится невозможным. И только в самых исключительных случаях это становится возможным. И это мы видим на примере Посланника Аллаха. Он не обижал и не обижался. В кругу его близких друзей были и такие, корни которых шли из бедуинов (пустынных кочевников). Для них были характерны грубые нравы и грубое обращение. Среди них были даже такие, которые, простите, пытались мочиться на аль-Масджид ан-Набави. Он не сердился на них и старался их не обижать. А если среди его близких были такие, которые реагировали чрезмерно, он в доброжелательной форме сдерживал их, и делал это так, чтобы не обижать их9. Однажды к нему пришел молодой человек и попросил у него разрешение на совершение внебрачной связи. Пророк, не обижая его, задал ему несколько вопросов. Из полученных ответов сама собой следовала неверность решения о внебрачной связи. Молодой человек понял это и отвратился от задуманного"10 . . .

Грубость и невоспитанность в человеческих отношениях оскорбляет людей. Следствием этого является то, что они избегают общения и контактов с обладателями подобных качеств. В этом вопросе посланники Аллаха были образцами поведения для людей. Последний из них, Пророк Мухаммад, о котором высоко отзывается и Аллах в Коране, был и остается образцом высокой нравственности и человечности для всех людей. Явление всегда изучается по высоким образцам. Всё прекраное, что выпало на долю исламской общины, связано с именем Пророка Мухаммада, во всем этом есть его вклад. Есть следы его высокой личности и столь же высокой морали. И добродетели люди достигли в той мере, в какой они смогли приблизиться к этой личности и этой морали. Философия высокого отношения к человеку - не обижать его и не обижаться самому на него - нашла свое отражение и в турецкой литературе. Многие поэты вдохновлялись этим высоким чувством. Одним из них был и Пертев Паша. Он выразил свои чувства следующим образом:

Если не по тебе шипы, то не вдыхай аромата розы, в которую влюблен соловей.

Обижаешься на шипы и боишься их, не вдыхай аромата розы.

Кто любит розу, примет и ее шипы.

Не стремись к чьей-то любви за пределами Аллаха, не обижайся на тех, которые считаются другими (чужими) за пределами Аллаха. Если ты подчинишь душу преходящим вещам, то будешь в печали. Ибо надежда на преходящее кончается тем, что разрушает саму надежду...

Ни ты не принимай от другого обиду, ни сам не доставляй ее другому. Если ты доставляешь другому обиду, то у тебя нет права обижаться на его обиду. Обижаться на то, когда он доставит тебе обиду...

Всё слово заключается в том, чтобы не обижаться на другого и не обижать его. Одним словом, надо быть человеком с добрым сердцем...


 

Комментарии

 
Будьте первым, кто напишет комментарий к данной статье..

Будьте с нами Posledniyprorok.info

 

От Редактора

Видео

 

Аудио

Маулид (бахр нур) - Хафиз Кемаль

Азан - Мухаммад Сыддык Миншави

"Teşne Lebler" - Себильджи Хусейн Афанди (марсийа)